Допустимая величина недобора грунта
Рабочее оборудование экскаватора | Допустимый недобор грунта, см, при емкости ковша экскаватора , м3 | ||||
0,25…0,4 | 0,5…0,65 | 0,8…1,25 | 1,25…2,5 | 3…5 | |
Прямая лопата | |||||
Обратная лопата | - | - | |||
Драглайн |
1.2. Разработка котлованов экскаваторами, оборудованными прямой лопатой
При устройстве котлованов число проходок и их параметры устанавливают расчетом с обеспечением наименьших затрат времени на выполнение рабочего цикла экскавации.
Высота забоя должна быть не более максимальной высоты резания и не меньше размера, обеспечивающего наполнение ковша (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Наименьшая высота забоя, обеспечивающая заполнение ковша экскаватора, м
Рабочее оборудование экскаватора | Группа грунта | Вместимость ковша экскаватора, м3 | ||||||
0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | ||
Прямая лопата | I, II III IV | 1,5 2,5 3,0 | 1,5 2,5 3,5 | 2,5 4,5 5,5 | 3,0 4,5 6,0 | 3,0 4,5 6,0 | 2,5 4,0 6,0 | 2,5 4,0 6,0 |
Обратная лопата | I, II III | 1,2 1,8 | 1,5 2,0 | 1,8 2,0 | 2,2 3,0 | - - | - - | - - |
Узкие котлованы шириной по верху до 1,5R (наибольшего радиуса резания) разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой грунта в транспортные средства, при ширине от 1,5 до 1,8 – с двусторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки при перемещении экскаватора по прямой составит (м):
,
где Rоп – оптимальный радиус резания, принимаемый равным от 0,8 до 0,9 наибольшего радиуса резания; lп – длина рабочей передвижки экскаватора, принимаемая равной 0,75 длины рукояти экскаватора.
Ширина проходки по низу (м):
,
где Rст – радиус резания на уровне стоянки экскаватора.
Котлованы шириной от 2,0 до 2,5 R целесообразно разрабатывать уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора по зигзагу с двусторонней или односторонней погрузкой, а при ширине до 3,5 R – поперечно-лобовой проходкой с двусторонней погрузкой грунта в транспортные средства.
Ширина зигзагообразной лобовой проходки по верху составляет (м):
.
Котлованы шириной более 3,5R после первой лобовой проходки продолжают далее разрабатывать одной или несколькими боковыми проходками; при этом максимальная ширина каждой боковой проходки равна (м):
.
При разработке забоя шириной от 1,2 до 1,3R экскаватор устанавливают ближе к одному из откосов выемки таким образом, чтобы между его противовесом и откосом выемки во всех положениях поворотной платформы оставалось расстояние в 1 м, а автосамосвалы для погрузки грунта подают параллельно оси перемещения экскаватора вдоль другого откоса.
Если ширина забоя составляет от 1,8 до 1,9R, то экскаватор с прямой лопатой устанавливают на оси забоя, а транспортные средства подают поочередно вдоль обоих откосов выемки. Для уменьшения угла поворота платформы разработку грунта необходимо производить в той части забоя, где установлен автосамосвал.
Разработку глубоких котлованов (забой выше максимальной высоты резания экскаватора) осуществляют уступами (ярусами). В начале разрабатывается пионерная траншея лобовым забоем с погрузкой грунта в автосамосвалы, находящиеся на верхней бровке котлована. В этом случае максимальное превышение уровня стоянки транспортных средств над уровнем стоянки экскаватора (м):
,
где hв – наибольшая высота выгрузки, м; hт – высота транспортных средств (табл. 1.3); hз – запас по высоте на возможную нагрузку грунта выше бортов транспортных средств, равный 0,8 м.
Таблица 1.3