Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников

Методические указания и контрольные задания для студентов заочников

по дисциплине ИОС(геодезия)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Основы геодезии» предусматривает изуче­ние теоретических основ производства инженерно-геодезических измерений при выполнении строительно-монтажных работ, а также получение практических навыков в работе с основными геодезичес­кими инструментами, ознакомление с современными геодезически­ми инструментами и методами выполнения геодезических работ, получение навыков в составлении основных геодезических докумен­тов и чертежей.

По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы пример­ной учебной программы.

Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лаборатор­ных работ определяются учебным заведением, исходя из профиля подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учеб­ного плана, согласованного с УК и УЗ Госстроя России.

На установочных занятиях студентов знакомят с программой дис­циплины, методикой работы над учебным материалом и дают разъ­яснения по выполнению одной домашней контрольной работы.

Варианты домашней контрольной работы составлены примени­тельно к действующей примерной программе по дисциплине.

Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.

Проведение практических занятий и лабораторных работ пред­усматривает своей целью закрепление теоретических знаний и при­обретение необходимых практических умений, по программе учеб­ной дисциплины.

Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач.

Учебный материал рекомендуется изучать в той последователь­ности, которая дана в методических указаниях:

ознакомление с примерным тематическим планом и методичес­кими указаниями по темам;

усвоение программного материала по рекомендуемой литерату­ре;

составление ответов на вопросы для самоконтроля, приведен­ные после каждой темы.

При изложении материала необходимо соблюдать единство тер­минологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с дей­ствующими стандартами (СНиПами, ГОСТами).

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

об основных задачах геодезии как науки для обслуживания

строительства; знать:

основные геодезические определения, методы и принципы выполнения топографо-геодезических работ, геодезические приборы; уметь:

читать карту, определять по карте длины и ориентационные углы проектных линий, координаты и высоты; по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными ме­тодами.

Примерный тематический план

№ темы Разделы и темы
  1.1 1.2 Раздел1. Общие сведения Понятие о форме и размерах земли Изображение земной поверхности на плоскости
  2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Раздел 2. Работа с топографическими картами Масштабы Условные знаки Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах Ориентирование направлений Определение прямоугольных координат точек,заданных на топографической карте Прямая и обратная геодезические задачи на плоскости
  3.1 3.2 3.3 Раздел 3. Гедезические измерения Сущность измерений.Классификация измерений,виды геодезических измерений. Линейные измерения. Угловые измерения
  4.1 4.2 4.3   4.4 4.5 РАЗДЕЛ 4.Понятие об опорных геодезических сетях и съёмках Понятие о поаново-высотной геодезической сети Закрепление точек геодезической сети на местности Назначение и виды теодолитных ходов. Порядок работ при проложении теодолитных ходов. Обработка полевых материалов при проложении теодолитных ходов. Методы горизонтальной съёмки и составление плана
  5.1 5.2 5.3 Раздел 5. Геометрическое нивелирование. Общие сведения о нивелировании Устройство, поверки и исследования нивелиров и нивелирных реек. Назначение, технология производства и камеральная обработка ходов технического нивелирования

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Р а 3 д е л 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Тема 1.1. Понятие о форме и размерах Земли

При изучении темы следует усвоить основные термины и поня­тия, уяснить порядок определения положения точек на земной по­верхности с помощью различных систем координат, разобраться с системой высот точек.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется кратко законспек­тировать и вычертить сопровождающие схемы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные вопросы изучаются в дисциплине «Основы
геодезии»? '

2. Какова роль геодезии в строительстве?

3. Каким образом можно определить положение точки на зем-
ной поверхности?

4. Что такое отметка точки и превышение?

Те ма 1.2. Изображение земной поверхности на плоскости

Следует усвоить определения: карта, план, порядок вычисления горизонтального проложения и уклона линии, превышения между двумя точками на поверхности земли.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое горизонтальное проложение?

2. Что такое карты и план, каково отличие между ними?

3. Что такое уклон линии и как его подсчитать?

4. Как найти превышение?

Р а 3 д е л 2. РАБОТА С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ ПЛАНАМИ

Т е м а 2.1. Масштабы

Тема 2.2. Условные знаки

Тема 2.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах

При изучении тем 2.1, 2.2, 2.3 следует понять и запомнить опре­деление масштаба и его суть, виды основных масштабов, их точ­ность. Порядок построения линейного и поперечного масштабов и порядок работы с ними.

