Из сборных железобетонных конструкций

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический

университет им. Г.И.Носова»

Кафедра строительного производства и автомобильных дорог

В.М. Андреев

Ю.В. Большаков

Л.А. Харин

И.С. Трубкин

Монтаж каркасов

Одноэтажных промышленных зданий

из сборных железобетонных конструкций

Методические указания

для выполнения курсового проекта

по дисциплине «Технология возведения зданий и сооружений»

для студентов специальности 270102

Магнитогорск

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель выполнения курсового проекта по дисциплине «Технология возведения зданий и сооружений» - овладение студентом основами проектирования технологии монтажа каркасов сборных железобетонных конструкций одноэтажных промышленных зданий и методикой разработки основных технологических документов проекта производства работ:

- технологических карт на монтаж строительных конструкций;

- сводного календарного графика выполнения работ при монтаже строительных конструкций.

Курсовое проектирование является важной составляющей подготовки инженера-строителя, в данном случае технологическое проектирование строительного процесса возведения каркаса одноэтажного промышленного здания.

Технологическое проектирование предназначено для разработки оптимальных технологических решений и определения необходимых организационных условий выполнения строительных процессов, работ, возведения здания или сооружения в целом.

Технологическая карта – организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса и определяющий состав операций и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности. Технологические карты входят в состав ППР и являются обязательными документом для производителей работ, мастеров, бригадиров, рабочих, а также инженерно-технических работников монтажной организации.

Технологическая карта составляется на специальные работы, в результате которых создаются конструктивные элементы здания. При необходимости технологическая карта разрабатывается на сооружение ответственных элементов или на устройство отдельных узлов, от качества которых зависят показатели назначения, безопасности и надежности, экологии и эстетики всего здания.

Технологическая карта разрабатывается для обеспечения строительства рациональными решениями по организации, технологии и механизации строительных работ.

Для составления технологической карты подготавливаются и принимаются решения по выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, выявляется необходимая номенклатура и подсчитываются объемы материально-техничес-ких ресурсов, устанавливаются требования к качеству и приемке работ, предусматриваются мероприятия по охране труда, безопасности и охране окружающей среды.

На многократно повторяющиеся строительные работы или для возведения конструкции или здания в целом по проектам массового применения разрабатывается типовая технологическая карта [5].

Исходными документами при разработке технологических карт являются: задание на разработку, рабочие чертежи конструкций, строительные нормы и правила (СНиП), инструкции, стандарты, заводские инструкции и технические условия на монтаж, единые нормы и расценки строительно-монтажные работы (ЕНиР) или государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН), условия поставки конструкций, материалов и деталей, наличие строительных машин и транспортных средств, обеспечение рабочими кадрами.

Схемы монтажа (технологические схемы производства работ) раскрывают технологию выполнения отдельных операций и технических решений монтажных соединений, узлов, оснастки и т.п.

Монтажные схемы необходимо выполнять не менее чем в двух проекциях (в плане и разрезе), а при технически сложных подъемах и кантовках – в трех проекциях, на которых отражать все характерные этапы и стадии выполнения работ по подъему, наводке, установке, рихтовке, временному и постоянному закреплению и т.п.

Установку грузоподъемных кранов для выполнения строительно-монтажных работ следует производить в соответствии с требованиями безопасной работы кранов.

На чертежах следует предусматривать:

- планы и характерные разрезы строительной площадки с нанесением всех имеющихся в зоне действия кранов помещений, сооружений, дорог, тротуаров, штабелей и мест складирования строительных материалов с указанием габаритов, мест нахождения рабочих, проходов, мест хранения съемных грузозахватных приспособлений и контрольных грузов, подъездных путей с учетом разъездов транспорта, подкранового пути с указанием необходимых размеров, а также нанесением зоны действия кранов; обеспечение безопасных расстояний кранов от воздушных электрических сетей и линии электропередач;

- условия установки кранов вблизи откосов и котлованов;

- обозначение постоянно и потенциально опасных зон;

- ограждение крановых путей;

- схемы и способы строповки конструкций; места стоянок кранов в перерывах между работой (при необходимости, определяемой требованиями безопасного производства работ);

- трассу электроснабжения крана с указанием местонахождения главного рубильника, заземления и точки переключения.

В курсовом проекте студент последовательно решает следующие за-

дачи, которые оформляются в расчетно-пояснительной записке и в виде графической части: изучает объемно-планировочное решение здания, конструктивные особенности сборных элементов и их стыковых соединений; определяет и обосновывает способы монтажа здания из сборного железобетона; назначает состав и объем монтажных работ; рассчитывает нормативные затраты времени работы машин, трудозатраты монтажников и их стоимость; выбирает основные монтажные приспособления и грузозахватные устройства; подбирает монтажные краны; производит сравнение вариантов монтажных работ; проектирует технологию монтажа сборных элементов; составляет сводный график производства монтажных работ.

