При этом важнейшей характеристикой документа является его идентифицируемость, обеспечиваемая наличием соответствующих реквизитов. 13 страница
• причины задержек исполнения документов.
К характерным причинам неисполнения документов в срок обычно относятся:
• слишком высокая степень централизации полномочий;
• перегрузка исполнителей и руководителей разного уровня;
• недисциплинированность сотрудников и подведомственных организаций;
• недостаточные сроки для качественного исполнения;
• нерациональная система документооборота;
• недостаток технических средств оформления и тиражирования документов и др.
На основе результатов анализа разрабатываются и принимаются меры по ускорению исполнения документов, повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации контроля и управления в целом.
5.8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СЛУЖБЫ
ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
5.8.1. Организационная структура службы ДОУ
Термин «структура» обозначает каркас, основу. Любое предприятие имеет определенный каркас, связующий все его подразделения, службы, органы. Различают организационно-производственную структуру управления и организационную структуру управления.
Организационно-производственная структура отражает построение управляемой системы, структура управления — управляющей, а организационная структура предприятия — построение и взаимосвязь этих двух систем.
Структура управления должна отвечать назначению предприятия, его целям. Аппарат управления строится с учетом необходимого обоснования количества звеньев (по горизонтали) и ступеней, или уровней, управления (по вертикали). Звено управления — структурное подразделение или отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления. Звенья бывают ниже-, вышестоящие и равнозначные. Ступень (уровень) управления — совокупность равнозначных звеньев. Количество ступеней определяет тип структуры с точки зрения ее сложности. Структура может быть двух-, трех- и четырехступенчатой.
Количество звеньев на каждой ступени структуры управления зависит от объема работ по выполнению соответствующих функций. Тип структуры управления определяется типом организационной структуры предприятия.
Подразделения предприятия — это элементы внутренней структуры предприятия, выполняющие определенные функции и занимающие определенное место в процессе его производственно-хозяйственной деятельности. Любое предприятие состоит из действующих на началах внутреннего хозяйственного расчета или арендного подряда подразделений — производств, цехов, отделений, участков, ферм, бригад, звеньев, бюро, лабораторий, отделов и др.
Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные задания и добивающихся достижения конкретных целей. Такие подразделения часто называют отделами, или службами, но существуют и другие названия. В небольших организациях разделение труда может не прослеживаться достаточно четко.
Подразделения обычно классифицируют либо по основным видам деятельности, либо по географическому признаку. Классическим примером горизонтального разделения труда на производственных предприятиях являются, например, производство, маркетинг, финансы.
Помимо горизонтального разделения труда в управлении существует вертикальное разделение труда, которое отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Эти две формы разделения труда органично связаны между собой. Основные структурные подразделения имеют следующие названия в соответствии со структурой организации и выполняемыми функциями: управление, отдел, сектор, департамент, функциональная группа. Причем в управление могут входить несколько отделов.
Количество звеньев, подчиненных одному руководителю, не должно превышать установленной нормы управляемости (Ну). В настоящее время ориентируются на следующие нормы управляемости. Для бригадиров производственных бригад Ну составляет 25—30 человек, для начальников цехов — 6—12, а для руководителя предприятия — 5—8. Соблюдение нормы управляемости на каждом уровне управления позволяет обеспечить нормальный психофизиологический режим работы каждому руководителю.
Документационное обеспечение — один из важнейших видов управленческой деятельности, выполнение которой возлагается на специальное подразделение — управление, отдел, департамент, сектор и т.п.
В соответствии с требованиями Государственной системы доку-ментационного обеспечения управления (ГСДОУ) данное подразделение должно действовать на правах самостоятельного структурного элемента и подчиняться непосредственно руководителю организации. Название данного подразделения, его должностной состав, структура устанавливаются вышестоящей организацией, а если такой нет, то руководством организации. Типовые наименования данного структурного подразделения: управление делами, общий отдел, канцелярия, секретариат имеют одно общее наименование — служба доку мет анион кого обеспечения управления (ДОУ).