Усвоить классификацию условных знаков, наиболее распростра­ненные зачертить в конспект.

Усвоить, что такое рельеф, его типовые формы, методы изобра­жения рельефа на чертежах, свойства горизонталей. Начертить со­ответствующие схемы в конспект.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое масштаб?

2. Виды масштабов и их точность.

3. Виды условных знаков.

4. Что такое рельеф?

5. Какие типовые формы рельефа?

6. Основные методы изображения рельефа.

7. В чем суть изображения рельефа способом горизонталей?

8. Что такое высота сечения, заложение?

9. Как определить отметку точки на плане "в горизонталях?

10. Как определить превышение между двумя точками на плане?

11. Как определить уклон линии на плане?

Тема 2.4. Ориентирование направлений

При изучении темы нужно усвоить смысл ориентирования ли­нии на местности. Этими линиями могут быть оси различных со­оружений или коммуникаций, оси проездов, красные линии квар­талов и т.п. Для ориентирования этих линий и служат азимуты и румбы. Зная эти углы осей сооружений, можно установить аналити­ческую связь между данными осями.

Следует уяснить, что дирекционный угол во всех точках будет одинаков, а азимуты — различны, что дирекционные углы и азиму­ты отличаются между собой на угол сближения меридианов.

Нужно хорошо усвоить формулы вычисления азимутов (дирекци-онных углов) последующих сторон по известным азимутам преды­дущих линий и углу между ними.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое азимут линии, какие бывают азимуты?

2. Что какое румб линии?

3. Какая зависимость между азимутами и румбами?

4. Что такое дирекционный угол?

5. Как найти дирекционный угол последующей стороны (линии),
если известен дирекционный угол предыдущей линии и угол между
этими линиями?

6. Что такое буссоль и как с ней работать?

Тема 2.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте

Тема 2.6. Прямая и обратная геодезические задачи

При изучении тем 2.5 и 2.6 нужно усвоить, что такое плоские прямоугольные координаты и их приращения, направление осей координат, усвоить методику решения прямой геодезической зада­чи. Нужно научиться пользоваться таблицами вычисления прира­щений координат, усвоить методику обработки замкнутого теодо­литного хода и разомкнутого хода. Научиться строить план полиго­на. Уметь контролировать вычисления и построение плана.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть плоских прямоугольных координат?

2. Что определяется в результате решения прямой геодезической
задачи и как?

3. Как решается обратная геодезическая задача?

4. Как проверяется правильность вычисления приращений ко­ординат и координат точек полигона?

Раздел 3. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Тема 3.1. Сущность измерений. Классификация измерений, виды геодезических измерений

Тема 3.2. Линейные измерения

Тема 3.3. Угловые измерения

Тема 3.4. Государственная система стандартизации и метрологии измерительной техники

При изучении материала раздела нужно уяснить, какие виды измерений встречаются в практике геодезических работ и показате­ли их точности.

В чем суть линейных измерений, приборы, применяемые для их выполнения. Следует усвоить порядок выполнения измерения рас­стояний, виды поправок, вносимых в конечный результат.

Особое внимание обратить на изучение устройства и назначение теодолита, порядок его установки, выполнение поверок теодолита и измерение углов.

Следует понять, что умение работать с теодолитом — важный фактор квалификации специалиста-строителя.

Следует уяснить значение системы стандартизации и метроло­гии.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие измерения встречаются в практике геодезических ра­бот?

2. Приборы, применяемые для измерения расстояний на мес­тности.

3. Как измеряется расстояние?

4. Какие поправки нужно внести при измерении расстояний?

5. Назначение теодолита, его основные части.

6. Установка теодолита.

Как выполнить поверки теодолита и юстировку?

7. Как измерить горизонтальный угол и вести журнал?

8. Как измерить вертикальный угол?

