Понятие качества

Понятие «качество» изначально возникло как философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н.э. Он определил качество как то, что позволяет сделать различие между предметами по признаку «хороший – плохой». Имеется определение качества, данное в XIX веке Гегелем: «Качество есть в первую очередь тож­дественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Качество объекта, как видно из этих философских определений, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним, как целым, охватывая его полностью и неотделимо от не­го.

Качество определяется не контролером, не технологом, не проектировщиком и даже не руководителем предприятия. Оно определяется потребителем. В основе качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги. Качество измеряется по отношению к требованиям потребителя, сознательным или просто ощущаемым, технически выполнимым или полностью субъективным, но всегда изменяющимся.

Иногда для определения качества продукции используются такие термины, как надежность, эксплуатационная пригод­ность и ремонтопригодность. Конечно, эти термины являются отдельными показателями ка­чества продукции или услуг. Изделие должно отвечать своему многократному использованию в течение оп­ределенного периода его жизни в определенных условиях и режиме эксплуатации, иначе говоря, оно должно обладать вы­сокой степенью надежности. Безопасность изделия имеет пер­востепенное значение. Для производства изделия, пригодного к использованию и ремонту на протяжении всего жизненного цикла, необходимо определить соответствующую степень его эксплуатационной пригодности и ремонтопригодности. По­скольку потребитель обращает внимание на внешний вид из­делия, оно должно быть привлекательным. Когда все другие характеристики изделия приведены в соответствие, должное качество становится той совокупностью, которая обеспечивает выполнение предполагаемых функций с максимальной общей экономичностью при учете фактора морального старения. Та­ким образом, в центре внимания должно быть понятие каче­ства, предусматривающего удовлетворение потребностей по­требителя при определенной совокупности свойств.

Качество продукции или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик продукции или услуги, посредством которых при эксплуатации они будут отве­чать требованиям потребителя.

Для каждого вида продукции или услуг характерно свое соотношение пока­зателей качества. Более того, весомость отдельных свойств или их групп может изменяться по мере раз­вития продукции или услуги.

Рассмотрим в качестве примера телевизоры. На пер­вом этапе развития качество этого вида продукции в значительной степени подме­нялось новшеством новой по тому времени функции – видеть изменяющееся на экране изображение, которая способствовала реализации продукции. Покупателей телевизо­ров в первую очередь интересовала новизна появившегося из­делия, а такие существенные недостатки, как малый размер экрана, нечеткое и плы­вущее изображение, постоянные помехи и прерывистые пере­дачи, не отпугивали покупателя, который впервые в жизни желал видеть «ожившие изображения».

В ходе развития происходило ужесточение требований, которое положило начало второму этапу разборчивого потребления, когда теле­визионную трубку заключили в красиво оформленный деревян­ный корпус, а черно-белое изображение заменили цветным. После этого привлекательность и внешний вид стали играть существенную роль при определении качества.

На третьем этапе развития, когда телевидение получило широкое распространение, оно стало неотъемлемой частью образа жизни. Основными показателями качества становятся безотказная работа и эксплуатационная пригодность, и решение о покупке принимается на основе этих характеристик.

На четвертом этапе телевизор становится обычным пред­метом широкого потребления. Взрослые не могут обойтись без последних известий, тринадцатилетняя молодежь требует ка­чественного изображения во время передач с участием своих любимых исполнителей. Существенными критериями качества продукции становятся надежность и экономичность.

В настоящее время существенной особенностью является быстрое совершенствование многих видов продук­ции. Это объясняется в основном новыми научно-техническими достижениями в отдельных областях, растущими запросами по­требителя и законами конкуренции. Поэтому важным для производителей является способность предугадать запросы и пожелания потребителей в ближайшем будущем. От этого во многом зависит будущий спрос на продукцию, а, следовательно, и эффективность вложения средств в совершенствование выпускаемой и разработку новой продукции, и общее финансово-экономическое состояние предприятия.

Наши рекомендации