Подбери слово-признак (слово-действие)

Цель: учить ребенка подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету или объекту.

Задача: активизировать словарь прилагательных и гла­голов, автоматизировать звук во фразе.

1 вариант

Ребенок знакомится с понятиями слово-предмет, слово-признак, слово-действие и с условными обозначениями.

слово-действие

слово-предмет

подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru слово-признак

подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

 
  подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

Т

Рис. 3. Условные обозначения частей речи

Взрослый показывает ребенку картинку и задает к ней вопрос-чистоговорку. Например: ла-ла - КАКАЯ юла? Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса? Ребенок отвечает на вопрос чистоговоркой, глядя на схему-опору (ла-ла - БОЛЬШАЯ юла, са-са - БЕЖИТ лиса).

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку, выкладывает ее фишками. Затем подставляет в схему чистоговорки ус­ловное обозначение и просит ребенка подобрать к данной чистоговорке слово-признак (слово-действие).

Таким образом, к чистоговорке можно подбирать по не­скольку слов-признаков и слов-действий.



Приемы логопедической работы с чистоговорками

Приемы логопедической работы с чистоговорками




подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru 23. СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить ребенка подбирать антонимы в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь антонимов.

1 вариант

Познакомить ребенка с наглядной опорой - карточка­ми, схематично изображающими слова-антонимы.

подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

 
  подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

высокий - низкий длинный - короткий грустный - веселый

подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

 
  подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru

прямой-кривой острый – тупой большой - маленький

Рис. 4. Схематические изображения слов-антонимов

Взрослый показывает карточку и называет слово. Ребе­нок, глядя на нее, называет слово-антоним.

Аналогичная работа проводится с чистоговоркой. Взрослый проговаривает чистоговорку, доказывая карто­чку. Ребенок повторяет чистоговорку, вставляя в нее сло­во-антоним. Например:

В; Ра-ра — высокая гора. Р: Ра-ра - низкая гора.

2 вариант

Взрослый проговаривает чистоговорку. Ребенок повторя­ет ее, подбирая слово антоним, не глядя на карточку-опору.

3 вариант

Взрослый показывает картинку, а ребенок называет ее и самостоятельно придумывает с данным словом две чис-тоговорки (с каждым из двух слов-антонимов).

24. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?

Цель: учить ребенка называть части предмета с помощью

чистого ворки. Задача: автоматизировать звук во фразе, уточнять знание частей предмета.

1 вариант

Взрослый просит ребенка обратить внимание на какой-либо из находящихся в комнате предметов, показывает его части, обращает внимание на ударение в словах - названи­ях этих частей. Затем взрослый задает чистоговорки-воп-росы, показывая ту или иную часть выбранного предмета, а ребенок отвечает на них. Например:

В: Ла-ла-ла - это что у стола?

Р: Ла-ла-ла — это ножки у стола

2 вариант

Взрослый просит ребенка составить рассказ о деталях предмета с помощью чисто говорок. Например: ла-ла-ла - ножки есть у стула; ла-ла-ла - спинка есть у стула...

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: учить ребенка подбирать к слову-предмету слово-признак и слово-действие,

Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных и глаголов.

1 вариант

Взрослый показывает картинку и составляет по ней чистоговорку. Затем просит ребенка описать нарисован­ный на картинке предмет с помощью чистоговорок. На­пример:

В: Ла-ла - юла. Ла-ла — какая юла? Ответь чистоговор­кой. Р: Ла-ла - СИНЯЯ юла.

Если ребенку трудно подобрать слово, взрослый задает наводящие вопросы. Например:


Приемы логопедической работы с чистоговорками

подбери слово-признак (слово-действие) - student2.ru В: А еще какая бывает юла? Из чего она сделана? Значит, она какая? Р: Ла-ла - железная юла.

Аналогичная работа проводится с глаголами.

В: Ла-ла - что делает юла?

Р: Ла-ла - вертится юла.

В: А как еще можно сказать?

Р: Ла-ла - кружится юла.

В: А что еще делает юла?

Р; Ла-ла - лежит юла, ла-ла - упала юла.

2 вариант

Ребенок самостоятельно составляет простую чистого-ворку и выкладывает ее фишками. Затем придумывает несколько чистоговорок по картинке, выкладывая фиш­ками других цветов каждое вновь подобранное слово.

Наши рекомендации