СЕТЯХ И СЪЕМКАХ

Тема 4.1. Понятие о планово-высотной геодезической сети

Тема 4.2. Закрепление точек геодезических сетей на местности

Тема 4.3. Назначение, виды теодолитных ходов. Порядок работ при проложении теодолитных ходов

Тема 4.4. Обработка полевых материалов при проложении теодолитных ходов

Т е м а 4.5. Понятие о методах горизонтальной съемки и составления плана

При изучении материала раздела следует уяснить, что геодези­ческие сети являются опорными для разбивочных работ на строй­площадке. Нужно также обратить внимание на состав полевых ра­бот при проложении теодолитного хода и порядок обработки его материалов, вычисление координат точек хода, построение плана. Внимательно изучить методы горизонтальной съемки.

Вопросы для самоконтроля

1. Виды геодезических сетей.

2. Типы геодезических знаков.

3. Назначение теодолитного хода.

4. Состав полевых работ по теодолитному ходу.

5. Порядок обработки материалов теодолитного хода.

6. Построение плана теодолитного хода.

Основные методы горизонтальной съемки

Раздел 5. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ Тема 5.1. Общие сведения о нивелировании Тема 5.2. Устройство, исследования, поверки нивелиров и реек

Тема 5.3. Назначение, технология производства и камеральная обработка хода технического нивелирования

Для достаточно полного изучения раздела нужно хорошо позна­комиться с устройством нивелира, с нивелирными рейками, научить­ся делать отсчеты по рейкам, усвоить методику выполнения основ­ных поверок нивелира и его юстировку. Знать состав работ и поря­док их выполнения на станции при выполнении технологического нивелирования. Научиться обрабатывать материалы нивелирования, вычислять отметки точек.

Вопросы для самоконтроля

1. Способы геометрического нивелирования.

2. Назначение и устройство нивелира.

3. Как установить нивелир?

4. Как выполняются поверки нивелира?

5. Как передать отметку в котлован?

6. Как нивелируется трасса?

7. Порядок заполнения журнала нивелирования.

8. Обработка результатов нивелирования.

9. Нивелирные рейки.

Раздел 6. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ УЧАСТКА

Тема 6.1. Нивелирование поверхности участка как вид подготовки топографической основы

Тема 6.2. Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка

При изучении данного раздела прежде всего следует уяснить, для чего нивелируют поверхность, а также порядок выполнения полевых работ при нивелировании поверхности.

Нужно также усвоить порядок определения проектной отметки площадки из условия нулевого баланса земляных работ; определе­ние рабочих отметок; методику построения картограммы земляных работ и подсчета объема работ при планировке площадки. Для за­крепления материала выполнять соответствующее практическое за­дание.

Вопросы для самоконтроля

1. Зачем нивелируют поверхность?

2. Как готовят площадку к нивелированию?

3. Как выполняют нивелирование площадки?

4. Как подсчитывать черные отметки?

5. Как определить проектную отметку площадки?

6. Как находят рабочие отметки?

7. Как определить положение точек нулевых работ и построить картограмму земляных работ?

8. Как считать объемы земляных работ при планировке площад­ки?

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из 15 вариантов. Каждый вари­ант контрольной работы содержит четыре вопроса и одну задачу.

Изучать дисциплину рекомендуется последовательно по темам, в соответствии с примерным тематическим планом и методически­ми указаниями к ним. Степень усвоения материала проверяется уме­нием ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные в конце темы (раздела).

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.

При окончании номера на «О» выполняется вариант №10, при последней цифре «1» — вариант №1 и т.д.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

- в контрольную работу записывать контрольные вопросы и ус­ловия задач. После вопроса должен следовать ответ на него. Содер­жание ответов должно быть четким и кратким;

- решение задач следует сопровождать пояснениями ;

- вычислениям должны предшествовать исходные формулы;

- для всех исходных и вычисленных физических величин долж­ны указываться размерности;

- приводятся необходимые эскизы, схемы,чертежи.

На каждой странице оставляется поле шириною 3—4 см для за­мечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос при­водится список использованной литературы, указывается методи­ческое пособие, по которому выполнялась работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.

На обложке тетради указывают учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы, фамилию, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.

Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «не зачтено».

После получения прорецензированной работы студенту необхо­димо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания пре­подавателя, повторить недостаточно усвоенный материал

Не зачтенные контрольные работы подлежат повторному выпол­нению.

Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитывают -ся и возвращаются студенту. В методических указаниях приведены примеры решения задач.

Примеры решения типовых задач

Задача1. Определить отметку точки на плане с горизонталями
аналитическим способом.