Ответственность за принятые в проекте решения, качество исполнения графической части и пояснительной записки несет автор проекта – студент. Руководитель курсового проектирования несет ответственность за организацию и обеспеченность процесса проектирования, полноту решения поставленных перед студентом задач, обеспечение ритмичности, своевременности завершения ее этапов, соответствие принимаемых инженерных решений уровню развития и современному состоянию отраслевой науки и техники.

Состав проекта

1. Технологическая карта на одном листе ватмана (формат А1) – графическая часть (содержание определено ниже).

2. Расчетно-пояснительная записка.

В расчетно-пояснительной записке разрабатываются следующие вопросы:

1. Исходные данные – характеристика монтируемого здания.

2. Определение объемов монтажных работ.

3. Выбор методов монтажа сборного здания (варианты).

4. Выбор и обоснование основных технических средств для монтажа

строительных конструкций.

5. Составление калькуляции трудовых затрат и заработной платы.

6. Выбор монтажных кранов по техническим параметрам.

7. Сравнение вариантов производства монтажных работ.

8. Технология и организация строительного процесса по возведению здания.

8.1. Область применения технологической карты.

8.2. Технология и организация возведения здания и монтажа конструктивных элементов.

8.2.1. Монтаж колонн.

8.2.2. Монтаж подкрановых балок.

8.2.3. Монтаж подстропильных ферм.

8.2.4. Монтаж стропильных ферм.

8.2.5. Монтаж плит покрытий.

8.2.6. Операционный контроль качества технологического процесса.

8.3. Основные решения по технике безопасности.

8.4. Технико-экономические показатели.

9. Библиографический список.

2. УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

2.1. Исходные данные – характеристика возводимого здания

Описание объемно-планировочного решения здания с приведением схем здания в плане и разрезах. Схемы выполняют в масштабе 1:500 – 1:2000 с указанием основных размеров и отметок, а также показывают монтажные элементы с их маркировкой и размерами.

2.2. Определение объемов монтажных работ

На основании данных задания, каталогов типовых конструкций и справочных данных определяют размеры, массу и количество монтажных элементов. Полученные сведения заносят в табл. 2.1.

Если в задании не указывается марка сборного элемента, то при заполнении графы 3 (табл. 2.1) следует выбирать ее самостоятельно, взяв первые буквы названия конструкции и цифру, посредством которой различают одноименные конструкции, имеющие разные характеристики (объем, массу, площадь и т.д.).

Таблица 2.1

Спецификация сборных конструкций

№ п/п Наименование сборных элементов конструкций Марка элемента   Размеры, мм Масса одного элемента, т Потребное количество, шт. Общая масса конструкций, т  
дли- на ши- ри- на вы- сота  
на зах- ватку на все здание  
 

2.3. Выбор методов монтажа сборного здания

При определении методов монтажа (вариантов) принимают и обосновывают следующие решения:

- общие методы монтажа здания (дифференцированный, комплексный или комбинированный);

- схемы монтажного процесса возведения здания (продольная, поперечная, продольно-поперечная);

- типы монтажных кранов (самоходные, башенные);

- количество и размеры монтажных захваток.

Для обоснования принятия решения следует учитывать тип здания и его конструктивные характеристики. Одноэтажные промышленные здания преимущественно монтируют самоходными кранами на гусеничном, пневмоколесном или автомобильном ходу и реже - башенными кранами. При монтаже одноэтажного промышленного здания (железобетонный каркас) обычно принимают комбинированный метод монтажа. Отдельным монтажным потоком монтируют колонны, так как они заделываются в стаканы фундаментов с замоноличиванием стыка и их можно загружать другими конструктивными элементами после достижения 70%-ной проектной прочности бетона в стыке. Подкрановые балки, подстропильные и стропильные фермы, плиты покрытия монтируют в одном монтажном потоке. При большом объеме работ эти сборные элементы можно монтировать отдельными потоками. В отдельный поток выделяют монтаж подкрановых балок или подкрановых балок и подстропильных ферм. Кран подбирают для каждого потока. Можно выбирать один кран, который будет монтировать все элементы последовательно, сохраняя необходимые технологические перерывы.

Традиционным считается направление движения крана и развитие монтажного потока по пролетам здания - продольный монтаж. Возможно также (при соответствующем обосновании) применение поперечной и продольно-поперечной схем движения крана (например, при шаге колонн крайних и средних рядов 12 м).

Выбрав общий метод монтажа здания и направление развития монтажного процесса, устанавливают количество и размеры захваток.

Минимальные размеры монтажных захваток принимают для одноэтажных промышленных зданий:

- по длине - один температурный блок (до 72 м);

- по ширине - все здание или несколько пролетов (при ширине здания более 72 м).

Принятые решения приводят и обосновывают в пояснительной записке. Там же вычерчивают схематический план всего здания с указанием основных осей и размеров. На плане указывают разбивку здания на захватки (монтажные участки).

2.4. Выбор и обоснование технических средств

для монтажа строительных конструкций

Техническими средствами для монтажа строительных конструкций являются:

- грузозахватные устройства;

- приспособления для выверки и временного закрепления монтируемых элементов;

- приспособления, обеспечивающие рабочее место монтажника на высоте.

