Технико-эксплуатационные характеристики судов.

Морские транспортные суда отличаются друг от друга размерами, конструкцией корпуса, скоростью хода, планировкой грузовых поме­щений, конструкцией, расположением главных и вспомогательных механизмов и т.д. Все эти особенности определяют район плавания каждого судна, а также род его перевозок. Внутреннее устройство гру­зовых помещений, их расположение и объем, оснащенность судна гру­зовыми средствами, количество и размеры люков, число и площадь палуб, степень их загроможденности различными механизмами и уст­ройствами, а также другие особенности влияют на эксплуатационные показатели и экономическую эффективность работы судна.

Основными технико-эксатуатационными характеристиками судна являются линейные, весовые, объемные характеристики, скорость хо­да, нормы расхода топлива, воды и смазки.

К линейным характеристикам судна относятся:

Длина наибольшая............................................................Lmax

Ширина наибольшая....................................................... Вмах

Высота борта.....................................................................Н

Осадка ...........................................................................Т

Высота надводного борта.................................................F

Линейные характеристики определяют возможность захода судна а порты, прохода каналами, плавания в тех или иных районах. К весовым характеристикам судна относятся:

Водоизмещение в полном грузу......................................D

Водоизмещение судна порожнем....................................Do

Валовая или полная грузоподъемность (дедвейт).........Dw

Чистая грузоподъемность.................................................Dч

Водоизмещение судна порожнем D0 - масса судна, готового для выхода в море со всем снабжением, водой в главных механизмах, кот­лах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов.

Водоизмещение в полном грузу D - водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в се­бя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, ба­гажа, расходных запасов, топлива, воды и масла.

Дедвейт, или полная грузоподъемность судна Dw - разность между водоизмещением в полном грузу и водоизмещением порожнем т.е.

Чистая грузоподъемность судна Dч - максимальное кол-во тонн гру­за, которое может быть принято на судно к перевозке. Величина D4 судна - одна из важнейших эксплуатационных характеристик судна, так как по ее значению определяют транспортную работу, которую может выполнить судно. Величина D4 судна представляет собой раз­ность между ватовой грузоподъемностью и количеством рейсовых за­пасов:

Dч = Dw - Gзan

К объемным характеристикам судна относятся грузовместимость и регистровая вместимость.

Грузовместимость судна W: - объемное кол-во грузов в кубомет­рах, которое может быть погружено в грузовые помещения судна до полного использования их вместимости.

Регистровая вместимость является условным показателем вмести­мости судна. За ед. измерения регистровой вместимости принята реги­стровая тонна, которая равна 2,83 м3, или 100 фут3.

Различают два вида регистровой вместимости: полную или вало­вую (брутто-регистровый тоннаж), и чистую (нетто-регистровый тон­наж).

Регистровая вместимость используется для установления тождест­венности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взы­скания с судов всевозможных сборов.

В валовую регистровую вместимость включают объемы всех по­мещений под главной палубой и в надстройках, за исключением:

помещений для вспомогательных механизмов, расположенных на верхней пагубе;

помещения рулевой рубки; если ее объем не превышает нормаль­ных размеров;

объемов танков двойного дна, если они не используются для пере­возки топлива или грузов;

помещений камбуза, если его объем не превышает нормальных значений;

помещений гальюнов на верхней палубе из расчета одного на 50 чел, но не более 12;

объемов световых люков, тамбуров и тамбурных пространств гру­зовых люков, если их объем не превышает 0,5% полной регистровой вместимости, а если больше, то излишек не исключается;

объемов др. крытых помещений, не вполне защищенных, от воз­действия непогоды.

Чистая регистровая вместимость получается из валовой регистро­вой вместимости после общих и специальных вычетов. В общие выче­ты включают объем жилых и бытовых помещений для команды; кры­тых и огороженных помещений для вспомогательных механизмов и котлов, расположенных не на верхней падубе, но если они не являются частью машинного отделения; помещений штурманских рубок и по­мещений, в которых хранятся карты, навигационные и сигнальные приборы, шкиперские запасы, помещений водяного балласта, распо­ложенных вне двойного дна, при условии, что они используются толь­ко для балласта; помещений, в которых находятся механизмы, служа­щие для управления рулем, для уборки и подъема якорей, если они не находятся на верхней палубе.

Скорость - одна из важнейших технико-эксплугационных харак­теристик судна, так как от ее величины зависит его провозная способ­ность и скорость доставки грузов и пассажиров Скорость хода оказы­вает влияние на величину расходов, связанных с эксплуатацией судна. Сдаточная скорость судна Vсд - максимальная скорость, которую развивает судно на ходовых испытаниях после его постройки.

Техническую скорость Vтех судно должно развивать в течение длительного периода при нормальном режиме работы главных меха­низмов на обычном для них сорте топлива.

Техническую скорость судна устанавливают для всех режимом его движения: в грузу Vгр и в балласте Vбал. Техническую скорость опре­деляют в результате теплотехнических испытаний, проводимых служ­бой судового хозяйства пароходства.

Значение скорости, полученной в результате теплотехнических испытаний, заносят в паспорт судна. Поэтому ее называют паспортной скоростью и используют при техническом планировании судна.

Средняя эксплутационная скорость судна V3KC получается делени­ем всего пройденного судном расстояния на время, затраченное на пе­реход (за вычетом времени стоянки в пути с неработающей машиной).

Важной характеристикой судна являются нормативы расходов то­плива, воды и смазки.

Общий расход топлива на судах зависит от: типа и мощности су­довой силовой установки и ее технического состояния; коэффициента использования мощности силовой установки; вида топлива и его кало­рийности; скорости хода судна.

Нормативы расхода топлива устанавливают теплотехническим и испытаниями для каждого судна на всю установку в сутки, отдельно на период нахождения судна на ходу и на стоянке и обозначают соот­ветственно через grх. и gTCT

Стояночный норматив расчленяется на стояночный расход топли­ва с применением грузовых судовых средств и расход топлива без применения грузовых средств.

Запасы топлива, воды и смазки зависят от продолжительности рейса, возможности пополнения их в промежуточных портах захода, трассы рейса и вида топлива. Для приема топлива, воды и смазки на судах имеются основные и запасные бункеры и цистерны.

Наши рекомендации