НА = Ннг + ^-а(м);

Ннг = 310,00 м;

d = 30 м; а = Юм,

h — высота сечения (h = 1 м)

d — заложение

а — расстояние от нижней горизонтали до искомой точки J_

НА = 310,00 + 30 • 10 = 310,33 м.

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Задача2. Определить уклон линии на плане с горизонталями.

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Задача3. Определить румб линии 1-2, если азимут ее равен 152° 43'. Величина азимута говорит, что линия расположена во II четверти. Для второй четверти

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Задача 4. Определить отметку последующей точки через отметку предыдущей по следующим данным:

отметка начальной точки — Н, = 29,750 м

отсчет по задней рейке — 3 = 1730

отсчет по передней рейке — П = 2810

(эта задача на способ нивелирования «из середины»).

1. Определение отметки точки через превышение.
h = 3 - П = 1730 - 2810 = -1080

Н2 = Н, - h = 29,750 - 1.080 = 28,670 м.

2. Определение отметки через горизонт инструмента.
ГИ = Н, + 3 = 29,750 + 1,730 = 31,480 м

Н2= ГИ - П = 31,480 - 2,810 = 28,670 м.

Задача5. Определить отметку последующей точки через отметку предыдущей по следующим данным:

отметка начальной точки — Н, = 72,800 высота инструмента — i = 1450 отсчет по передней рейке — П=680 (способ нивелирования «вперед»).

1. Определение отметки точки через превышение — h. h =/-П=1450-680=+770 H2=H,+/z=72,800+0,770=73,570 м.

2. Определение отметки точки через горизонт инструмента — ГИ. ГИ=Н,+/=72,800+1,450=74,250 м Н2=ГИ-П=74,250-0,680=73,570 м.

Задача6. Определить прямоугольные координаты последующей точки (т.2) через координаты предыдущей (т.1) по следующим дан­ным:

координаты первой точки — X, = 4250 м. У,=6730 м; расстояние до следующей точки 2= 120,10 м; направление линии 1-2, т.е. ее дирекционный угол — L, 2=48°30'=ч. (такую задачу называют прямой геодезической задачей).

Для определения координат точки 2 сначала нужно найти при­ращения координат: ∆ X; ∆ У. Затем сами координаты Х22.

1. Определение приращений координат.
∆ X=dx cos г = 120,10x0,6626=79,51м

∆ y=dx sin г = 120,10х0,7490=89,95м.

2. Определение координат точки 2.
Х2=Х,+∆ Х=4250+79,51=4329,51м
У2=У,+∆ У- 6730+89,95=6819,95м.

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Точки стояния Точки Визиро- вания Положение вертикального круга Отсчёт по верти кальному кругу Место нуля МО Угол наклона вычисления
         
Теодолит Т30
А В   КЛ КП   3˚ 34' 176˚ 27'     +0 ˚00,5'   3 ˚33,5'   МО=(3˚ 34'+360°+(176˚ 27'+180°)) ̸ 2= =360°00,5´=0°00,5´   ν=3˚ 34'+360°-(176˚ 27'+180°) ̸ 2= =3°33,5´  
С   КЛ КП   352 ˚33' 187 ˚ 29'   +0 ˚01.0'   -7 ˚28' МО=(352°33´+(187˚29'+180°)) ̸2=360°00,5=0°01,0´   ν=(352°33´-(187˚29'+180°)) ̸ 2=-7°28,0´
Теодолит 2Т30П
А В   КЛ КП   +2 ˚16' -2 ˚15'   +0 ˚00,5'   +2 ˚15,5' МО=(+2 ˚16'+(-2 ˚15')) ̸ 2=++0 ˚00,5'     ν=(+2 ˚16'-(-2 ˚15')) ̸ 2=+2 ˚15,5'
С   КЛ КП   -4 ˚34' +4 ˚33'   -0 ˚00,5'   -4˚ 33,5 Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru МО=(-4 ˚34'+4 ˚33') ̸ 2=-0 ˚00,5'     ν=(-4 ˚34'-(+4 ˚33')) ̸ 2=-4˚ 33,5 Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru -

Задача 7. Вычислить погрешность вертикального круга и под­считать величину вертикального угла.


Задача 8. Решить обратную геодезическую задачу, т.е. найти рас­ст+ояние между двумя точками и направление этой линии (румб, ази­мут),

если координаты начала и конца линии следующие: X,=320,50 м; Х2=230,70 м; У =780,20 м; У2=900,10 м.