Подбор стропов, траверс и других грузозахватных устройств производят для каждого конструктивного элемента здания. При этом стремятся выбрать одно устройство для подъема наибольшего числа конструктивных элементов. Количество грузозахватных устройств на строительной площадке должно быть минимально необходимым.

Грузозахватные и другие монтажные приспособления выбираются по следующим литературным источникам [1, 13, 14, 21].

Выбранные грузозахватные устройства и монтажные приспособления заносятся в ведомость (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Грузозахватные устройства и монтажные приспособления

№ п/п Наименование, краткая характеристика, ссылка на литературный источник   Эскиз Характеристика Высота грузозахватного устройства, м
грузоподъемность, т масса, т
           

2.5. Составление калькуляции трудовых затрат

и заработной платы

Калькуляция является основой для технико-экономического обоснования выбора вариантов монтажа (табл. 2.3). Она используется для технологических расчетов, необходимых для построения графика производства монтажных работ. В соответствии с наименованием работ (графа 2) и параметрами монтируемой конструкции определяем таблицу ГЭСН-2001-07 [2]. По данным таблицы ГЭСН заполняем следующие графы: графа 2 наименование работ, графа 3 – шифр таблицы ГЭСН, графа 4 – единица измерения из раздела «Материалы» таблицы ГЭСН, графа 6 – затраты труда рабочих-строителей (шифр ресурса 1 таблицы ГЭСН), графа 8 – затраты кранов из раздела «Машины и механизмы» таблицы ГЭСН, графа 10 – профессия и количество рабочих в звене из ЕНиР [3] и средний разряд работы из таблицы ГЭСН (шифр ресурса 1.1).

Общую трудоемкость (графа 7) и общую машиноемкость (графа 9) определяет умножением объема работ (графа 5) на единичные показатели трудоемкости (графа 6) и машиноемкости (графа 6).

Продолжительность работы в часах (графа 11) определяют делением общей трудоемкости (графа 7) на количество рабочих в звене (графа 10); продолжительность работы в сменах (графа 12) определяют делением продолжительности работы в часах (графа 11) на продолжительность смены (8 часов).

В соответствии со средним разрядом работы по Приложению 1 определяем часовую тарифную ставку (графа 13).

Фонд оплаты труда гр. 14 определяется произведением тарифной ставки на продолжительность работы и количество рабочих в звене (гр. 13 ´ гр. 11 ´ гр. 10).

После разработки всей калькуляции на монтаж конструкций, в нижней части табл. 2.3 суммируют затраты на все работы по монтажу конструкций (графы 7, 9, 14).

Поскольку данные табл. 2.3 являются основой для построения графика производства работ, то в таблице должны быть отражены все процессы в полном объеме и в логической последовательности их выполнения. Пример составления калькуляции трудовых затрат и заработной платы приведен в табл. 2.3.

2.6. Выбор монтажных кранов по техническим параметрам

Выбор монтажных кранов производится по трем параметрам:

- грузоподъемность – Qкр;

- высота подъема крюка – Hкр;

- вылет стрелы (крюка) – Lкр.

Требуемую грузоподъемность крана определяют по формуле:

Qкр = qэл. + qт.п. + qм.п. + qус. (2.1)

где qэл. - масса монтируемого элемента или укрупненного блока, т;

qт.п.- масса такелажного приспособления (стропы, траверсы, захва-

ты и др.), т;

qм.п.- масса монтажных приспособлений, закрепленных на элементе

(лестницы, люльки и т.д.), т.

qус.- масса конструкций временного усиления элемента, т (берется

при необходимости), т.

Требуемая высота подъема крюка Нкр определяется по формуле:

Hкр = hо + hз + hэ + hс , (2.2)

где hо- расстояние от уровня стояки крана до опоры сборного элемента

на верхнем монтажном горизонте, м;

hз - величина запаса по высоте, необходимая для установки элемен-

та и проноса над ранее смонтированными конструкциями, м

(hз = 0,5 м по технике безопасности);

hэ - высота элемента в положении подъема, м;

hс- высота строповки (расстояние от верха монтируемого элемента

до центра крюка крана), м.

Определение вылета крюка Lкрсамоходного крана аналитическим способом.

Расстояние от уровня стоянки до верха оголовка стрелы определяется по формуле (рис. 2.1)

Hс = Hкр + hп, (2.3)

где hп - высота полиспаста в стянутом положении, м (hп = 1,5 м).

Таблица 2.3.