В небольших учреждениях, с незначительным объемом документооборота, создание данного структурного подразделения нецелесообразно, достаточно ввести в штат сотрудника, выполняющего всю работу по документационному обеспечению управления. Это может быть секретарь, секретарь-референт, инспектор по делопроизводству, документовед, делопроизводитель.
Основными задачами службы ДОУ являются:
• постановка и ведение информационно-документационно-го обеспечения управленческой деятельности;
• совершенствование форм и методов работы с документами;
• обеспечение единого порядка документирования;
• организация работы с документами;
• построение информационно-поисковых систем;
• контроль исполнения документов;
• подготовка дел к передаче в архив;
• сокращение документооборота;
• унификация форм документов;
• разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления в организациях, их структурных подразделениях;
• внедрение новейших информационных технологий в работу с документами.
В соответствии с поставленными задачами служба документационного обеспечения управления выполняет следующие функции:
• осуществление первоначальной обработки документов;
• регистрация документов;
• ведение информационно-справочной работы по документам;
• организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству;
• осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству;
• регулирование хода исполнения документов;
• контроль прохождения, оформления и исполнения документов;
• обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов;
• систематическое информирование руководства по вопросам исполнения документов в срок;
• организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов;
• разработка и проектирование бланков документов;
• разработка номенклатуры дел организации;
• обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации;
• организация работы по обращениям граждан;
• организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях;
• разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями организации) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительской дисциплины;
• осуществление контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями организации дел, подлежащих сдаче в архив;
• проведение экспертизы научной и практической ценности документов;
• организация работы ведомственного архива;
• повышение квалификации работников делопроизводственной службы и архивов;
• проведение совещаний и консультаций по вопросам делопроизводства;
• организация рабочих мест;
• подготовка предложений по автоматизации рабочих мест;
• улучшение условий труда работников.
Должностной состав службы ДОУ включает три категории работников:
1) руководители;
2) специалисты;
3) технические исполнители.
5.8.2. Структура службы ДОУ
Для эффективного выполнения возложенных на службу ДОУ функций разрабатывается соответствующий пакет организационных и нормативно-методических документов — положение о службе ДОУ, должностные инструкции работников, инструкция по документационному обеспечению управления, правила работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и т.п. Таким образом, в нормативно-правовых документах службы ДОУ закрепляется прежде всего выбранная в учреждении организационная форма постановки делопроизводства, ее должностной состав, технология работы с документами.
Существуют три формы организации документационного обеспечения управления:
• централизованная;
• децентрализованная;
• смешанная.
Централизованная форма документационного обслуживания используется в фирмах и небольших учреждениях. Такая форма постановки документационного обеспечения управления предполагает сосредоточение в одном подразделении всей работы с документами: от получения до сдачи в архив. Преимущества централизованной обработки документов заключаются в рационализации делопроизводственных работ.
Децентрализованная форма постановки документационного обеспечения управления предполагает, что каждое структурное подразделение имеет свою службу делопроизводства и самостоятельно ведет все виды работ с документами. Данная форма используется в территориально-раздробленной организации, когда выполнение делопроизводственных работ в одном месте невозможно.
В крупных организациях устанавливается смешанная форма документационного обеспечения управления: когда часть операций ведется централизованно, а часть — в структурных подразделениях. Например, регистрация документов, поступивших на имя руководства, проводится централизованно службой ДОУ, а бухгалтерских, кадровых, финансовых — в соответствующих структурных подразделениях.
Структуру службы документационного обеспечения управления устанавливают в зависимости от объема работ и принадлежности к определенной группе организаций. В министерствах и ведомствах — управление делами, в научно-исследовательских институтах, на заводах, других государственных и негосударственных предприятиях создается отдел документационного обеспечения управления или канцелярия, в исполнительных органах власти и местного самоуправления — общий отдел.