1. Определение приращений координат.
∆ х=х2-х =230,70-320,50=-89,80 м

∆ У=У2-У =900,10-780,20=119,90 м.

Знаки приращений говорят, что линия расположена во II чет­верти (ЮВ).

3. Величина румба определяется по формуле

4. tgr= Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru = Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru =1,33518931

по тангенсу найдем величину румба — 53° 10':ЮВ

3. Расстояние между точками (d, 2) найдем по теореме Пифагора:

d1-2= Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru = / Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru 89,802 + 119,902 = д/22440,05 = 149,8м.

поверка : d1-2=∆x ̸ 2=89,80 ̸ cos53° 10' =149,8м или

d1-2=∆y ̸ sinα=119,90 ̸ sin 53°10=149,8м

Задача 9. Подготовить данные для построения картограммы зем­ляных работ, т.е. подсчитать черные, красную и рабочие отметки по следующим данным нивелирования поверхности

Схема нивелирования

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Отметка репера — HRp = 18,700. Отсчет по рейке на репере — а = 1,300.

Для определения черных отметок точек площадки нужно найти горизонт инструмента ГИ= Н^ + а = 18,700+1,300=20,000.

Вычитая из горизонта инструмента отсчеты по рейкам, опреде­лим черные отметки соответствующих точек: Н = ГИ—b :

Нч1 = 20,000-1,350 - 18,65 м.

Нч2 = 20,000-1,490 = 18,51 м.

Нч3 = 20,000-1,570 = 18,43 м.

Н"4 = 20,000-1,700 = 18,30 м.

Нч5 = 20,000-1,430 = 18,51 м.

Н]6 = 20,000-1,510 = 18,49 м.

Нч7 = 20,000-^590 = 18,41 м.

Нч8 = 20,000-1,720 = 18,28 м.

Н*9 = 20,000-1,470 = 18,53 м.

Нч10 = 20,000-1,540 = 18,46 м.

Нч11 = 20,000-1,610 = 18,39 м.

Нч12 = 20,000-1,750 = 18,25 м.

Красная (проектная) отметка подсчитывается по формуле:

Н __H, +2Н2+4Н4∑

кр ~ 4 п

Н, — отметки точек, принадлежащих только одному квадрату (1,4,9,12);

Н2 — отметки точек, общих для двух квадратов (2,3,8,11,10,5); Н4 — отметки точек общих для 4 квадратов (6,7).

„ 73,73 + 2 x 110,64 + 4 х 36,90 ,0 ,Л

"кр =------------------- ^ х ^—--------------- — = lo,4U п — число квадратов

Рабочие отметки подсчитываются по формуле: Н =Н —Н

Нр1 = 18,40-18,65 = -0,25 м. Р "P '

Н 2 = 18,40-18,51 = -0,11 м.

Нр3 - 18,40-18,43 = -0,03 м.

Н^ - 18,40-18,30 = +0,10 м.

Н J = 18,40-18,57 - -0,17 м.

Н' = 18,40-18,49 = -0,09 м.

Н , = 18,40-18,41 = -0,01 м.

н'8 = 18,40-18,28 = +0,12 м

6. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Вариант 1

1. Понятие о географических и прямоугольных координатах.

2. Назначение и устройство теодолита (Т-30). Виды теодолитов. Геометрическая схема.

3. Геометрическое нивелирование способом «из середины», его схема.

Задача.

Определить отметку точек 1 и 2 на плане с горизонталями ана­литическим путем.

Выбрать необходимый масштаб и определить уклон линии 1-2

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Вариант 2

1. Что такое отметка точки, превышение, абсолютная и относительная отметки?

2. Как установить теодолит в рабочее положение?

3. В чем суть нивелирования способом «вперед», его схема.

Задача

Определить уклон линии 1-2 на плане участка с горизонталями, если hсеч=0,25м ,М 1:100,Н0=99,75м

Н0

Вариант 3

1. Дайте определение основным видам геодезических чертежей.

2. Как выполняются основные поверки и юстировка теодолита (Т-30)?

3. В чем суть геодезического обоснования, его виды?

Задача.

Дан дирекционный угол Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru . Дан дирекционный угол Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru .

Определить румб r ,знаки приращений координат Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru , Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Дирекционный угол Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru Румб, r Знак Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru Знак Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru
128° 25′      
331°′ 48′      
12°12′      

Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru

Вариант 4

1.Масштабы, применяемые для составления геодезических чер­тежей

2 Как измеряется горизонтальный угол с помощью теодолита? (Способ приемов.)

3 Порядок нивелирования трассы, ведение журнала нивелиро­вания.

Задана.

По результатам нивелирования и известной отметке точки вычислить отметку точки В через превышение, а отметку точки С через горизонт инструмента. Вычертить схему нивелирования и показать на ней все известные и вычисляемые величины

точки Отсчёты по рейке, мм
    задние передние проме- жуточ- ные
НА=150,84 А В С        

Вариант 5

1 Перечислите основные виды условных знаков для геодезичес­ких чертежей. Дайте их характеристику.

2. Как с помощью теодолита измеряется вертикальный угол? Необходимые вычисления.

3. Для чего делается нивелирование поверхности? Как выполня­ется эта работа? Как вычисляются черные, красные и рабочие от­метки точек площади?

Задача.

Определить отметку последующей точки через отметку предыду­щей точки при способе нивелирования «вперед» по следующим дан­ным (решить двумя способами):

Н =42,83м0; 1=1470мм ; П=0850мм; найти Н2=?

Вариант 6

1. Что такое рельеф, его типовые формы, как рельеф изобража­ется с помощью горизонталей?

2. Как с помощью теодолита построить заданный горизонталь­ный угол?

3. В чем суть способов выноса на местность основных точек со­оружения (полярного, координат, засечек)?

?

Задача.

Определить прямоугольные координаты последующей точки (т.2), если известны координаты первой точки: Х,=2830 м, У,=4270 м.

Дано расстояние между этими точками d, 2 = 173,80 м и направ­ление линии 1-2, т.е. ее дирекционный угол <х=65°20'. (Как называ­ется эта задача?)

Вариант 7

1. Какие знаки применяются для закрепления геодезических точек на местности?

2. Как определить магнитный азимут линии на местности?

3. Горизонтали. Их характеристики и свойства, высота сечения рельефа, заложение.

Задача. Выполнить интерполирование и провести горизонтали по сторонам квадрата с известными высотами.

-Дан квадрат с вершинами 1а,1б,2а,2б.

-высота сечения рельефа-0,5м

-сторона квадрата-50м

-Масштаб- 1:1000

Н=72,22м; Н=72,64м; Н=71,78м;Н=72,16м.

1а 1б

    2а 2б

Вариант 8

1. Измерение расстояний на местности с помощью мерных лент.

2. Назначение нивелиров, их виды. Устройство и установка нивелира в рабочее положение.

3. Условные знаки на планах, картах, геодезических и строительных чертежах(привести примеры)

Задача.

Определить расстояние между двумя точками и направление этой линии, если координаты этих точек следующие:

X =200,70 м; х= 142,80 м.

У,=350,20 м; У2=420,30 м. (Как называется такая задача?)

Вариант 9

1. Что такое азимут? Какие бывают азимуты? Что такое румб линии?

2. Как проверяется круглый уровень нивелира? Краткие сведе­ния о нивелирных рейках.

3 Назначение теодолитного хода. Состав работ по теодолитному ходу. Требования к выбору станции.

Задача

Вычислить среднее значение горизонтального угла по результатам измерений при КП и КЛ Привести схему измерения, показать на схеме все значения ,исходные и вычисленные.

№ вершины № точек визиро- вания Отсчёты по горизонтальному кругу Вычисленные Значения, Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru кп, Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru кл Среднее значение Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru ср
КП КЛ
  I   А(правая)   В(левая)   2° 16′   162° 06′   92 °20′   252° 11′    

Вариант 10

1. В чем суть прямой геодезической задачи?

2 Назначение теодолитного хода. Состав работ по теодолитному ходу. Требования к выбору станции.

3. Как выполняется поверка цилиндрического уровня нивелира?

Задача. 3. По фактическим отметкам вершин квадрата строительной площадки вычислить отметку планировки (горизонтальной) и определить объёмы земляных масс.

Н1=54,88м , Н2= 55,12м , Н3= 54,58м , Н4= 55,28м, Н5= 55,07м , Н6=54,25м H7=55.78, H8=54.73 ,

d= 20м

.

