Понятие контент, Системы управления контентом.
Прежде чем окончательно понять, что такое системы управления контентом, необходимо рассмотреть понятие контента.
Под контентом (дословный перевод английского термина content, означающего содержание, содержимое) понимают информационное наполнение сайта – то есть все типы материалов, которые находятся на сервере: web-страницы, документы, программы, аудио-файлы, фильмы и так далее.
Таким образом, управление контентом – это процесс управления подобными материалами. Он включает следующие элементы: размещение материалов на сервере, удаление материалов с сервера, когда в них больше нет необходимости, организацию (реорганизацию) материалов, возможность отслеживать их состояние, например, используются они или нет. Управлять контентом можно различными способами в зависимости от решаемых задач. Например, обычному пользователю, поддерживающему свою домашнюю страницу, нужна только одна возможность – всегда видеть последнюю версию своей страницы. Разработчикам программного обеспечения требуется для поддержки совместной работы хранить версии своих программ на сервере. Это позволяет им вернуться в случае возникновения ошибки к одному из предыдущих состояний. Разработчикам web-сайтов нужно знать, кто над какой страницей в данный момент работает, чтобы не перезаписать по ошибке чью-то работу. Возможность хранения всех версий сайта для них не так уж и важна. Большой корпорации, возможно, потребуется назначить ответственных за различные аспекты работы сайта: например, юридический отдел отвечает за правовую информацию, отдел маркетинга – за описание продуктов, а дизайнеры – за то, как все это выглядит. Более того, очень часто возникает необходимость в дополнительных просмотрах изменений страниц до того, как они станут доступными широкой публике. Большая страховая компания или банк по закону обязаны сохранять копии Web-страниц в течение нескольких лет. Такая разница в требованиях приводит к разнице в технологиях и продуктах, которые обеспечивают управление контентом. В то же время потребности пользователей развиваются в различных направлениях, и они не хотят полностью менять свои системы управления контентом, чтобы удовлетворить новые потребности.
Рисунок 2.3. Информационные системы третьего<BR/>поколения, построенные на основе <BR/>систем управления контентом.
Согласно классификации Giga Information Group, системы управления контентом делятся на четыре основных категории, которые частично перекрываются. Системы управления исходными кодамитрадиционно поддерживают управление исходными кодами программ, и часто предоставляют некоторый web-интерфейс, который может использоваться внутри корпоративной сети, а также вне ее для параллельной работы с исходными кодами. Системы управления документамипредназначены для организаций, оперирующих с большим количеством документов, например, офисы больших компаний, редакции и страховые компании. Системы управления web-контентомпредставляют собой новую индустрию программных продуктов. Эти системы предназначены для разработки и управления Web-сайтами различной степени сложности. Обычно такие системы поддерживают и некоторый тип управления потоками работ. Системы электронной коммерции–обеспечивают хранение и управление электронными каталогами товаров. По сути, эти системы незначительно отличаются друг от друга. Самое главное отличие этих систем – это люди, которые их используют.
Каждой из этих категорий систем соответствует свой прикладной интерфейс программирования. Например, системы управления исходными кодами и средства разработки общаются между собой согласно общему интерфейсу, который называется Source Code Control API (SCC API). Применение этого интерфейса ограничено платформами Microsoft Windows, но, тем не менее, это большой шаг к тому, чтобы пользователи различных средств разработки могли хранить свои исходные коды в хранилищах различных поставщиков. Точно так же, в мире управления документами, существует интерфейс – Document Management API (DMA). Разработчики средств обработки документов часто поддерживают этот интерфейс, чтобы интегрировать свои средства разработки с DMA-хранилищами документов. В системах управления Web-контентом используется Web Distributed Authoring and Versioning (WebDAV), который представляет собой набор расширений протокола HTTP/1.1, обеспечивающих публикацию, совместное редактирование и управления файлами на удаленных Web-серверах. Кроме того, в последнее время появляются организации, пытающиеся объединить разработчиков систем управления контентом, создать единую информационную среду для потенциальных пользователей подобных систем, разработать и утвердить единые стандарты. Прежде всего, это ассоциация Open Source Content Management (OSCOM, http://www.oscom.org/). Одним из ее основных проектов является CMSML – язык, основанный на XML и предназначенный для описания систем управления контентом. Элементы этого языка описывают три основных задачи, которые решают системы управления контентом, — создание, управление и доставка контента конечному пользователю. В рамках проекта Java Community Process (JCP) ведутся работы над JSR-170, новой спецификаций API для хранилищ контента. Этот интерфейс содержит описание управления версиями контента, полнотекстовый поиск, разграничение доступа на уровне отдельных атрибутов, управление категориями и отслеживание событий.
Тем не менее, единых стандартов в этой области, в том числе на терминологию, пока еще нет. Как правило, под системами, обозначаемыми общим термином системы управления контентом понимаютименно системы управления Web-контентом, адля систем управления исходными кодами, систем документооборота и систем поддержки электронной коммерции используются собственные названия. Иногда различают понятия системы управления контентом и системы управления сайтом (Иван Косяков, "Создание бизнес-сайта компании"). Система управления контентом — это система управления информацией на сайте. Система управления сайтом — это система, которая позволяет управлять информацией на сайте, вносить изменения в дизайн сайта и осуществлять изменение структуры сайта. Однако сегодня практически все продукты, которые продвигаются на рынок под названием система управления контентом, реализуют обе эти функции.
Требования, предъявляемые к системам управления контентом, у каждой организации разные. В ходе подготовки статьи был проанализирован целый ряд систем управления контентом, ссылки на которые можно найти в следующих источниках. Прежде всего, это CMSWatch (http://www.cmswatch.com) – организация, которая ежегодно выпускает отчет, включающий в себя обзор рынка систем управления контентом и сравнения некоторых из них. Кроме того, обзоры систем управления контентом публикуются на сайтах http://www.la-grange.net/cms, http://www.opensourceCMS.com и http://www.cmsinfo.org.
Более того, на сегодняшний день существуют и специальные работы, посвященные анализу функций систем управления контентом. Среди них есть как коммерческие руководства, так и открытые публикации. Наиболее полное из них – это Content Management Requirements Toolkit (http://www.steptwo.com.au/products/toolkit/), который распространяется как коммерческий продукт. В нем упоминаются 112 функций систем управления контентом, которые разбиты на несколько разделов. Несмотря на кажущуюся полноту и ясность, этот продукт содержит много лишних или само собой разумеющихся требований. Например, то, что HTML, содержащийся в сгенерированных Web-страницах, должен быть правильным. Также вызывает вопросы и классификация функций систем управления контентом. Кроме указанного руководства, существует и ряд открытых публикаций, в которых также дается интересный перечень функций систем управления контентом, например, James Robertson "How to Evaluate a Content Management System" (опубликовано в http://www.intranetjournal.com), Paul Browning "CMS Feature List" (находится на сайте университета Бристоля, по адресу http://www.bris.ac.uk/ISC/cms/features.htm).