Калькуляция трудовых затрат и заработной платы

№ п/п Наименование работ Обоснование норм, ГЭСН Ед. измерения Объем работ (к-во ед. изм.) Трудоемкость   Машино- емкость Профессия и количество рабочих, средний разряд Продолжительность работы   Часовая тарифная ставка, руб. Фонд оплаты труда рабочих, руб.  
  на ед. изм.   чел-ч   на весь объем чел-ч   на ед. изм.   маш-ч   на весь объем маш-ч  
Тoi, ч Тoi, см  
 
Продольные (поперечные) пролеты  
Установка колонн прямоугольного сечения в стаканы фундаментов (масса колонн до 10 т) ГЭСН табл. 07-01-011-14 колонн 1,95 1254,30 2445,8 176,65 344,5 Монтажники - 5 чел., 3,7 489,8 61,2 11,76  
Укладка подкрановых балок массой до 5 т ГЭСН табл. 07-01-019-12 балок 2,88 1040,48 2996,6 152,95 440,5 Монтажники - 5 чел., 4,1 599,3 74,9 12,36  
Установка строительных ферм пролетом 24 м массой до 15 т ГЭСН табл. 07-01-022-19 ферм 1,56 1598,4 2493,5 256,11 399,5 Монтажники - 5 чел., 4,4 498,7 62,3 12,91  
Укладка плит покрытий длиной 6 м, площадью до 20 м2 ГЭСН табл. 07-01-027-8 плит 11,52 306,36 3529,3 42,75 492,5 Монтажники - 4 чел., 3,5 882,3 110,3 11,48  

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru

Рис. 2.1. Схема для определения требуемых параметров стрелового крана

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru

Рис. 2.2. Графическое определение вылета крюка самоходного крана

Минимально необходимый вылет крюка Lкрпри требуемой высоте подъема определяется из выражения

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru(2.4)

откуда

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.5)

где hо - расстояние от уровня стоянки крана до оси поворота стрелы, м;

e - половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого эле-

мента или ранее смонтированной конструкции, м;

b1 - минимальный зазор между стрелой и ранее смонтированным

элементом, м, (e + b1 = 1,5 м);

b - расстояние от оси вращения крана до оси поворота стрелы, м;

d - расстояние от центра тяжести до края элемента, приближенного

к стреле крана, м.

Наибольшая длина стрелы Lс крана может быть вычислена по формуле:

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.6)

Графическое определение вылета крюка Lкр самоходного крана (см. рис. 2.2).

В любом масштабе вычерчивают контуры монтируемого здания, ось расположения поднимаемых элементов и ось стрелы крана, которая должна пройти через две точки: A - на расстоянии 1,5 м от крайней точки установки конструкции (фермы, стены или ригеля) и B - на высоте Hкр+ hп м; hп > 1,5 м - высота от крюка крана до оси оголовка стрелы.

Выше уровня расположения крана на высоте hш проводят линию N-N, которая проходит через шарнир стрелы крана. Ось стрелы доводят до этой линии и вправо от точки их пересечения откладывают расстояние "b", соответствующее положению оси поворота крана. Если "b" и "hш" неизвестны, то их принимают по 1,5 м.

За счет удлинения стрелы можно уменьшить ее вылет и приблизить кран к зданию (штриховые линии на рисунке).

При выборе крана с гуськом вправо от точки B откладывают размер гуська и ось стрелы проводят от конца гуська через точку A.

Если длина гуська выходит за точку A, то точку, определяющую шарнир крепления гуська к стреле, соединяют с точкой C (шарнир крепления стрелы на кране) при сохранении минимально допустимого наклона стрелы. Затем строят схему для определения вылета стрелы так же, как в предыдущем случае.

Вылет стрелы Lкр измеряют от оси установки конструкции до оси поворота крана в соответствующем масштабе.

После определения требуемых технических параметров по справочникам определяем марку крана для монтажа конструкций каркаса здания [4].

2.7. Сравнение вариантов производства монтажных работ

Выбрав схемы монтажа здания и подобрав монтажные краны по техническим параметрам для каждого из вариантов, приступают к технико-экономической оценке комплектов машин. Критерием экономической эффективности использования комплектов кранов являются себестоимость монтажа 1 т конструкций.

Себестоимость монтажа 1 т конструкций определяется по формуле

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru , (2.7)

где См-чi- себестоимость 1 маш-ч i-ой машины, занятой на выполнении

объема работ P, руб;

Тоi - число часов работы на объекте i-ой машины, ч.;

2,25 - коэффициент учитывающий накладные расходы;

Кр - рыночный индекс к уровню оплаты труда 2001 г. (Кр=4,2);

Фот - фонд оплаты труда монтажников (кроме машиниста), руб.

Себестоимость 1-го маш-ч грузоподъемных машин приведена в приложениях 2, 3 и 4.

Для определения параметров Тоi и Фо.т.составляется калькуляция трудовых затрат и оплаты труда (табл. 2.3). Для этого нужно соответственно просуммировать значения граф 12 и 15 тех работ, которые выполняются данным механизмом (т.е. краном, для которого определяются приведенные затраты).

Значение параметра Р берется из спецификации сборных конструкций (табл. 2.1).

Для технико-экономического сравнения рекомендуется сопоставить варианты механизации, где применяются краны с различной ходовой частью и оборудованием. Например, башенные краны сравнить с башенно-стреловыми на гусеничном или пневмоколесном ходу, краны на гусеничном ходу - с сопоставимыми марками кранов на пневмоколесном ходу.

