Спрос и предложение на рынке ФП.
Особенности спроса на ФП:
1- зависит от потребительского спроса. Спрос на факторы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она сделана, и наоборот. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
2- взаимосвязь всех факторов производства. Для организации производственного процесса требуются многие факторы производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные сопряженные с ним ресурсы.
3- взаимозамещаемость. Факторы производства (труд, капитал, земля) в большей или меньшей степени м.б. взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд м.б. частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы м.б. заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая з/п и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.
4- предъявителями спроса на факторы производства являются организации. Они стремятся обнаружить возможности получения дохода, незамеченные конкурентами. Рынок факторов производства дает им информацию о ценах, о технико-экономических характеристиках товара, об уровне издержек производства, об объеме предложения.
Факторами устойчивости спроса на ресурсы являются:
1) эффективность (производительность) производственного ресурса при создании товара. Например, чем более производительную технику используют на предприятии, тем меньше нужно станков для производства запланированного количества продукции;
2) рыночная стоимость (или цена) товара, произведенного при помощи производственного ресурса. Если растет стоимость какого-нибудь товара, то становится выгодным увеличивать объем его производства, поэтому спрос на ресурсы также возрастет.
Отраслевой спрос на производственные ресурсыесть сумма объемов спроса на ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.А рыночный спрос на ресурсы– это сумма всех отраслевых спросов.
Предложение ФП – это то количество, к-рое может быть предъявлено по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос рождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ, однако факторные рынки имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого фактора производства. Особенности предложения обусловлены тем, что эк. ресурсы (труд, земля, природные ископаемые и др.) ограничены по сравнению с потребностью производства в каждый данный момент времени. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как, например, воздух, а разнообразные потребности людей были бы полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках факторов производства.
В действительности же предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. Люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области.
Каково должно быть соотношение разных ресурсов, которое обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции?
Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть понятие “предельный продукт ФП”. Предельный продукт (МР) – это прирост общего продукта, полученного в результате применения дополнительной единицы переменного ФП.
Фирма достигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса:
где МРLи МРС– соответственно предельный продукт труда и предельный продукт капитала;
РLи РС– соответственно цена труда и цена капитала.
При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, т.е. отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства.
Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль.
Правило максимизации прибыли.Фирма обеспечит получение максимальной прибыли, применяя такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене, т.е.
где МRPLи МRPC– соответственно предельная доходность труда и капитала.
Предельная доходность ресурса (МRР) или предельный продукт в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Т.о,
МRР = предельный продукт (МР) * его цены (Р).
Ценообразования на эк. ресурсы
Цены ФП устанавливаются на рынках под воздействием спроса и предложения. Проблема ценообразования на эк. ресурсы исключительно важна. Цены ресурсов определяют:
1) денежные доходы владельцев ресурсов (зарплату, процент, ренту, предпринимательскую прибыль);
2) распределение ресурсов между различными отраслями и фирмами, ведь очевидно, что чем дороже ресурс, тем эффективнее он должен использоваться;
3) уровень издержек производства фирмы-покупателя, к-рые при данной технологии всецело зависят от цен на ресурсы;
4) в зависимости от цен на все четыре группы факторов производства находится распределение богатства в обществе между наемными работниками, владельцами земли, собственниками капитала и предпринимателями.
Все это свидетельствует о том, что ценообразование на ресурсы играет важную роль в определении поведения фирмы на рынке.