Понятие качества
Понятие «качество» изначально возникло как философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н.э. Он определил качество как то, что позволяет сделать различие между предметами по признаку «хороший – плохой». Имеется определение качества, данное в XIX веке Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Качество объекта, как видно из этих философских определений, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с ним, как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него.
Качество определяется не контролером, не технологом, не проектировщиком и даже не руководителем предприятия. Оно определяется потребителем. В основе качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги. Качество измеряется по отношению к требованиям потребителя, сознательным или просто ощущаемым, технически выполнимым или полностью субъективным, но всегда изменяющимся.
Иногда для определения качества продукции используются такие термины, как надежность, эксплуатационная пригодность и ремонтопригодность. Конечно, эти термины являются отдельными показателями качества продукции или услуг. Изделие должно отвечать своему многократному использованию в течение определенного периода его жизни в определенных условиях и режиме эксплуатации, иначе говоря, оно должно обладать высокой степенью надежности. Безопасность изделия имеет первостепенное значение. Для производства изделия, пригодного к использованию и ремонту на протяжении всего жизненного цикла, необходимо определить соответствующую степень его эксплуатационной пригодности и ремонтопригодности. Поскольку потребитель обращает внимание на внешний вид изделия, оно должно быть привлекательным. Когда все другие характеристики изделия приведены в соответствие, должное качество становится той совокупностью, которая обеспечивает выполнение предполагаемых функций с максимальной общей экономичностью при учете фактора морального старения. Таким образом, в центре внимания должно быть понятие качества, предусматривающего удовлетворение потребностей потребителя при определенной совокупности свойств.
Качество продукции или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик продукции или услуги, посредством которых при эксплуатации они будут отвечать требованиям потребителя.
Для каждого вида продукции или услуг характерно свое соотношение показателей качества. Более того, весомость отдельных свойств или их групп может изменяться по мере развития продукции или услуги.
Рассмотрим в качестве примера телевизоры. На первом этапе развития качество этого вида продукции в значительной степени подменялось новшеством новой по тому времени функции – видеть изменяющееся на экране изображение, которая способствовала реализации продукции. Покупателей телевизоров в первую очередь интересовала новизна появившегося изделия, а такие существенные недостатки, как малый размер экрана, нечеткое и плывущее изображение, постоянные помехи и прерывистые передачи, не отпугивали покупателя, который впервые в жизни желал видеть «ожившие изображения».
В ходе развития происходило ужесточение требований, которое положило начало второму этапу разборчивого потребления, когда телевизионную трубку заключили в красиво оформленный деревянный корпус, а черно-белое изображение заменили цветным. После этого привлекательность и внешний вид стали играть существенную роль при определении качества.
На третьем этапе развития, когда телевидение получило широкое распространение, оно стало неотъемлемой частью образа жизни. Основными показателями качества становятся безотказная работа и эксплуатационная пригодность, и решение о покупке принимается на основе этих характеристик.
На четвертом этапе телевизор становится обычным предметом широкого потребления. Взрослые не могут обойтись без последних известий, тринадцатилетняя молодежь требует качественного изображения во время передач с участием своих любимых исполнителей. Существенными критериями качества продукции становятся надежность и экономичность.
В настоящее время существенной особенностью является быстрое совершенствование многих видов продукции. Это объясняется в основном новыми научно-техническими достижениями в отдельных областях, растущими запросами потребителя и законами конкуренции. Поэтому важным для производителей является способность предугадать запросы и пожелания потребителей в ближайшем будущем. От этого во многом зависит будущий спрос на продукцию, а, следовательно, и эффективность вложения средств в совершенствование выпускаемой и разработку новой продукции, и общее финансово-экономическое состояние предприятия.