II. Формирование новых умений и навыков.

1. Учитель:

– Выпишите однокоренные слова.

Текст написан у доски. Учитель читает:

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегириснеговикам

Песни просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снегснегурки.

С. Погореловский

З а д а н и е: выпишите однокоренные слова.

– Докажите, что выписали однокоренные слова.

– Выделите корень в этих словах.

– Какую закономерность наблюдаете?

2. Введение соответствующей терминологии. (С. 120.)

3. Комментированная запись. (Упр. 74.) Объяснение пропущенных орфограмм.

4. Выбор однокоренных слов. (Упр. 72.)

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

5. Устный разбор. (Упр. 71.) Этимология слова «смородина» – смрад (запах).

6. Самостоятельная работа. (Упр. 73.)

III. Итог урока.

– Сформулируйте вывод: что может происходить с согласными корня, например: друг – дружба.

Домашнее задание.Упражнение 75.

Урок 9 (5)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ц е л ь: совершенствовать умение разбирать по составу слова с чередующимися согласными в корне слова.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

вдруг гербарий дуршлбг

Чернота затопила весь мир с его деревьями и домами.

– Расставьте знаки ударения в словах.

– Объясните встретившиеся орфограммы.

– Разберите предложение по членам предложения.

II. Закрепление.

1. Разбор слов по составу с определением чередующихся согласных в корне слова. (Упр. 77, 79.)

2. Комментированная запись. (Упр. 80.)

3. Самостоятельная работа. (Упр. 78.)

– Укажите чередование согласных в корне слова.

4. Сравнение основ слов. (Упр. 81, устно.)

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

III. Итог урока.

Игра «Третий лишний».

Желток, железо, желтый.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

– Победит самый внимательный и рассудительный.

Домашнее задание.Упражнение 82 (устно). Подготовиться к письму по памяти.

Урок 10 (6)

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Ц е л ь: формировать представления о беглых гласных; умение разбирать по составу слова с беглыми гласными.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

воробей сорока олово

Письмо по памяти. (Упр. 82.)

II. Формирование новых умений и навыков.

1. Выделение из текста слов-синонимов. (Упр. 83.) Разбор слов по составу.

2. Сравнение по составу форм одного и того же слова. (Упр. 84.)

3. Введение соответствующей терминологии. Работа с правилом на с. 123.

4. Изменение формы существительных по вопросам. (Упр. 86.)

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

5. Комментированный разбор. Объяснение пропущенных орфограмм. (Упр. 85.)

6. Самостоятельная работа. (Упр. 87.)

– Определите беглые гласные в корне.

III. Итог урока.

– Что такое беглые гласные?

– Выберите верное утверждение:

а) слабая позиция парных согласных только на конце слова;

б) слабая позиция для парных согласных – на конце слова и перед глухой согласной;

в) слабая позиция для парных согласных – на конце слова и после глухой согласной.

– Для каких слов слово «дивный» является проверочным? Диво, удивляться, удивление.

Домашнее задание.Упражнение 88.

Урок 11 (7)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ц е л ь: совершенствовать умение разбирать по составу слова с чередованием согласных в корне и с беглыми гласными; определять беглые гласные в суффиксах.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

фамилия фломастер фасоль

(В) комнату через форточку (в)летел в..р..бей.

– Объясните орфограммы. Спишите. Выпишите из предложений словосочетания.

Выборочный диктант.

Учитель читает текст, дети выписывают и распределяют слова в 3 столбика:

С безударной гласной С парным согласным Непроверяемые (словарные) слова
     

Почему коньки не скользят по самому гладкому полу?

Все дело в смазке. Тонкая пленка воды – вот какая у коньков смазка. Ведь лед под ними подтаивает.

А деталиавтомобилей, насосов, лифтов, роликовых коньков смазывают машинным маслом. Хорошенько смажь любое колесо. Завертится оно легко и быстро. Вот и говорят: «Человек любит ласку, а машина смазку».

А. Дитрих

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

II. Закрепление.

1. Разбор слов по составу. (Упр. 89.)

2. Сравнение по составу однокоренных слов, определения беглых гласных в суффиксах. (Упр. 90, устно.)

3. Самостоятельная работа. (Упр. 92.) Комментирование орфограммы.

4. Комментированная запись. Работа по заданию. (Упр. 91.)

III. Итог урока.

– Как проверить слова с безударным гласным в корне? С парным согласным в корне?