Эффективность выбора кранов по техническим параметрам оценивается коэффициентом использования кранов по грузоподъемности – Кгр, который определяется по формуле:

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.8)

где Qмакс - максимальная грузоподъемность крана, т;

Qср- средняя масса элемента, монтируемого данным краном, т.

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.9)

где q1, q2, qi - масса различных элементов, монтируемых данным кра-

ном, т;

n1, n2, ni- количество элементов, монтируемых данным краном, шт.

Результаты выбора монтажных кранов по техническим и экономическим показателям приводят в пояснительной записке (табл. 2.4).

Вариант, у которого меньше приведенные затраты, является оптимальным. Для него проектируется (разрабатывается) технологическая карта производства строительно-монтажных работ.

2.8. Технология и организация строительного процесса

2.8.1. Область применения технологической карты

В разделе определяют строительно-монтажный процесс, на который

разрабатывается карта. Приводят основные данные конструктивно-пла-нировочного решения здания (размеры в плане, высоту, шаг колонн, величины пролетов и т.п.). Перечисляют условия выполнения работ: летний или зимний периоды, работа в одну, две или три смены и т.п.

2.8.2. Технология организация возведения здания и

монтажа конструктивных элементов

В этом разделе в соответствии с технологической последовательностью монтажа отдельно для каждого конструктивного элемента определяют:

- указания по организации рабочих мест, включающие схемы размещения рабочих и средств механизации;

- мероприятия по обеспечению устойчивости конструкций и частей зданий (сооружения) в процессе возведения (разборки);

- условия, обеспечивающие требуемую точность монтажных работ;

- перечень строительных (технологических) процессов, последовательность и способы выполнения технологических операций;

- порядок совмещения технологических процессов и операций во времени и в пространстве с учетом безопасности работ;

- схемы строповки, установки, выверки, временного и постоянного закрепления сборных конструкций с указанием марок используемых устройств, их основных характеристик, очередности выполнения операций.

Таблица 2.4.

Выбор монтажных кранов по техническим и экономическим параметрам

Номер монтажного потока Монтируемый элемент Монтажные характеристики Монтажные краны
Монтажная масса элемента Qк, т Высота подъе-ма крюка Нкр, м Вылет стрелы (крюка)     Lкр, м Длина стрелы   Lс, м 1 вариант 2 вариант
Марка крана Коэф. использования крана по грузо- подъемности Кгр Себестоимость монтажа,   Се, руб./т Марка крана Коэф. использования крана по грузо- подъемности Кгр Себестоимость монтажа,   Се, руб./т
                    ¾   ¾   ¾
                ¾   ¾   ¾      

Описание технологии производства работ по указанным выше позициям выполняют для каждого конструктивного элемента: колонны, подкрановые балки, подстропильные фермы, строительные фермы, плиты покрытия, элементы светоаэрационного фонаря, сварка закладных деталей и заделка стыков. Оформляется в виде отдельных подразделов. Необходимо описать только те технологические способы и приемы производства работ, которые применяются или проектируются в принятом варианте строительно-монтажных работ.

Если в задании на курсовое проектирование указано время выполнения монтажных работ (летние или зимние условия), то обязательно следует отразить особенности производства строительно-монтажных работ в зимних условиях.

Операционный контроль качества работ по монтажу всех сборных железобетонных конструкций, сварке и заделке стыков выполняют в соответствии с требованиями указанными в СНиП [10].

Схема операционного контроля качества работ приводится в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Операционный контроль технологического процесса

Наименование операций, подлежащих контролю Состав операций, контролируемые параметры Способ контроля, средства (приборы) контроля Допускаемые значения параметра, требования качества
Подготовительные работы     Подготовка мест установки колонн Установка колонн Укладка подкрановых балок Установка ферм Укладка плит покрытий Правильность складирования. Наличие паспортов. Соответствие размеров и т.д. Отметка дна стакан фундамента Визуально, стальным метром     Геодезический, нивелиром  

2.8.3. Мероприятия по технике безопасности

Мероприятия по технике безопасности составляют с использованием СНиП 12-03-01 [11] и СНиП 12-04-02 [12] (раздел «Монтажные работы») и излагают в виде конкретных указаний для производителя работ и мастера, используя дополнительные инструкции по избранному способу производства работ и средствам механизации.

В данном разделе необходимо указать опасные и вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении конкретных работ, предусмотреть мероприятия по их предупреждению их воздействия на рабочих.

Следует помнить, что мероприятия по технике безопасности, это не то же, что правила по технике безопасности. Мероприятия - это те инженерные решения, которые разработаны в проекте и предложены для обеспечения выполнения основных правил техники безопасности, в данном случае для монтажа сборных железобетонных конструкций одноэтажного промышленного здания.

2.8.4. Технико-экономические показатели

При разработке технологической карты определяются следующие технико-экономические показатели:

- продолжительность работ, дн.;

- себестоимость монтажа 1 т сборных конструкций – Се, руб/т;

- затраты труда на монтаж 1 т сборных конструкций –Тре, чел-ч/т;

- затраты машинного времени на монтаж 1 т сборных конструкций - tме, маш-ч/т;

- выработка на одного рабочего в смену –Вр, т.

