Понятие и задачи оргпроектирования
Под проектированием вообще понимается прикладная деятельность по созданию моделей определенного объекта или процесса /18/. Вновь создаваемые или усовершенствованные различные объекты и процессы являются продуктом проектирования. В результате проектирования разрабатываются проекты по созданию новой, либо целенаправленному изменению существующей технологической или социально-экономической системы, либо создание или развитие различных видов процессов (технологических, информационных и т.п.).
Понятие «проект» используется как в «узком», так и «широком» смыслах. В «узком» смысле проект представляет собой документально оформленный план (модель) сооружения, конструкции, технологии, системы управления и т.п. В «широком» смысле проект рассматривается как единое целое, включающее основные фазы его жизненного цикла: формирование замысла и постановка целей; подготовка и разработка проекта; реализация проекта; завершение проекта (ввод в эксплуатацию, выход на заданную мощность, внедрение в производство и т.п.) /23/.
Наиболее сложным является проектирование производственных систем, предприятий в целом, либо отдельных производств и подразделений. Проектирование производственной системы предполагает разработку и взаимную увязку проектов технической, организационной, информационной, социальной и др. систем, обеспечивающих функционирование предприятия по производству и реализации продукции и услуг.
Важное значение имеет при этом разработка разделов организации производства, труда и управления предприятием, внутреннего экономического механизма, использования «человеческого» фактора.
Организацию (от латинского слова “organizo” – «сообщаю стройный вид», «упорядочиваю») можно рассматривать в двух аспектах: как процесс и как характеристику, определяющую состояние системы.
Организация как процесс – это формирование структуры, упорядочение взаимодействия элементов системы (предприятия) или преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное. Организация как характеристика отражает состояние системы (предприятия).
Для предприятий «организация» означает /10/:
определенный процесс упорядочения, повышения степени упорядоченности структурных компонентов предприятия;
процесс прогрессивного развития предприятия, его восходящую стадию;
такую связь, взаимодействие между элементами предприятия, которая подчиняет их движение определенным закономерностям;
процесс преобразования предприятий от низших форм и порядка к его высшим формам;
характеристику состояния предприятия, его функционально-структурное описание.
Важнейшим средством повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий на рынке, сохранения его конкурентоспособности в долгосрочном периоде времени является уровень его «организационного развития», способности приспособления организационной системы к изменениям во внешней и внутренней среде. Организационное развитие рассматривается и как философская концепция и методология внутрифирменных изменений при рассмотрении предприятия как «открытой системы», и как всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне- и долгосрочные перспективы, и как подход к управлению сложными изменениями на корпоративном уровне и т.п.
Процесс организационного развития представлен на рис. 1 и включает семь этапов /10/:
1) определение миссии организации;
2) оценка внешних и внутренних условий;
3) сбор данных;
4) обеспечение вовлеченности персонала в процесс перехода;
5) постановка целей изменения;
6) осуществление изменений и развивающие мероприятия;
7) оценка и закрепление изменений.
| |||
Рис. 1. Схема процесса организационного развития
В зарубежной литературе в рамках организационного развития системы выделяют понятия «организационный инжиниринг» и «реинжиниринг бизнес - процессов».
«Организационный инжиниринг» направлен на рациональные (инжиниринговые) решения широкого комплекса организационных задач. Задачей организационного инжиниринга является выделение и типизация ключевых компонентов производственной системы и их «настройка» (согласование) для достижения поставленных целей в процессе изменений. Ключевыми компонентами организации предприятия как открытой системы, подлежащими изменению (совершенствованию), являются /10/:
структура – организационная, юридическая, финансовая и т.д.;
бизнес-процессы (как способ реализации функций системы);
системы менеджмента (механизмы, регулирующие бизнес-процессы в организации, и способы взаимодействия структурных элементов) – системы внутрифирменного планирования и контроля, мотивации, управления качеством, внутрифирменная нормативная база и т.д.
«Реинжиниринг бизнес-процессов» (РБП или англ. BPR – business process reengineering) представляет радикальную перестройку деловых (бизнес) - процессов для значительного улучшения показателей работы действующих бизнес-организаций. Реинжиниринг бизнес-процессов является составной частью и инструментом организационного инжиниринга и направлен на создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов, часто без учета того, что было ранее на предприятии.
Организационное проектирование является неотъемлемой функцией организации производственной системы, обеспечивающей ее постоянное развитие и совершенствование. «Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности» /13/.
Объектом организационного проектирования является производственная организационная система, а предметом – комплексное моделирование организационной системы /18/.
Л.С. Пузыревский определяет организационное проектирование предприятия как моделирование организационной системы, осуществляемое либо перед строительством, либо накануне значительных организационных преобразований действующего объединения, предприятия /18/, и выделяет следующие задачи:
1) подобрать элементы системы в количественном и качественном отношениях;
2) разместить элементы в пространстве;
3) установить структуру системы как горизонтальную (технологическую), так и вертикальную (управляющую);
4) разработать регламент процессов, происходящих в системе;
5) установить характер информационных взаимосвязей элементов системы;
6) спроектировать технологию управленческих процессов.
Авторы работы /2/ считают, что в процессе организационного проектирования осуществляется решение следующих задач:
1) разделение труда и специализация;
2) депертаментализация и кооперация;
3) связи между частями и координация;
4) масштаб управляемости и контроля;
5) иерархия организации и ее звенность;
6) распределение полномочий и ответственности;
7) централизация и децентрализация;
8) дифференциация и децентрализация;
9) дифференциация и интеграция.
На наш взгляд, проектирование конкретной производственной системы или её подсистем включает в себя решение следующих основных задач:
1) определение состава элементов системы (подсистемы) в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве, т.е. формирование производственных структур;
2) разработка регламентов организационных процессов, происходящих в системе, и создание комплекса организационно-плановых документов, содержащих основные положения этих регламентов;
3) определение характера информационных взаимосвязей элементов системы, формирование структуры документооборота и создание информационного обеспечения организации производства;
4) разработка нормативной базы организации производства, труда и управления для конкретных производственных систем (подсистем);
5) установление экономических отношений между участниками производственного процесса – подразделениями или отдельными исполнителями.
Необходимость совершенствования организационной системы вызывается целым рядом причин:
когда не удается наладить выпуск новой продукции, диверсифицировать производство, затраты на выпуск продукции в установленной номенклатуре и объемах являются высокими и не снижаются, не удается повысить производительность труда, ухудшаются показатели использования основных и оборотных фондов;
при ухудшении общих показателей работы предприятия на рынке - сокращение объема продаж продукции, снижение доли рынка и т.д.;
при выявлении неэффективной работы руководителей высшего и среднего звена управления из-за их перегрузки, дублирования функций, сложной системы принятия решений, возникновения конфликтных ситуаций по организационным причинам;
при совершенствовании организационной структуры, технологии управленческих процессов;
при расширении видов деятельности предприятия и росте объема выпуска продукции, диверсификации производства, увеличении рынков сбыта продукции;
при необходимости частых изменений в ассортименте и объеме выпуска продукции вследствие высоких темпов обновления и сокращения «рыночного цикла» изделий;
из-за повышения требований потребителей к качеству товаров и услуг, к срокам поставки, к методам продаж, оказанию сервисных услуг и т.п.;
из-за ужесточения конкуренции производителей товаров и услуг, увеличения разнообразия методов «ценовой» и «неценовой» конкуренции;
при разработке и внедрении новых технологий, техники в процессы производства продукции, организации производства, труда и управления, компьютеризации производства;
при реорганизации предприятия, объединении с другими хозяйствующими субъектами, либо ликвидации отдельных производств и др.