Сновы технической эксплуатации судов

Систему технической эксплуатации можно разделить на подсистему технического использования (ТИ) и подсистему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), которые с позиций системного подхода можно также рассматривать как самостоятельные функциональные системы.

Система технического использования представляет собой совокупность объектов и средств технического использования, судовых экипажей, инженерно-технического персонала береговых предприятий, положений и норм, взаимодействующих с целью обеспечения возможности выполнения транспортной работы требуемых объёмов и качества, безопасного мореплавания и сохранной перевозки грузов. Под объектами технического использования понимаются судовые конструкции и технические средства (судовые устрой­ства, системы, машины, механизмы, агрегаты, различное обору­дование). К средствам технического использования отнесены топлива, смазочные масла, техническая вода, различные приборы, инструмент, препараты для контроля технического состояния су­довой техники при её функционировании и для контроля каче­ства и количества горюче-смазочных материалов технической воды.

Система ТО и ремонтапредставляет собой совокупность вза­имосвязанных объектов и средств ТО и ремонта, документации, служб технической эксплуатации судов, производственного пер­сонала судоремонтных предприятий, взаимодействующих с целью поддержания и восстановления исправного или работоспособного со­стояния судов и судовой техники.

Каждой производственной системе соответствует свой процесс функционирования:

· морской транспортной системе в целом — процесс транспортировки грузов и пассажиров (транспортный процесс);

· системе технической эксплуатации — процесс технической эксплуатации;

· системе ТО и ремонта — процесс технического обслуживания и ремонта.

Процесс технической эксплуатации представляет собой совокупность технологических процессов, в результате которых изменяется одно из состояний объектов технической эксплуатации — судовой техники, судна в целом, флота. При этом выделяют следующие основные состояния объектов:

— подготовка к использованию;

— использование по назначению;

— проведение различных видов ТО и ремонта.

Технологические процессы технической эксплуатации вклю­чают в себя:

— подготовку судов к выходу в рейс;

— управление судовой техникой, обеспечивающее технически грамотную, надёжную и экономичную её эксплуатацию в ходо­вом и стояночном режимах судна;

— рациональное использование топлив, смазочных масел и тех­нической воды;

— контроль технического состояния судовых конструкций и тех­нических средств;

— поддержание и восстановление их исправного и работоспо­собного состояния.

Эти процессы непосредственно выполняют судовые экипа­жи, персонал береговых предприятий и подразделений и обес­печивают органы управления технической эксплуата-цией, про­изводственные мощности судоремонтных предприятий, базы материально-техни-ческого снабжения, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации.

сновы технической эксплуатации судов - student2.ru Рис. 12.3. Содержание процессов технической эксплуатации судна

В соответствии с Правилами технической эксплуатации мор­ских судов (ПТЭМС) все процессы технической эксплуатации делятся на три взаимосвя­занные части:

— техническое использование, обеспечивающее безопасную ра­боту судов по назначению с технико-экономическими показате­лями, предусмотренными конструкторской документацией или заданными судовладельцем;

— техническое обслуживание, обеспечивающее поддержание ис­правного состояния судовых конструкций и технических средств и выполняемое без вывода судов из эксплуатации;

— ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уров­ня технического состояния судовых конструкций и технических средств (СТС) и выполняемый с выводом судов из эксплуатации.

Классификация процессов технической эксплуатации пока­зана на рис. 12.3. Следует иметь в виду определённую условность такой классификации, так как ряд процессов ТЭ, например про­цессов контроля технического состояния судовых конструкций и технических средств, присущ трём составным частям ТЭ.

Взаимосвязь этих процессов определяется наличием единого для всех процессов объекта технической эксплуатации — судовой техники, судна в целом, флота, общей целью и задачами техни­ческой эксплуатации.