Технико-экономические показатели технологической карты опреде- ляются по следующим формулам:

Себестоимость монтажа 1 т сборных конструкций –Се, см. формулу (2.6).

Затраты труда на монтаж 1 т сборных конструкций –Тре:

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.10)

где SТi - трудоемкость монтажа элементов каркаса, чел-ч.

Для определения этого показателя необходимо просуммировать значения трудоемкость по видам работ в графе 7 (см. табл. 2.3);

Р- общая масса смонтированных элементов, т. Подбивается сумма по графе 10 (см. табл. 2.1).

Затраты машинного времени на монтаж 1 т сборных конструкций:

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.11)

где Sti - затраты машинного времени на монтаж элементов каркаса,

маш-ч. Подбивается сумма по графе 9 (см. табл. 2.3).

Выработка на одного рабочего в смену –Вр:

Из сборных железобетонных конструкций - student2.ru (2.12)

где tсм - продолжительность рабочей смены (tсм=8 ч.).

2.8.5. Материально-технические ресурсы

К материально-техническим ресурсам, необходимым для выполнения проектируемого строительно-монтажного процесса, относятся: элементы конструкций, материалы, полуфабрикаты, строительные машины, оборудование, инструменты и приспособления и т.п.

Потребность в материально-технических ресурсах приводится в табл. 2.6 и 2.7, которые выносятся в графическую часть.

Таблица 2.6

Конструкции, материалы и полуфабрикаты

№ п/п Наименование Марка Единица измерения Количество
         

Таблица 2.7

Машины, оборудование, инструмент и приспособления

№ п/п Наименование Тип Марка Количество Техническая характеристика
           

2.9. Сводный график выполнения работ

на монтаж строительных конструкций

Сводный график (табл. 2.8) разрабатывают на монтаж строительных конструкций всего здания из условий бесперебойной одно- или двухсменной работы каждого монтажного крана со звеном монтажников постоянного состава (4-5 чел.) при 8-часовом рабочем дне. Сводный график монтажа строительный конструкций выносится в графическую часть.

Основанием для разработки сводного графика служат:

- калькуляция трудовых затрат и заработной платы (табл. 2.3);

- технологические расчеты;

- принятый метод производства работ, количество захваток и общая последовательность выполнения работ на объекте.

Проектируемый состав звена принимают в соответствии с указаниями ЕНиР, но желательно постоянным: обычно в звене монтажников - 4-5 чел.

Выполнение плана принимается в пределах от 100 до 120 %.

Планирование работ осуществляется с учетом разбивки здания на монтажные захватки, принятой технологии монтажа строительных конструкций, поточного способа организации работ по возведению здания, непрерывной работы основных монтажных механизмов.

Сводный график производства работ выносится в графическую часть курсового проекта.

Таблица 2.8

Сводный график производства работ

№ п/п Наименование работ Обоснование норм ГЭСН Единица измерения Объем работ (количество единиц измерения) Общие затраты труда и машин Состав звена: профессия, количество рабочих Расчет- ная продолжительность работ, см. Число смен в сутки Принятая продолжительность работ, дн. % выполнения норм Рабочие дни  
 
чел-см. маш-см.  
 
Продольные пролеты  
Установка колонн в стаканы фундаментов                            
Укладка подкрановых балок                            
Установка подстропильных ферм                            
Установка стропильных ферм                            
Укладка плит покрытий                            
Поперечные пролеты  
Установка колонн в стаканы фундаментов                            
Укладка подкрановых балок                            
Установка стропильных ферм                            
Укладка плит покрытий                            

3. ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Расчетно-пояснительную записку следует писать чернилами на од- ной стороне листа стандартной писчей бумаги. Все листы записки должны иметь поля: слева 25 мм, сверху, снизу и справа 10 мм. Страницам дают сквозную нумерацию, подшивку производят с левой стороны. При брошюровке к записке подшивают задание на проектирование, содержание с указанием в нем страниц и библиографический список. В конце записки ставится подпись и дата окончания проекта.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении 5.

4. СОДЕРЖАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Графическая часть технологической карты предназначена для пояс- нения и наглядности разработанной технологии строительно-монтажного процесса с помощью чертежей, схем и графиков.

На чертежах необходимо показать:

- разбивку здания на захватки (монтажные участки) и последовательность выполнения строительно-монтажных работ на объекте;

- раскладку и способы складирования элементов конструкций перед их монтажом (если монтаж производится с предварительным складированием элементов);

- схемы передвижения и места стоянки строительных машин в про- цессе монтажа сборных конструкций;

- приспособления и схемы строповки, постановки в проектное по- ложение, выверки и временного закрепления элементов конструкций в процессе их монтажа.

