Типовые практические задания
1. Проведите анализ ассортимента предложенной группы товаров за определенный период и рассчитайте основные показатели ассортимента. Определите: факторы, определяющие возможность удовлетворения потребностей в исследуемой группе товаров; оптимальную широту ассортимента товаров. Предложите мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров.
2. Оцените назначение продовольственного товара, если известно, что вего составвходят: витамины, макро- и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, балластные вещества, кофеин. Всего жиров – 5%, белков – 20%, углеводов – 40%. Масса нетто товара – 200 г. Проведите консультацию для покупателя по выбору товара.
3. Рассчитайте коэффициенты широты ассортимента сыров, по подгруппам и наименованиям, реализуемых торговым предприятием. Известно, что на момент изучения покупательского спроса в магазине находились сыры следующих наименований: Рокфор, Швейцарский, Голландский, Алтайский, Советский (плавленый), Бийский, Голландский (плавленый), Костромской, Пошехонский, Российский, Городской, Орбита. Ассортимент сыров, выпускаемых заводами-изготовителями, приведён в таблице.
Таблица – Ассортимент сыров
Подгруппа | Наименование |
Натуральные полутвёрдые сыры | |
1. Швейцарский | Швейцарский, Алтайский, Советский, Украинский, Карпатский, Горный, Бийский |
2. Голландский | Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Угличский, Пошехонский, Литовский, Новосибирский, Минский, Буковинский, Выруский, Прибалтийский |
3. Чеддер | Чеддер, Российский |
4. Латвийский | Латвийский, Пикантный, Каунасский, Клайпедский |
Натуральные мягкие сыры | |
5. Рокфор | Рокфор, Голубой, Стилтон, Горгонзола |
6. Дорогобужский | Дорожный, Дорогобужский, Смоленский, Баусский |
Плавленые сыры | |
7. Без компонентов | Советский, Российский, Костромской, Городской, Орбита, Голландский |
8. С компонентами | Сыр с грибами для супа, сыр с луком для супа |
Работу выполнить по форме, представленной в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристики ассортимента сыров
Наименование признака | Базовая широта (шб) | Фактическая широта (шф) | Коэффициент широты (кш) |
4. Рассчитайте коэффициенты полноты реализуемого ассортимента:
а) телевизоров, если фирменным магазином, согласно договору поставки, должно быть получено 45 моделей, фактически поступило и реализовано 40 моделей;
б) обуви женской, если в торговом зале в течение месяца находилось 20 моделей туфель, 15 моделей сапожек; ассортиментным перечнем фирмы предусмотрено – 22 модели туфель, 35 моделей сапожек;
в) кондитерских изделий и соков, если в летнем кафе в ассортиментном минимуме предусмотрены кондитерские изделия – 10 наименований, соки – 4; фактически предлагались: кондитерские – 5, соки – 2 наименований.
Результаты оформите в виде таблицы 4.
Таблица 4 – Коэффициенты полноты
Группа продукции | Фактическая полнота (число разновидностей) (Пф) | Базовая полнота (Пб) | Коэффициент полноты (Кп) |
Рассчитайте коэффициенты рациональности ассортимента:
а) холодильников компрессионных 3 групп ёмкости, реализуемых в специализированных магазинах. Опрос населения выявил определённую предпочтительную структуру, представленную в таблице 5.
Таблица 5 – Рациональность ассортимента холодильников
Группа холодильников | Фактическая структура (ФС), % | Предпочтительная структура (ПС), % | Степень соответствия ФС и ПС |
300 – 240 дм3 220 – 180 дм3 160 дм3 и ниже |
б) карамельных изделий с разными наполнителями, реализуемых в кондитерских магазинах города (преобладающими были изделия с тремя видами начинок). Опрос выявил предпочтительную структуру карамельных изделий (табл.7).
Таблица 7 – Рациональность ассортимента карамельных изделий
Вилы начинок | Фактическая структура, (ФС), % | Предпочтительная структура (ПС), % | Степень соответствия ФС и ПС |
Фруктово-ягодная | |||
Помадные | |||
Молочные | |||
Ореховые | |||
Сбивные | |||
Ликерные |
5. Оцените полноту маркировки предложенного преподавателем товара. Выберите нормативный или правовой документ, в котором изложены основные требования к маркировке.
6. Сделайте заключение о качестве партии женских сапог с верхом из лицевого хрома клеевого метода крепления. Размер партии – 190 пар. При проверке качества (сплошной контроль) обнаружено: неправильно поставленный каблук в трех парах; разная высота каблуков – 3 мм в четырех парах. Можно ли принять данную партию обуви?
7. Оптовая база получила от завода-изготовителя керамические изделия в универсальном ж.д. контейнере. Расстояние перевозки контейнера по железной дороге – 1007 км. Контейнер был доставлен на оптовую базу автотранспортом. При приемке товара на «слышимый» бой на складе базы отобраны пачки и коробки с нарушенной упаковкой и шорохом, слышимым внутри упаковки. В результате вскрытия отобранных пачек и коробок обнаружен бой на сумму 568 руб. Назовите возможные причины возникновения дефектов, обнаруженных при приемке товаров, и способы их предупреждения.
8. Дано: специализированный продовольственный магазин «Милана». Специализация – кондитерские изделия. Общая торговая площадь – 100 кв.м. Форма торгового обслуживания – индивидуальное обслуживание через прилавок. Это ООО, два учредителя – частные лица. Порядок работы магазина – с 9.00 до 19.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00, без выходных. Широкий ассортимент варов, в магазине два отдела – «Торты, пирожные и другие штучные кондитерские изделия», «Весовые кондитерские изделия». Ежедневно в магазине фасуется: печенье – 50кг по 500гр и 1кг, конфет по 500гр и 1кг – 100кг, вафель, сушек, сухарей – 50кг так же по 500гр и по 1кг, мармелада, зефира, пастилы – 30кг по 500гр.
Задание и порядок выполнения работы:
1) определить потребное количество весов для магазина, охарактеризовать тип и модель весов, с буквенно-цифровыми индексами;
2) рассчитать потребность в ККМ;
3) определить потребность в холодильном оборудовании для установки в торговом зале, охарактеризовать его типы;
4) описать основные типы торговой мебели для оборудования двух отделов магазина.
9.Дано: тип магазина – минимаркет «Продукты», обладающий торговой площадью – 250 кв.м. и пятью отделами: вино-водочным, бакалейным, колбасным, хлебо-булочным, молочным. График работы – с 8.00 до 21.00, без перерыва на обед. Ассортимент товаров - широкий. Это вино-водочная продукция, пиво, минеральные воды, соки, лимонады, различные колбасы, сыры, мясные полуфабрикаты и деликатесы, чай, кофе, торты, печенье, сахарный песок, сухарики, сушки, молоко и молочные продукты, и др. товары. Форма торгового обслуживания – через прилавок.
Задание и порядок выполнения работ:
1) выбрать тип и модель весов, определить потребное количество в них;
2) рассчитать потребность в ККМ;
3) определить коэффициент установочной площади торгового зала;
4) найти коэффициент демонстрационной (экспозиционной) площади торгового зала.
на основе выполнения работы сделать выводы.
10.Рассчитать необходимое количество мест контролеров-кассиров для магазина типа «Универсам» с торговой площадью 800м , исходя из того, что время работы ККМ в час «пик» 3600 сек, среднее время, затрачиваемое на одного покупателя 45 сек., среднее количество товарных единиц на 1 покупателя – 7 шт., время регистрации стоимости одного товара – 0,8 сек., коэффициент использования рабочего времени кассира – 0,7 сек., число покупателей, совершивших покупку в час «пик» - 300 человек.
11.Определить потребность в весовом оборудование, если имеется супермаркет торговой площадью 1000 м2 , в нем 4 отдела, в двух из которых осуществляется фасовка. Масса фасуемого груза: круп 2т.; сахарного песка 2т.; гастрономические товары 0,3 т. Масса одной порции расфасованной крупы 2кг.; расфасованного сахара 1,5; гастрономических товаров 500 гр. Для фасовки 1 порции затрачивается в среднем 30 секунд. Весы работают в смену 6 часов. Рабочий день три смены. Выбрать типы весов, записать их индексы.
12.Торговая площадь кондитерского магазина 400 м2, в нем 3 отдела, из них - 2 отдела осуществляют фасовку. Масса фасуемого груза 1 т. в смену, масса одной порции 1кг и 0,5 кг. Для фасовки 1 порции затрачивается 30 секунд; рабочий день магазина 8 часов. Весы работают в течении всего рабочего дня.