Подбери слово-признак (слово-действие)
Цель: учить ребенка подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету или объекту.
Задача: активизировать словарь прилагательных и глаголов, автоматизировать звук во фразе.
1 вариант
Ребенок знакомится с понятиями слово-предмет, слово-признак, слово-действие и с условными обозначениями.
слово-действие
слово-предмет
слово-признак
Т
Рис. 3. Условные обозначения частей речи
Взрослый показывает ребенку картинку и задает к ней вопрос-чистоговорку. Например: ла-ла - КАКАЯ юла? Са-са - ЧТО ДЕЛАЕТ лиса? Ребенок отвечает на вопрос чистоговоркой, глядя на схему-опору (ла-ла - БОЛЬШАЯ юла, са-са - БЕЖИТ лиса).
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку, выкладывает ее фишками. Затем подставляет в схему чистоговорки условное обозначение и просит ребенка подобрать к данной чистоговорке слово-признак (слово-действие).
Таким образом, к чистоговорке можно подбирать по нескольку слов-признаков и слов-действий.
Приемы логопедической работы с чистоговорками
Приемы логопедической работы с чистоговорками
23. СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить ребенка подбирать антонимы в чистоговорке. Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь антонимов.
1 вариант
Познакомить ребенка с наглядной опорой - карточками, схематично изображающими слова-антонимы.
высокий - низкий длинный - короткий грустный - веселый
прямой-кривой острый – тупой большой - маленький
Рис. 4. Схематические изображения слов-антонимов
Взрослый показывает карточку и называет слово. Ребенок, глядя на нее, называет слово-антоним.
Аналогичная работа проводится с чистоговоркой. Взрослый проговаривает чистоговорку, доказывая карточку. Ребенок повторяет чистоговорку, вставляя в нее слово-антоним. Например:
В; Ра-ра — высокая гора. Р: Ра-ра - низкая гора.
2 вариант
Взрослый проговаривает чистоговорку. Ребенок повторяет ее, подбирая слово антоним, не глядя на карточку-опору.
3 вариант
Взрослый показывает картинку, а ребенок называет ее и самостоятельно придумывает с данным словом две чис-тоговорки (с каждым из двух слов-антонимов).
24. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ?
Цель: учить ребенка называть части предмета с помощью
чистого ворки. Задача: автоматизировать звук во фразе, уточнять знание частей предмета.
1 вариант
Взрослый просит ребенка обратить внимание на какой-либо из находящихся в комнате предметов, показывает его части, обращает внимание на ударение в словах - названиях этих частей. Затем взрослый задает чистоговорки-воп-росы, показывая ту или иную часть выбранного предмета, а ребенок отвечает на них. Например:
В: Ла-ла-ла - это что у стола?
Р: Ла-ла-ла — это ножки у стола
2 вариант
Взрослый просит ребенка составить рассказ о деталях предмета с помощью чисто говорок. Например: ла-ла-ла - ножки есть у стула; ла-ла-ла - спинка есть у стула...
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
Цель: учить ребенка подбирать к слову-предмету слово-признак и слово-действие,
Задача: автоматизировать звук во фразе, активизировать словарь прилагательных и глаголов.
1 вариант
Взрослый показывает картинку и составляет по ней чистоговорку. Затем просит ребенка описать нарисованный на картинке предмет с помощью чистоговорок. Например:
В: Ла-ла - юла. Ла-ла — какая юла? Ответь чистоговоркой. Р: Ла-ла - СИНЯЯ юла.
Если ребенку трудно подобрать слово, взрослый задает наводящие вопросы. Например:
Приемы логопедической работы с чистоговорками
В: А еще какая бывает юла? Из чего она сделана? Значит, она какая? Р: Ла-ла - железная юла.
Аналогичная работа проводится с глаголами.
В: Ла-ла - что делает юла?
Р: Ла-ла - вертится юла.
В: А как еще можно сказать?
Р: Ла-ла - кружится юла.
В: А что еще делает юла?
Р; Ла-ла - лежит юла, ла-ла - упала юла.
2 вариант
Ребенок самостоятельно составляет простую чистого-ворку и выкладывает ее фишками. Затем придумывает несколько чистоговорок по картинке, выкладывая фишками других цветов каждое вновь подобранное слово.