Согласно СНиП 12-04-02 подлежат определению и обозначению границы зоны при монтаже всех элементов конструкций на монтажных планах и схемах, даются мероприятия по обеспечению устойчивости элементов конструкций в процессе монтажа, способы строповки и расстроповки конструкций, меры по обеспечению безопасности монтажников и сварщиков на высоте, обозначаются места подъема людей на высоту, места установки ограждений, предупредительных надписей, плакатов, система пожарной безопасности на стройплощадке.

Схема размещения отдельных элементов технологической карты показана на чертеже (рис. 4.1).

Чертежи выполняются карандашом на стандартном листе чертежной бумаги формата A1 (размером 841х594 мм) с соблюдением масштабов и условных обозначений, предусмотренных ГОСТ.

Схематический план всего здания вычерчивается с указанием основных осей и размеров. На плане должна быть указана разбивка здания на монтажные участки (захватки).

Для одноэтажных зданий на монтажном плане (плане монтажного участка - захватки) показывают порядок перемещения кранов, места их стоянок, раскладку и складирование устанавливаемых конструкций. В правой верхней части приводятся схемы монтажа конструкций (колонн, подкрановых балок, подстропильных ферм, стропильных ферм, плит покрытий). На схемах указываются отметки, основные размеры, расстояние от оси крана до монтируемой конструкции в ее рабочем положении.

В правом нижнем углу должна быть основная надпись (штамп).


  Монтажный план Схемы монтажа здания конструктивных элементов масштаб 1:50 – 1:200 одноэтажных промышленных зданий   Схемы Графики Указания по Конструкции, материалы, строповки грузоподъемности технике безопасности полуфабрикаты (табл. 2.6) конструкций кранов   Указания по производству работ Машины, оборудование, инструмент и приспособления (табл. 2.7) График производства работ Технико-экономические (табл. 4.1) показатели   Требования по Основная надпись качеству (штамп)    

Рис. 4.1. Примерная схема расположения материалов на технологической карте

Библиографический список

1. Возведение одноэтажных промышленных зданий унифицированных габаритных схем/ Госстрой СССР, ЦНИИОМТП. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1978. - 198 с.: ил.

2. Государственные элементные сметные нормы на строительные работ. Сборник № 7. Бетонные и железобетонные конструкции сборные. ГЭСН-2001-07.

3. ЕНиР. Сборник Е4. Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций. Вып. 1. Здания и промышленные сооружения/ Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1987. – 64 с.

4. Машины для монтажных работ и вертикального транспорта/ В.И.Поляков, А.И.Альперович, М.Д.Полосин, А.Т.Чистяков; Под ред. С.П.Епифанова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1981. - 351 с.: ил.

5. Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты. МДС 12-29.2006 / ЦНИИОМТП. – М., 2007.

6. Монтаж стальных и железобетонных конструкций. Справочник монтажника / Г.Б.Броверман, И.Б.Гитман, Г.Е.Гофштейн и др.; Под ред. И.П.Олесова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1980. - 863 с.: ил.

7. Монтаж металлических и железобетонных конструкций/ Г.Е. Гофштейн, В.Г. Ким, В.Н. Нищев и др. – М.: Стройиздат, 2001.

8. Применение грузозахватных устройств для строительно-монтаж-ных работ / А.Ф.Андреев, А.А.Богорад, Р.А.Каграманов. - М.: Стройиздат, 1985. - 200 с.: ил.

9. Прогрессивные методы монтажа промышленных зданий с унифицированными параметрами/ Р.А.Гребенник, Ш.Л.Мачабели, В.И.Привин. - М.: Стройиздат, 1985. - 224 с., ил.

10. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции.

11. СНиП 12-03-01. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

12. СНиП 12-04-02. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

13. Строительное производство. В 3 т. Т. 2. Организация и технология работ / Л.П.Аблязов, В.А.Ангизитов, К.И.Башлай и др.; Под ред. И.А.Онуфриева. - М.: Стройиздат, 1989. - 527 с.: ил. - (Справочник строителя).

14. Технологические схемы возведения одноэтажных промышленных зданий. Вып. II. Монтаж надземной части / Госстрой СССР, ЦНИИОМТП. - М.: Стройиздат, 1985. - 160 с.: ил.

15. Технология возведения зданий и сооружений: Учеб. для строит. вузов/ В.И. Теличенко, О.М. Терентьев, А.А. Лапидус. – 3-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2006. – 446 с.; ил.

16. Технология строительных процессов/ А.А.Афанасьев, Н.Н. Данилов, В.Д. Копылов и др.; Под ред. Н.Н. Данилова, О.М. Терентьева. - М.: Высш. шк., 2001.

17. Технология возведения полносборных зданий. Учебник. Под общ. ред. А.А. Афанасьева. М. Изд-во АСВ, 2000.

18. Технология строительного производства: Справочник/ С.Я.Луц- кий, С.С.Атаев, Л.И.Бланк и др.; Под ред. С.Я.Луцкого, С.С.Атаева. - М.: Высш. шк., 1991. - 384 с.: ил.

19. Технология и организация монтажа строительных конструкций: Справочник/ Под ред. В.К.Черненко, В.Ф.Баранникова. - К.: Будивельник, 1988. - 276 с.

