Стабильность общества
Информационное неравенство усиливает социальное расслоение общества и поэтому является угрозой для его стабильности.
Необходимо помнить уроки истории, которые свидетельствуют о том, что усиление любых форм социального неравенства опасно для развития общества, так как именно оно является первопричиной многих социальных и международных конфликтов. Поэтому своевременное осознание обществом новой для него глобальной проблемы — информационного неравенства является одной из важных задач мирового сообщества при выработке им программы действий на ближайшие десятилетия. Мы полагаем, что эта проблема безусловно должна найти свое отражение в материалах прогностического доклада «ЮНЕСКО: горизонт 2020 года», который подготавливается в настоящее время этой авторитетной международной организацией.
Однако помимо глобальных международных программ, имеющих геополитические цели, необходимы конкретные действия по решению данной проблемы на национальном и региональном уровнях. Главная трудность здесь заключается в том, что во многих странах, в
том числе и в России, проблема информационного неравенства еще должным образом не осознана и поэтому не рассматривается в числе социально значимых проблем развития современного общества.
Однако так обстоит дело далеко не везде. Так, например, в 1997 году в ежегодном докладе программы развития ООН было введено понятие «информационной бедности», которая определялась исходя из возможностей доступа людей к современным информационно-телекоммуникационным технологиям. Во многих западных странах сегодня уже реализуется государственная политика, направленная на снижение остроты проблемы информационного неравенства людей, которая порождается их различиями в уровне образования и экономического благосостояния.
Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет вовсе не о том, чтобы такого неравенства вообще не было. Такая цель практически не достижима. Речь идет лишь о ликвидации тех вопиющих диспропорций между возможностями людей в новой информационной сфере, которые представляют опасность для социальной стабильности общества.
Сегодня эти диспропорции начинают проявлять себя и в России. Ведь ее регионы имеют совершенно различные возможности по доступу к информационным ресурсам. Так, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск по уровню своей оснащенности современными средствами телекоммуникаций и информационными технологиями опережают другие регионы страны почти на порядок. Это необходимо иметь в виду лидерам других регионов страны, да и федеральному правительству.
При этом очень важно учесть, что ситуация в информационной сфере мирового сообщества в последние годы исключительно быстро меняется. Сегодня более 50 млн жителей Европы имеют мобильные телефоны, а развитие информационных телекоммуникаций создает реальные возможности для того, чтобы преодолевать изолированность населения сельской местности и удаленных от промышленных и культурных центров территорий от источников информации и центров социальной активности.
Таким образом, создается объективная возможность привлечения к активной социальной деятельности все большие слои населения, более эффективно использовать профессиональный опыт и знания людей, т. е. не только документированные информационные ресурсы, но и «живые знания».
«Информационные города», «пригороды» и «деревни»
В то же время крайне важно учитывать те объективные закономерности, которые уже сейчас наблюдаются в процессе формирования информационного общества Одной из них является неравномерность развития телекоммуникационной инфраструктуры общества, как инструментальной основы его информатизации. Так, например, в докладах системных аналитиков членам Европейского Сообщества отмечается, что в результате этой неравномерности сегодня происходит формирование двухуровневого информационного общества.
Его первый, наивысший уровень составляют промышленно развитые крупные бизнес-центры («информационные города»), которые объединяются современными высокоскоростными супермагистралями. В результате этого население именно этих центров в первую очередь получает возможности пользования самыми разнообразными видами информационных услуг, что сегодня является одним из условий высокого качества жизни населения.
Второй уровень информационного общества, по мнению специалистов, будут составлять «информационные пригороды», 'г. е, социально замкнутые регионы страны, в которых население не только характеризуется достаточно высоким спросом на современные информационные услуги, но и обладает экономическими возможностями по оплате этих услуг.
Информационная сфера общества в таких регионах будет также быстро развиваться, хотя, вероятнее всего, будет оставаться на более низком уровне, чем в «информационных городах». И тем не менее информационное качество жизни людей в таких «информационных пригородах» будет удовлетворительным, что особенно важно для людей пожилого возраста, инвалидов и одиноких, так как позволит им не только решать свои специфические проблемы, но и чувствовать себя более комфортно, каждодневно ощущая свою «включенность» в новую информационную среду общества.
В дальнейшей перспективе предполагается, что развитие сетевых информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных услуг позволит обеспечить глобальную персональную подключенность человека к таким сетям и услугам (Global Personal Connectivity). Это сделает доступными практически любые информационные услуги для широкого круга пользователей, независимо от места их проживания, при гарантированно высоком качестве этих услуг, включающих мультимедийную, телевизионную и другую информацию , а также возможности дистанционной медицинской диагностики, получения политической и образовательной информации и т. п.
Предполагается также, что в информационном обществе каждый человек на нашей планете будет иметь свой единый персональный номер в наземных и мобильных сетях связи. Используя этот номер, можно будет оперативно установить с ним телефонную или же телекоммуникационную связь в любое время суток и в любой точке планеты.
И тем не менее, весьма вероятно, что даже в тех условиях, когда во многих странах мира будут уже существовать «информационные города» и «информационные пригороды», на планете будет еще предостаточное количество «информационно бедных» регионов, которые можно назвать «информационными деревнями». Уровень информационного сервиса в таких регионах будет существенно более низким, чем в «информационных пригородах», что станет одной из причин информационного неравенства для проживающих в этих регионах людей.
Однако главная причина этого неравенства будет заключаться не в недостатках развития информационной инфраструктуры, а в более низком уровне развития образования и информационной культуры населения.