Каждое из вышеперечисленных структурных подразделений включает специализированные структурные элементы: отдел, бюро, группа, сектор. Каждое подразделение выполняет одну или несколько функций.
Управление делами включает:
• инспекцию при министре или руководители ведомства;
• отдел писем;
• канцелярию;
• протокольное бюро;
• секретаря коллегии;
• бюро учета и регистрации;
• экспедицию;
• компьютерный центр обработки текстовых документов;
• копировально-множительное бюро;
• бюро правительственной переписки;
• отдел писем;
• отдел совершенствования работы с документами;
• центральный архив.
Канцелярия или Отдел документационного обеспечения управления может включать:
• группу по приему и обработке входящих и исходящих документов;
• группу по учету и регистрации документов;
• группу по работе с обращениями граждан;
• архив;
• секретарей руководителей и структурных подразделений;
• группу по контролю;
• копировально-множительное бюро.
Структура общего отдела включает такие подразделения, как:
• канцелярия;
• группа контроля;
• протокольный отдел;
• группа совершенствования работы с документами;
• группа обращений граждан;
• копировально-множительное бюро;
• архив.
5.8.3. Положение о службе ДОУ
Положение о службе ДОУ— это документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности службы и определяющий ее роль и место в системе управления предприятием. Положение должно разрабатываться совместно с руководителем службы ДОУ, им подписываться, согласовываться с юрисконсультом (если он есть на предприятии) и утверждаться руководителем предприятия. Основанием для внесения изменений в Положение является приказ руководителя предприятия.
Положение должно быть разработано в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 15489-1-2007 «Управление документацией» и Унифицированной системы организационно-распорядительной документации. Текст положения должен состоять из следующих основных разделов:
1. Общие положения.
2. Основные задачи.
3. Функции.
4. Права и обязанности.
4. Ответственность.
5. Взаимоотношения. Связи.
В разделе «Общие положения» указываются: полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением и определяющие характер и направления деятельности подразделения.
В разделе «Функции» указываются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.
В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение в лице его руководителя, а также обязанности.
В разделе «Ответственность» устанавливаются виды дисциплинарной, административной, при необходимости — и уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.
В разделе «Взаимоотношения. Связи» регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им, а также указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами данного вида документов являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения, утверждаются руководителем организации.
Примерное положение о службе документационного обеспечения
управления
1. Общие положения
1.1.Документационное обеспечение управления осуществляет служба документационного обеспечения управления (ДОУ), действующая на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного непосредственно руководителю министерства.
В состав службы ДОУ, как правило, включаются секретариат (приемная, секретариат министра (руководителя ведомства), секретариаты заместителей министра (заместителей руководителя ведомства), секретариат коллегии, протокольное бюро), инспекция при министре (руководителе ведомства), канцелярия (бюро правительственной переписки, бюро учета и регистрации, экспедиция, машинописное бюро, копировально-множительное бюро, телетайпная и др.), отдел писем (жалоб), отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств, центральный архив.
1.2.Работа службы ДОУ регламентируется Положением о ней, которое разрабатывается на основе настоящего Примерного положения. Деятельность работников службы ДОУ регламентируется должностными инструкциями, которые закрепляют рациональное разделение труда, предусматривают равномерную загрузку работников, распределение работ по сложности выполнения и квалификации исполнителей. Должностные инструкции разрабатываются службой ДОУ и утверждаются ее руководителем или его заместителем. При изменении функций и задач службы ДОУ должностные инструкции пересматриваются.
1.3.Служба ДОУ в своей деятельности руководствуется законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правилами, инструкциями, методическими рекомендациями учреждений Федерального архивного агентства, действующими нормативами по вопросам документационного обеспечения управления.
1.4.Руководство службы ДОУ должно замещаться специалистами с высшим образованием или средним специальным образованием со стажем работы по делопроизводству не менее 3 лет.
