Выигрыш от внешней торговли

13. Междунар. торговля и распред. д-дов. Теорема Столпера — Самуэльсона.Междунар. торговля - обмен товарами и услугами через гос. границы, форму связи между товаропроизводителями разных стран.

Разв. мир. торговли ведет к изменению цен, объемов спроса и предложения товара на мир. рынке, к спец-ции пр-ва, а значит, к его росту в экспортных отраслях и сокращению в импортозамещающих. Это изменяет д-ды владельцев факторов пр-ва. Т.о., в краткоср. периоде в экспортных отраслях спрос на дополнит. рес-сы растет и д-ды их владельцев увелич.. В импортозамещ-щих отраслях, наоборот, спрос на рес-сы сокращ., д-ды владельцев этих рес-сов падают. Однако, в долгосрочном периоде факторы более мобильны и их владельцы приспосаб-ся к изменившимся усл.. Нарушенное равновесие постепенно восстан-ся, уровень д-дов выравнив-ся, но к первонач. положению не возвращ-ся, т.к. в пр-ве разных товаров факторы использ-ся в разных соотнош., и высвободившиеся факторы по своей стр-ре не соответ-ют экспортным отраслям.

Теорема Столпера-Самуэльсона:«В долгосрочном периоде развитие мир. торговли приводит к увелич. доходов того владельца фактора пр-ва, кот-ый интенсивно использ-ся в экспортных отраслях и к падению д-дов того владельца фактора пр-ва, который интенсивно использ-ся в отраслях, конкурирующих с импортом». Для опред-ния степени спец-ции факторов пр-ва используют данные о доле доходов факторов в добавленной ст-ти экспортных и импортозамещ. пр-в и в нац. доходе в целом: , где; - доля д-да фактора i в ст-ти экспорта; - доля д-да фактора i в ст-ти конкурирующей с импортом пр-ции, равной по объему импорту; - доля д-да фактора i в нац. доходе.

14. Междунар. торговля товарами: особенности, стр-ра, динамика, значение и тенденции разв..

Междунар. торговля - обмен товарами и услугами через гос. границы, форму связи между товаропроизвод-лями разн. стран. На устойч. рост междунар. торговли товарами влияют: разв. МРТ и интернационализации пр-в; НТР, способств. созданию нов. отраслей эк-ки; активная деят-ть ТНК; либерализация МТТ посредством мероприятий ВТО, др. междунар. эконом. орг-ций. Для соврем. сост. МТТ хар-ны рост экспорт. квоты стран, рост наукоемких товаров, сокращ. доли продовольствия, сырья и топлива, быстрое обновл. товарной номенклатуры, рост мобильность потребит. и производителей. Торговля наукоемкой и высокотехнологичной пр-цией осущ. преимущ-но между промышл. развит. странами. Значит. доля товарных потоков явл-ся внутрифирменной торговлей ТНК. Стр-ра товарного рынка:

· рынком низко технологичных изделий (легк. промышл-ть)

· рынком средне технол. изделий (транспорт. ср-ва, пластмассы, хим. и деревообраб. промышл-ть)

· рынком высоко технол. изделий (электроника, аэрокосмич., информац. техника).

15. Междунар. торговля услугами: сущность, виды, классиф. услуг. Особенности функцион-ния и регулир-ния междунар. рынка услуг.С сер. ХХ века - опережающий рост сферы услуг в сравнении с матер. пр-вом. Особенности торговли услугами: неосязаемость, неразрывность пр-ва и потребл., неоднород-ть или изменчивость качества, неспособность услуг к хранению, отсутствие посредников, не подлежат тамож. контролю, могут принимать вещ. формы (компьютер. программы, видео), быть капитал- или наукоемкими, иметь промышл. хар-р и удовлет. личн. потребности. Услуги мир.торговли: услуги транспорта, связи, оптовой и рознич. торговли, кредитно-фин. сферы, страх-ния, операций с недвижим., бытов. услуги, культурно-рекреац. услуги и услуги соц. профиля. Показатели реализ. услуг на МРУ:показатель участия страны в МРУ (Vторговли услугами в РБ \ мировой V услуг); доля экспорта услугами в ВВП; доля экспорта услуг в общем объеме внеш. торговли; доля экспорта услуг в общ. объеме экспорта; коэф. относит. экспортной спец-ции стран на торговле услугами (отнош. экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мир. экспорте). Экспорт услуг представлен преимущ-но услугами туризма, транспорт. услугами, арендой машин и оборудов., информац. услугами, услугами страх-ния, рекламы, толлинга.

Защиту внутр. рынка услуг осущ. с помощью:

· опред. минимальн. уровня иностр. инвестиций в конкрет. сектор услуг; регламентация правил создания и деят-ти иностр. компании; ввод квоты валюты для импорта услуг;определение предварит. тарифов, налогов, миним. цены на импортн. услуги; регламентация правил перевода фин. ср-в за границу; огранич. кол-ва иностр. представительств, доли иностр. капитала в отечеств. компаниях, числен-ти иностр. персонала; усложнение правил оформл. док-тов.

