Понятие информационной культуры.

Подинформационной культурой понимается:

* новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

* свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях - от глобального до локального. Внутринациональные варианты информационного бытия и научной деятельности не могут быть признаны состоятельными.

* новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США, при этом информационно грамотным человеком была названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Может быть приведено следующее соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура:

Компьютерная грамотность – это навыки решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия,

Информационная грамотность означает овладение знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере информатизации. Информационная грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений информатизации, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения практического опыта, извлекаемого непосредственного из общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Как показывает практика, можно обладать определенной информационной грамотностью, не владея научными понятиями и терминами, не представляя сложности информационных и информационно-обменных процессов.

Информационная грамотность представляет собой «набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически её оценивать, выбирать нужную информацию, использовать её, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Иногда вместо термина «информационная грамотность» используют термин «основы информационной деятельности».

Информационная грамотность представляет собой «начала» информационной культуры, с которых начинается её освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Это необходимая минимальная ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. Информационная грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное её повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжением невостребованными знаниями в школе.

Информационную компетентность, на наш взгляд, можно охарактеризовать как способность человека к эффективной информационной деятельности на базе компьютерной грамотности, способность эффективно применять полученные знания, умения и навыки для решения практических задач по работе с информацией.

Таким образом, отличием информационной компетентности от информационной грамотности является то, что информационно грамотный человек обладает минимальным набором знаний и умений по работе с информацией, а компетентный может эффективно и в практическом плане использовать знания, умения, навыки, а том числе и в новых ситуациях, то есть он обладает способностью к переносу знаний.

Информационная культура, опирающаяся на информационную грамотность и далее на информационную компетентность, должна способствовать развитию общей культуры школьника и является её неотъемлемым компонентом, взаимосвязанным с как математической, экологической, правовой и др. компонентам общей культуры человека.

Информационная культура личности (ИКЛ) - одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Общую информационную культуру личности мы определяем следующим образом: информационная культура личности представляет собой часть базисной культуры личности человека – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений и навыков, позволяющая ему целенаправленно и эффективно удовлетворять индивидуальные информационные потребности путём участия во всех видах информационной деятельности и на этой основе повышать эффективность информационно – обменных процессов и порождать новую информацию – знания.

Понятие информационная культура тесно связано с более общим понятием - технологическая культура, под которой понимается уровень развития преобразующей деятельности человека как совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармонического взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Поскольку использование информационно-вычислительной техники способствует росту производительности труда и увеличению свободного времени, возникает новая проблема - чем оно будет занято. Наиболее опасно «убивание» времени: пассивное ожидание, неинтеллектуальные игры, злоупотребление интеллектуальными играми, информационные руминации - пустые разговоры. Такое пустое времяпрепровождение тормозит развитие человека, рост его интеллектуальных возможностей и общекультурное развитие. Таким образом, культура свободного времени тоже входит в общую информационную культуру человека.

Наши рекомендации