– Приведите свои примеры.

– Помогите Пете Ошибкину. Запись н а д о с к е:

На меня напала гру.. .

Не нашел в лесу я гру.. .

– Докажите, что ваши суждения верны.

Домашнее задание.Упражнение 93.

Урок 12 (8)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ц е л ь: формировать умения строить схемы состава слова; образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

юнга тюльпан люди вьют

Снег укрыл черную грязную землю пушистым одеялом.

– Объясните правописание орфограмм. Спишите. Выделите грамматическую основу предложения (главные члены).

II. Закрепление.

1. Подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами с указанием способа проверки. (Упр. 94.)

2. Разбор слов по составу. (Упр. 95, 97.)

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

3. Словарная работа.

– Отгадайте з а г а д к и:

В лес идешь – домой глядит,

Из лесу идешь – в лес глядит.

(Топор.)

– Языковеды связывают значение этого слова со словом тупать, как и тяпать. Глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». Топор – буквально «тупало», «рубило».

4. Доскажите словечко:

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? ... (Кровать.)

– Синоним – койка. Подберите однокоренные слова.

– Звукобуквенный анализ слова «одежда». Запись слов в словарь.

5. Объяснительный диктант.

У животных есть много разных сигналов. Ими они многое сообщают друг другу. Звери умеют рычать, выть, мяукать, реветь, визжать, мычать. Могут объясняться на языке движений. А могут подать сигнал и запахами. Хищные звери живут и охотятся на своих участках. Границы обозначаются запахами хозяев. Медведь трется спиной о деревья и царапает кору как можно выше.

А. Дитрих

– Объясните и докажите написание орфограммы в диктанте.

Урок 13 (9)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ц е л ь: развивать умение устанавливать, какую роль играет суффикс в слове.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

ежевика ехидна европеец

По платью встречают, по уму провожают

– Объясните смысл пословицы.

– Объясните встретившиеся орфограммы.

Словарная работа по вариантам. Записать слова в тетрадь.

Запись н а д о с к е:

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

I вариант II вариант III вариант

– Отгадайте:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко.)

– Когда так говорят: «Яблоку негде упасть»? (Когда очень тесно.)

– Образуйте однокоренные слова. (Запись на доске. Разбор по составу.)

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru Физкультминутка

II. Закрепление.

1. Образование однокоренных слов. (Упр. 99.)

2. Сравнение оттенка значения слов. (Упр. 100, 101.)

3. Уточнение сформулированных выводов. Работа с правилом на с. 151.

4. Комментирование орфограмм. (Упр. 102.)

5. Диктант с предварительной подготовкой. (Упр. 102.)

– Прочитайте текст.

– В каких словах текста гласная является орфограммой? Подберите проверочное слово.

III. Итог урока.

– Что такое суффикс?

– Какую смысловую нагрузку несет суффикс в значении слова?

Домашнее задание.Упражнение 103 (устно), подготовиться к письму по памяти.

Урок 14 (10)

ДИКТАНТ

Ц е л ь: проверить умения, связанные с написанием звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова.

Музыка

Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:

1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.

2. В диктанте 12-е предложение разобрать по членам предложения.

3. Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласную:

Холмы – …, гордый – …, свежий – …, веселый – …, красивый – … .

4. Выпишите слова, которые имеют одинаковый состав: душистая, запах, мосты, закружила, корзинка, переход.

Урок 15 (11)

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Ц е л ь: развивать умения исправлять допущенные ошибки.

Х о д у р о к а

1. Анализ работ учеников.

2. Группировка ошибок по правилам:

а) безударные гласные;

б) правописание глухих согласных;

в) правописание мягкого знака.

– Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, выделите орфограмму.

3. Индивидуальная работа учащихся.

4. Выполнение упражнений на применение знаний.

а) Письмо по памяти. (Упр. 103.) Работа по заданиям.

б) Фонетический разбор: ямка, треска.

в) Разобрать по составу только однокоренные слова: заслон, слоненок, слоны, прислоняться.

г) Выписать из диктанта слова, соответствующие схемам:

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

Урок 16 (1)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ек, -ик

Ц е л ь: формировать представления о правописании суффиксов -ик, -ек.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и навыков. - student2.ru

килограмм кириллица

У страха глаза велики.

– Объясните смысл пословицы.

– Выделите главные члены предложения.

Наши рекомендации