16. Междунар. научно-технич. обмен как форма МЭО: сущность, предпосылки, эконом. целесообраз-ть. Гос. и междунар. регулирование.

Мировой рынок технологий функционирует наряду с междунар. рынком труда и капитала, предполагает обмен научно-техническими знаниями, технологиями и производств. опытом между странами. Таким образом, Международный технологический обмен (МТО) — сов-ть эконом. отношений по поводу использования рез-тов научно-технической деят-ти.

Сущ. эконом. и научно-технич. разрыв между группами стран. Что привело к многоступенчатой стр-ре рынка технологий: прогрессивные высокие технологии (между промышленно-развит. странами), традицион. и морально устаревшие (между развивающимися странами).

Процесс МТО включает отбор и приобретение технологии, ее адаптацию и освоение и развитие местных возможностей по ее совершенствованию с учетом потребностей нац. экономики.

Эконом. целесообразность экспорта технологий сост в том, что он - источник д-да страны, форма ее борьбы за товарный рынок, увелич. конкурентоспособность товаров, прибыль предпр., позволяет устанавливать контроль над зарубежной фирмой, обеспеч. доступ к др. новшеству через «перекрестное» лицензирование и возможность более эффективно совершенствовать объект лицензии с участием покупателя.

Эконом. целесообраз. импорта технологий заключ. в экономии на НИОКР, обеспеч. доступ к новшествам высокого технич. уровня, возможность ликвидировать технич. отставание, снижает расходы валюты на товарный импорт, способствует расшир. экспорта, наиболее полному использов. нац. капитала и раб.силы.

17. Мировой рынок технологий: стр-ра, особен-ти, соврем. тенденции разв.. Основ. формы междунар. передачи технологий. Гос. и междунар. регулир..

На научно-технич. потенциал страны влияют наличие научн. специалистов, ур-нь материально-технич. обеспеч. НИОКР, обеспеч-ть фин. рес-сами, а также система орг-ции НИОКР. Показатели научных рес-сов страны: доля расходов на НИОКР в ВВП, на душу населения, в общих расходах бюджет. ср-в; числен-ть специалистов, занятых в науке и научн. обслуживании, кол-во междунар. премий за научные достиж., индекс цитирования (ссылки в научн. трудах на ученых страны), доля наукоемкой пр-ции в ВВП, в общем объеме промышл. пр-ции, доля страны на мир. рынке высоких технологий. На мир. рынке технологий можно выд. 4 сегмента: рынок патентов и лицензий, - рынок наукоемкой пр-ции, - рынок высокотехнолог. капитала, - рынок научно-технич. специалистов. Жизнен. цикл технологии: 1.уникальная технология (защищена патентами, дает макс.прибыль). 2.прогрессивная технология (патентами не защищ-ся, ярко выраженных «ноу-хау» не содержат, но дополнит. прибыль гарантируют) 3.традиционная технология (продажа осущ. по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получ. средней нормы прибыли). 4. морально устаревшая технология.

Основные формы передачи научно-технич. знаний осущ. на некоммерч. и коммерч. основе. При передаче на некоммерч. основемежду сторонами не возникает денеж. обязательств. Это предполаг. научно-технич. публикации о рез-тах НИОКР, личные контакты ученых и специалистов, обмен делегациями, деят-ть междунар. орг-ций по сотрудничеству в обл. науки и техники, миграция ученых. Передача на коммерч. основе осущ. в виде: передачи прав использов. изобретений на усл. лицензион. торговли; оказания технич. помощи, поставки машин и оборудов.; управленческих контрактов; оказания инжиниринговых услуг; франчайзинга (передача права использов. торгов. марки); подготовки и стажировки специалистов.

18. Внешнеторг. полит.: понятие, виды, инструменты внешнеторг. политики.

Внешнеторг. политика —целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отнош. с др. странами. Ее цели: изменение стр-ры внешней торговли, соотнош. экспортных и импортных цен, способа и степени включ. страны в МРТ, обеспеч.страны необходимыми рес-сами и товарами.

Виды:политика свободной торговли и протекционистская внешнеторг. политику. Протекционизм— гос-ая политика защиты внутр. рынка от иностр. конкуренции путем использов. тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Инструменты политики протекционизма: тарифные и нетарифные. Тарифные инструменты предполаг. установл. таможенных пошлин на импортируемые и экспортир. товары.

Нетарифные подразд. на количеств.( квоты, лицензирование и добровольные экспорт. ограничения), фин. ( помощь отечествен. производителю субсидиями, льготным режимом кредит-ния хоз. деят-ти, демпинг.) и скрытые (технич., санитарно-гигиенич. барьеры на пути движ. импорт. товаров).

Наши рекомендации