1.5.Служба ДОУ имеет круглую печать с обозначением своего наименования.
2. Цели и задачи службы ДОУ
2.1. Основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документаци-онному обеспечению управления. Служба ДОУ решает следующие задачи:
2.1.1. Совершенствование форм и методов работы с документами.
2.1.2.Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, построения поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в центральный архив в соответствии с действующими нормативами.
2.1.3.Сокращение документооборота, унификация форм документов.
2.1.4.Разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в министерстве и подведомственной системе.
3. Функции службы ДОУ
3.1. В соответствии с возложенными задачами служба ДОУ осуществляет следующие функции:
3.1.1.Разработка, внедрение и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов министерства, внесение в них изменений.
3.1.2.Осуществление экспедиционной обработки, регистрации документов и учетно-справочной работы по документам.
3.1.3.Организация своевременного рассмотрения и подготовки к докладу руководству поступающих документов, осуществление контроля за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству.
3.1.4.Контроль за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки: обобщение сведений о ходе и результатах исполнения документов, систематическое информирование руководства по этим вопросам.
3.1.5.Организация машинописного изготовления, копирования и оперативного размножения документов; разработка и проектирование бланков документов.
3.1.6.Разработка номенклатуры дел министерства, обеспечение хранения дел и оперативного использования документной информации.
3.1.7.Организация работы по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
3.1.8.Организация контроля за работой с документами в структурных подразделениях.
3.1.9.Разработка (совместно с соответствующими структурными подразделениями министерства) мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с документами, а также по повышению исполнительной дисциплины.
3.1.10.Осуществление контроля за правильностью оформления и формирования структурными подразделениями министерства дел, подлежащих сдаче в архив.
3.1.11.Организация работы архива в соответствии с законодательством по архивному делу Российской Федерации, правилами, инструкциями и методическими рекомендациями учреждений ГАС Российской Федерации.
3.1.12.Повышение квалификации работников службы ДОУ, проведение совещаний и консультирование по вопросам, относящимся к их компетенции.
3.1.13.Организация рабочих мест, в том числе автоматизация.
4. Права и ответственность службы ДОУ
4.1. Служба ДОУ имеет право:
4.1.1.Осуществлять контроль за состоянием делопроизводства в организациях отрасли.
4.1.2.Контролировать и требовать от руководителей структурных подразделений выполнения установленных правил работы с документами в министерстве.
4.1.3.Запрашивать от структурных подразделений и организаций сведения, необходимые для работы.
4.1.4.Проводить проверки организации документационного обеспечения управления в структурных подразделениях и доводить итоги проверок до руководителей структурных подразделений для принятия соответствующих мер.
4.1.5.Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений к подготовке проектов документов по поручению руководства.
4.1.6.Возвращать исполнителям на доработку документы, подготовленные с нарушением установленных требований.
4.1.7.Совместно с ВЦ определять задачи документационного обеспечения управления, подлежащие автоматизации.
4.1.8.Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.9. Разрабатывать положения о структурных подразделениях служ-
бы ДОУ и должностные инструкции работникам.
4.1.10.Вносить предложения руководству о привлечении к дисциплинарной ответственности во всех случаях нарушения подразделениями и должностными лицами установленных правил работы с документами.
4.1.11.Участвовать в обсуждении руководством вопросов, касающихся состояния работы с документами, а также совершенствования форм и методов работы с ними.
4.1.12.Вносить на рассмотрение руководства представления о назначении, перемещении и увольнении работников службы ДОУ, их поощрении и наложении на них взысканий.
4.2. Служба ДОУ несет ответственность за:
4.2.1.Обеспечение установленного порядка работы с документами в министерстве.
4.2.2.Выполнение указаний и поручений руководства и соблюдение необходимых условий труда работников.
5. Взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями
Служба ДОУ взаимодействует:
5.1.Со структурными подразделениями — по вопросам документационного обеспечения управления.