Вид технического обслуживания выде­ляется по одному из признаков: состоянию эксплуатации, причи­нам возникновения работ, периодичности, содержанию и объёму работ и т. д. В зависимости от состояния эксплуатации судовой техники выполняют ТО при использовании, ожидании и хранении.

Техническое обслуживание при использовании — основной вид ТО судовой техники, который проводят при подготовке её к ис­пользованию по назначению, а также непосредственно после окон­чания заданного периода использования. Содержание, периодич­ность и трудоёмкость выполняемых технологических операций ТО, как правило, регламентируются нормативно-технической доку­ментацией и включают очистку от эксплуатационных отложений (загрязнения, нагар, сажа, накипь, обрастания, продукты корро­зии), контроль технического состояния, замену отдельных узлов и деталей, выработавших ресурс, выявление и устранение повреж­дений судовой техники.

Техническое обслуживание при ожидании проводят с целью обеспечения готовности к использованию судовой техники, на­ходящейся в резерве, дублирующего оборудования. Содержание технологических операций при этом виде ТО ограничивают ос­мотрами, проверкой в работе на холостом ходу и под нагрузкой, очисткой и смазыванием. Этот вид обслуживания применяют в сочетании с ТО при использовании, так как резервное оборудование используют периодически.

Техническое обслуживание при хранении проводят для обеспечения сохранности обменного фонда оборудования, СЗЧ, материалов, ин­вентаря при их хранении. Содержание технологических операций по этому виду ТО включает контроль за состоянием консервации, упа­ковку и раскрепление на местах хранения, проверку крепления.

По причинам возникновения потребности в работах ТО под­разделяют на плановое и неплановое.

Плановое ТО предусматривает систематическое выполнение работ, потребность в которых вызвана эксплуатационными отложе­ниями, различными видами изнашивания и старения.

Оно проводится в плановом порядке в сроки, установленные нормативно-технической документацией с целью предотвращения появления отказов.

Неплановое ТО проводят после нарушения работоспособности объекта, выполняют работы по устранению отказов и их последствий. Этот вид ТО является наиболее сложным, так как работы по устранению отказов, как правило, являются неотложными, про­водятся в любых, иногда аварийных, ситуациях, требуют от ис­полнителя оперативного анализа причин отказов, выбора техноло­гии работ по устранению причин и последствий отказов. Объём непланового ТО составляет 10-30 % суммарной трудоёмкости ТО судна в целом и зависит от надёжности судовой техники, качества и своевременности выполнения плановых видов ТО, уровня квали­фикации персонала, обеспечивающего техническое использование и обслуживание судовой техники, условий эксплуатации судов.

Для относительно простых объектов обычно применяются два вида ТО: ревизия и осмотр. Ревизия является основным видом ТО, причина выполнения которой связана с необходимостью раз­борки механизма для более детального контроля технического состояния и замены деталей, достигших неудовлетворительного состояния или их замены по назначенному ресурсу. Между реви­зиями выполняется несколько осмотров (по крайней мере, один), которые в большинстве случаев не требуют разборки или выпол­няется частичная разборка для получения доступа. Цель осмотров состоит в том, чтобы проконтролировав техническое состояние, определить, не выходит ли процесс изменения технического со­стояния за границы нормальных интенсивности. В случае необ­ходимости выполняются корректирующие действия вплоть до выполнения неплановой ревизии, если другими средствами от­корректировать процесс не представляется возможным.

В зависимости от исполнителей работ различают четыре вида технического обслуживания: 1) эксплуатационным персоналом; 2) специализированным персоналом; 3) специализированными организациями; 4) предприятиями-изготовителями.

Первый вид ТО судовой техники выполняет судовой экипаж. Общий объём ТО определяется располагаемым фондом рабочего времени персонала службы технической эксплуатации судна на выполнение работ.

Второй вид ТО выполняют специализированные ремонтные бригады в море и при стоянках судов в отечественных и зарубеж­ных портах. Бригады могут быть специализированы по типам су­дов, видам судовой техники (автоматика, электрооборудование, механизмы), видам работ по ТО и ремонту.