20. Швиденко В.И. Монтаж строительных конструкций: Учеб. пособие для вузов по спец. «Пром. и гражд. стр-во». - М.: Высш. шк., 1987. - 423 с.: ил.

21. Хамзин С.К., Карасев А.К. Технология строительного производ- ства. Курсовое и дипломное проектирование. Учеб. пособие для строит. спец. вузов. - М.: Высш. шк. - 2007. 216 с.: ил.

22. Федоренко П.П., Шкромада А.А. Индустриальные методы строи- тельства промышленных предприятий. - К.: Будивельник, 1988. - 200 с., ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Часовые тарифные ставки (часовая оплата труда)

для рабочих с учетом межразрядных значений

Разряд Тарифный коэффициент (к 1 разряду) Тарифная ставка на 1.01.2000 г. Разряд Тарифный коэффициент (к 1 разряду) Тарифная ставка на 1.01.2000 г. Разряд Тарифный коэффициент (к 1 разряду) Тарифная ставка на 1.01.2000 г.
1. 1,000 9,09 3. 1.186 10,78 5. 1,542 14,02
1.1. 1,009 9,17 3.1. 1,202 10,92 5.1. 1,568 14,25
1.2. 1,017 9,24 3.2. 1,217 11,06 5.2. 1,593 14,48
1.3. 1,026 9,32 3.3. 1,232 11,20 5.3. 1,619 14,72
1.4. 1,034 9,40 3.4. 1,248 11,34 5.4. 1,644 14,95
1.5. 1,043 9,48 3.5. 1,263 11,48 5.5. 1,670 15,18
1.6. 1,051 9,55 3.6. 1,278 11,62 5.6. 1,695 15,41
1.7. 1,060 9,63 3.7. 1,294 11,76 5.7. 1,721 15,64
1.8. 1,068 9,71 3.8. 1,309 11,92 5.8. 1,746 15,87
1.9. 1,077 9,79 3.9. 1,324 12,04 5.9. 1,772 16,11
2. 1,085 9,86 4. 1,339 12,17 6. 1,797 16,33
2.1. 1,095 9,95 4.1. 1,359 12,36 6.1. 1,809 16,44
2.2. 1,105 10,05 4.2. 1,380 12,54 6.2. 1,821 16,55
2.3. 1,115 10,14 4.3. 1,400 12,72 6.3. 1,834 16,67
2.4. 1,125 10,23 4.4. 1,420 12,91 6.4. 1,846 16,78
2.5. 1,136 10,32 4.5. 1,440 13,09 6.5. 1,858 16,89
2.6. 1,146 10,41 4.6. 1,461 13,28 6.6. 1,870 17,00
2.7. 1,156 10,51 4.7. 1,481 13,46 6.7. 1,883 17,11
2.8. 1,166 10,60 4.8. 1,501 13,65 6.8. 1,895 17,23
2.9. 1,176 10,69 3.9. 1,522 13,83 6.9. 1,907 17,34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Себестоимость машино-часа кранов на пневмоколесном ходу

№ п/п Марка крана Грузоподъемность, т Себестоимость, руб.
    К-4361 КС-4361 КС-45719 КС-5363 (дизельный) КС-5363 (электрический) КС-5363В МКП-25 (дизельный) МКП-25 (электрический) МКТ-40 (дизельный) МКТ-40 (электрический) МКАТ-40          

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Себестоимость машино-часа кранов на гусеничном ходу

№ п/п Марка крана Грузоподъемность, т Себестоимость, руб.
    РДК-160 (дизельный) РДК-160 (электрический) РДК-25 (дизельный) РДК-25 (электрический) МКГ-25.01 (электрический) ДЭК-251 МКГ-25 МКГ-40 СКГ-40.1, СКГ-40/631 ДЭК-631 СКГ-63/100 МКГС-100          

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Себестоимость машино-часа кранов на автомобильном ходу

№ п/п Марка крана Грузоподъемность, т Себестоимость, руб.
    КС-3562 (МАЗ-5334) КС-3577 (МАЗ, Ивановец) СМК-10 (МАЗ-5334) СМК-101 (МАЗ-5334) КС-3562Б, КС-3562А КС-3575 (ЗИЛ-133ГЯ) КС-3575 (ЗИЛ-130) КС-45721 (УРАЛ-5557) КС-45718 (УРАЛ-5557) КС-35714 (УРАЛ-5557) КС-35714 (УРАЛ, Ивановец) КС-4561 (КрАЗ-257К) КС-4561А (КрАЗ-257К) КС-3574 (КрАЗ-257К) КС-3577 (КрАЗ-257К) К-162 (КрАЗ-257К) КС-4572, КС-4572А (КамАЗ-53213) КС-5473, КС-4574 (КамАЗ-53213) МКАТ-40 (КрАЗ-250) КС-3577 (МАЗ-5140) КАТО МКТТ-63 («TADANO») LT-1080 («LIEBCHERR») КАТО     12, 16 12,5 14-16 12,5 20-40    

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Наши рекомендации