5.2.С юридической службой — по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов.
5.3.Со службами кадров, труда и заработной платы и с соответствующими научно-исследовательскими организациями — по вопросам подбора и расстановки кадров и повышения их квалификации в условиях широкого использования вычислительной и организационной техники, разработки и внедрения мероприятий, связанных с научной организацией труда, совершенствования стиля и методов работы с документами.
5.4.Со службами хозяйственного обслуживания — по вопросам обеспечения средствами организационной и вычислительной техники, бланками документов, канцелярскими принадлежностями; бытового обслуживания работников службы ДОУ.
5.5.С вычислительным центром — по вопросам разработки и внедрения новых информационных технологий с применением средств вычислительной техники, оперативной обработки информации и соблюдения требований нормативно-методических документов.
5.8.4. Регламентация деятельности работников службы ДОУ
Наименования должностей и квалификационные требования к работникам службы ДОУ установлены в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих».
Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов должностных инструкций. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела. В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. Например:
Заведующий канцелярией
Должностные обязанности. Организует работу канцелярии. Обеспечивает своевременную обработку поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению. Осуществляет контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Организует работы по регистрации, учету, хранению и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства, по формированию дел и их передаче на хранение. Разрабатывает инструкции по ведению делопроизводства на предприятии, в учреждении, организации и организует их внедрение. Принимает меры по обеспечению работников службы делопроизводства необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, оргтехникой, техническими средствами управленческого труда. Осуществляет методическое руководство организацией делопроизводства в подразделениях, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив, подготовку справок о соблюдении сроков исполнения документов. Обеспечивает печатание и размножение служебных документов. Участвует в подготовке созываемых руководством совещаний и организует их техническое обслуживание, оформление командировочных документов, регистрацию работников, прибывающих в командировку. Руководит работниками канцелярии.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся организации делопроизводства: ГСДОУ, стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; структуру предприятия, учреждения, организации; организацию делопроизводства; схемы документооборота; порядок составления номенклатуры дел, описей дел постоянного и временного хранения, установленной отчетности; сроки и порядок сдачи дел в архив, системы организации контроля за исполнением документов; оргтехнику и другие технические средства управленческого труда; основы экономики, организации производства, труда и управления, законодательство о труде, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Документовед
Должностные обязанности. Разрабатывает и внедряет технологические процессы работы с документами и документной информацией на основе использования организационной и вычислительной техники (учет, контроль исполнения, оперативное хранение, справочная работа). Принимает участие в планировании, организации и совершенствовании деятельности службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства. Подготавливает предложения по обеспечению эргономических условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления. Разрабатывает унифицированные системы документации и табели документов различного назначения и уровня управления, классификаторы документной информации. Организует внедрение систем ведения документации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков. Участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, в организации хранения и экспертизе ценности документов. Принимает участие в постановке задач, проектировании, эксплуатации и совершенствовании (в части информационного обеспечения) автоматизированных информационных систем и систем управления, а также в разработке новейших информационных технологий (в том числе бумажных), базирующихся на применении вычислительной и микропроцессорной техники, проектировании и актуализации баз и банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления, разрабатывает нормативно-методические документы по вопросам документационного обеспечения. Принимает участие в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров службы документационного обеспечения управления.
Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся документационного обеспечения управления; порядок планирования, проектирования и технологию работы на базе организационной и вычислительной техники служб документационного обеспечения управления; методы исследования, анализа, проектирования и развития документационных систем; порядок оформления, классификации, хранения и экспертизы ценности документов; организацию архивного дела; нормативные и методические документы по проектированию и эксплуатации автоматизированных информационных систем управления; основы программирования; методы проектирования и актуализации баз и банков данных; основы эргономики, социальной психологии, социологии, документообразование; отечественный и зарубежный опыт в области документационного обеспечения управления; основы экономики, организации труда и управления, законодательство о труде, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда.