Урок 19 Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование
Изделие: стол и скамья.
Задачи урока: закреплять умение конструирования из бумаги; соблюдать последовательность технологических операций; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы.
Планируемые результаты: уметь планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.
Основные термины и понятия: конструирование.
Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, образцы изделий.У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей.
Ход урока
В начале урока организуется работа по заданию в рабочей тетради (с. 33), выполненному дома. Учащиеся проводят взаимоконтроль, после чего учитель оценивает работу.
Учимся новому. Учитель напоминает детям, что продолжается работа над проектом внутреннего убранства крестьянской избы. Можно задать вопрос: «Чего еще не хватает в нашей комнате?» (Мебели.) Учитель: «Сегодня мы с вами будем конструировать мебель для нашей комнаты. Что значит конструировать? (Создавать конструкцию, структуру чего-нибудь, строить, а также вообще создавать что-нибудь.) Мебель — неотъемлемая часть любого дома. На прошлом уроке мы говорили о том, какую мебель крестьяне размещали в своих домах. Посмотрите в своей папке достижений и вспомните, что это за предметы».
Дополнительный материал. Вдоль стен обычно устанавливали лавки и закрепляли их неподвижно. Скамья была основным видом опорной мебели в крестьянском жилище вплоть до XIX века, пока в избе не появились стулья. Часто можно встретить в избе скамью с перекидной спинкой.
Стол в избе имел весьма внушительные размеры, всегда был рассчитан на большую семью. Особенно тщательно обрабатывали крышку стола. Мастера выполняли ее из качественной древесины, не имеющей сучков, и добивались идеально гладкой поверхности, обычно ей придавали прямоугольную форму. Обеденный стол был не единственным в русской избе. Были и кухонные столы — поставцы, устанавливаемые около печи. Они служили для приготовления пищи. Высота их превышала высоту обеденных столов, и они часто имели выдвижные ящики для удобства или полки с закрывающимися дверцами. В деревенской избе можно было встретить и небольшие столики, функциональное предназначение которых было, скорее, декоративным. Обычно на них хранили ларец или книгу.
В деревенских избах были распространены сундуки. Чаще всего они не только использовались для хранения различных вещей (одежды и домашней утвари), но и имели декоративное назначение: их обивали со всех сторон металлическими деталями, получая оригинальные орнаменты, окрашивали в зеленый или красный цвет, обивали мехом с коротким ворсом.
В качестве основного цвета для покраски мебели использовался естественный цвет древесины. Однако широко применялась и золотисто-охристая гамма, дополняемая белым и красным цветами и их оттенками.
Делаем сами. Учитель: «Какие же предметы мебели являются основными в убранстве избы? (Стол и скамья.) Давайте сконструируем их для нашей крестьянской комнаты».
Проводится групповой или индивидуальный анализ изделия, в ходе которого следует выяснить, какие материалы и инструменты необходимы для работы (картон, цветная бумага, ножницы, клей, краски), какие надо вспомнить правила работы, какой будет техника работы (конструирование) и как будет применяться готовое изделие.
На следующем этапе нужно составить план работы, изучив сначала план работы в учебнике (с. 53): 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступить к практической деятельности.
Разметка. Помня о правилах работы ножницами, вырезать из рабочей тетради (с. 34) шаблоны деталей стола и скамьи. С помощью копировальной бумаги сделать разметку этих шаблонов на коричневом картоне, аккуратно прочертив все имеющиеся на шаблоне линии.
Раскрой. Вырезать размеченные детали по внешнему контуру.
Сборка. Пользуясь схемой в учебнике на с. 53, сконструировать, т. е. собрать, стол и скамью. Учитель должен провести с учащимися предварительную беседу о конструировании. Дети рассматривают иллюстрации в учебнике и подробно описывают каждую из них, после чего учитель объясняет, что в данном случае сконструировать — значит собрать из заготовленных деталей стол и скамью с помощью клея. Сначала надо разрезать заготовки из картона так, чтобы получились все необходимые для конструирования компоненты. Затем сложить детали по линиям сгиба для того, чтобы склеивать было удобнее; можно прогладить гладилкой линии сгиба. Собрать и склеить основание стола и приклеить к нему с помощью дополнительных кусочков бумаги крышку, после чего собрать и склеить ножки скамьи и приклеить их к детали, которая будет выполнять роль сиденья.
Отделка. Оформить изделия с помощью цветной бумаги и красок и дополнить ими комнату крестьянина, приклеив стол и скамью на общий шаблон. Завершить композицию.
Подведем итоги. Учитель: «Мы с вами закончили работу над проектом. У каждого из вас получился уменьшенный макет комнаты крестьянина. Давайте проведем выставку наших проектов и проанализируем их. Оцените свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Откройте учебник на странице 54 и прочитайте стихотворения. Каких специалистов называют кровельщиком и каменщиком? (Это профессии строителей.) Какие еще профессии строителей вы можете назвать?»
Домашнее задание. Не хочется, чтобы такая красивая комната пустовала. Дома нарисуйте и вырежите из бумаги семью крестьянина, которую можно поселить в созданной вами комнате. Подумайте, что можно сделать, чтобы эти фигурки стояли или сидели на скамье, а может быть, вам удастся с помощью родителей сделать фигурки членов семьи объемными. На следующий урок принесите полое яйцо, которое вам могут помочь подготовить ваши родители.