     

Вариант 11

1.Для чего предназначены уровни .Что такое ось уровня ?Как устанавливается уровень на геодезическом инструменте?

2.Какие карты называют топографическими и для чего они служат? Как обозначают на топографических картах различные сельскохозяйственные угодия: луг .пашню, залежь, лес, кустарник, болото и прочее.

3.Какие условия должны быть соблюдены при проектировании планировок?

Задача .Определить длину горизонтальной проекции линии АВ ,измеренной на местности по частям. На отрезках АС и СД измерялись углы наклона ν12,а на отрезке ДВ известно превышение hСД между концами отрезка, результаты измерений приведены в таблиц

АС ν1 СД ν2 ДВ hАВ
30,00 -6 ° 10′ 81,80 +3 °40′ 39,20 -1,5

Вариант12

1.В каких случаях прокладывают замкнутые, разомкнутые и висячие теодолитные ходы? Что и с какой точностью измеряют в теодолитных ходах?

2.Как измерить линию лентой и какова точность измерений ?Для чего и как выполняют вешение линий

3.Как определяют невязку в нивелирном ходе, проложенном между двумя реперами ,как проверяют её допустимость и увязывают превышения?

.Задача построить профиль по заданному направлению, М1:1000, hсеч=0,5м, Н0=120,50м

0- самая нижняя горизонталь)

Н0

Вариант13

1.Что такое геодезия? Расскажите о форме Земли .Что такое уровенная поверхность, геоид ,сфероид?

2.Каковы методы нивелирования ?Какие существуют способы геометрического нивелирования? Какой способ лучше и почему?

3.Как запроектировать горизонтальную площадку?

Задача Длина линии по проекту d=413, 36м; угол наклона местности к горизонту Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru =30451(cos30451=0.99786; sin30451=0.03272);длина ленты l=19,992м; температура воздуха при измерении t=-100С.Определить длину линии для перенесения её на местность.

Вариант14

1.Что такое план и карта и в чём их основные различия ? Чему равна графическая точность и что такое точность масштаба?

2.Как провести простейшую съёмку небольшого участка? Что такое глазомерная съёмка?

3.Чему должна быть равна теоретическая сумма углов в замкнутом и разомкнутом ходах ?Как определить угловую невязку и распределить её на углы?

Задача Определить дирекционные и румбы линий ВС и СД по дирекционному углу линии АВ и измеренным углам Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru 1 и Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru 2, указанным в таблице( привести схему)

Дирекционный угол линии АВ Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru (0, /) Измеренные углы
Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru 1пр Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru 2лев
0°20′ 95°06′ 119°45′

Вариант15.

1.Какое значение имеет рельеф местности в народном хозяйстве ?Что такое горизонтали ,высота сечения рельефа, заложение ?Как изображают горизонталями основные формы рельефа?

2.Как устроены нивелирные рейки ,что означает отсчёт по рейке и в каких еденицах его считают?

3.Какие способы определения площади участка существуют и в каких случаях их целесообразно применять?

Задача

Вычислить место нуля и угол наклона по результатам измерений

№ вер- шин Точки наблю- дения Отсчеты по вертикальному кругу   М0   Примеры решения типовых задач. Методические указания и контрольные задания для студентов заочников - student2.ru
КЛ КП
  верх   низ 7°40   358°23′′ 172°10   178°25′    
верх   низ   3°25′   -10°11′   -3°24′   10°′10′    

III. ЛИТЕРАТУРА

Маслов А.В., Гладилина Е.Ф., Костин В.А. Геодезия. — М.: Не­дра, 1986.

Родинов В.И. Геодезия. — М.: Недра, 1987.

Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. Основы инженерной геодезии. — М.: Высшая школа, 1988.

Клюшин Е.Б., Михелев Д.Ш. — М.: Недра, 1990.

Новак В.Г., Лукьянов В.Ф. и др. Курс инженерной геодезии. — М.: Недра, 1989. '

Орлов А.И. Рабочие тетради по геодезии: №1 «Работа с картой», №2 «Изучение теодолита», №4 «Изучение нивелира и работа с ним», №6 «Геодезические работы при вертикальной планировке участка». — М.: ГУЛ ЦПП, 1998.

Наши рекомендации