Третий вид ТО выполняют БТОФ, СРЗ, станции подводного технического обслуживания, электрорадионавигационные каме­ры главным образом во время стоянки судов в портах.

Четвёртый вид ТО предполагает привлечение судостроитель­ных заводов и заводов-изготовителей судового оборудования к ТО и ремонту построенных судов и поставляемого оборудования. Об­служивание должно выполняться в течение всего срока службы судов на договорной основе между судовладельцем, судостроите­лями и поставщиками судового оборудования. С этой целью на этих предприятиях должны быть созданы специальные подразде­ления по ТО и ремонту. Этот вид ТО в последние годы начинает получать широкое распространение, особенно для ответственных сложных механизмов, работа с которыми требует специальных средств и квалификации исполнителей.

Все эти виды ТО различаются между собой организацией и технологией работ, технической оснащённостью и производи­тельностью труда исполнителей, сроками и стоимостью выпол­нения работ.

Основными признаками классификации видов ремонта судов являются: характер протекания процессов, приводящих к изме­нению технического состояния; степень регламентации периодич­ности ремонта, назначение ремонта.

В зависимости от характера протекания процессов, приводя­щих к изменению технического состояния элементов судна, ре­монты судов делят на плановые и неплановые (рис. 12.4). Плановый ремонт судов — это такой, потребность в котором вызывается процессами старения, образования эксплуатационных отложений, механического, коррозионного и других видов изнашивания эле­ментов судна. Судоходные компании разрабатывают схему ремон­тов судна, являющуюся совместно с планом предъявлений судна техническому наблюдению исходным документом для составле­ния плана ремонтов судна. Все плановые ремонты в зависимости от степени регламентации периодичности ремонтов делят на ре­монты, входящие и не входящие в планово-предупредительную систему, которую применяют в течение всего срока службы судов, В настоящее время согласно ПТЭМС для судов установлены два вида ремонта — плановый и аварийный. Плановый ремонт планируется судоходной компанией. Аварийный ремонт проводится для устранения аварийных повреждений судна.

 
 
сновы технической эксплуатации судов - student2.ru Рис. 12.4. Классификация видов ремонта судов

Следует заметить, что установленная ПТЭМС классификация ремонтов не отражает типичных случаев необходимости выполнения ремонтов судна. Так, нормальной практикой проведения докований судов предусматривается их совмещение с обязательными предъявлениями судна в доке классификационному обществу для подтверж­дения документов (для обычных судов с периодичностью 2,5 года, для пассажирских и судов плавающих в Арктике — 1 год). Кроме того, раз в пять лет судно должно предъявляться классификационному обществу для возобновления класса, как правило, это также совмещают с ремонтом судна. Даже если судно находится в системе непрерывного освидетельствования с моментом нахождения судна на ремонте совмещают наиболее трудоёмкие работы связанные с разборкой элементов судна (например, предъявление гребного вала, элементов рулевой машины, отдельных узлов главного дви­гателя, котлов).

Таким образом, фактически, для большинства судов каждые 2,5 года как минимум необходима постановка судна в док, и до­полнительно каждые пять лет выполнение дополнительных ра­бот, не связанных с докованием, а необходимых для восстановле­ния технического состояния судна. Для того, чтобы отличить эти два плановых ремонта во многих судоходных компаниях их назы­вают соответственно, — профилактическое докование и класси­фикационный ремонт. Особо подчеркнём, что Правилами техни­ческой эксплуатации такая терминология не предусмотрена.

Профилактическое докование судна — плановый ремонт, выполняемый на судоподъёмном сооружении для восстановления средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранения повреждений подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов судна, ремонт которых на плаву невозможен. Этот ремонт проводится между вторым и третьим ежегодными освидетельствованиями судна для подтверждения класса судна до следующего периодического освидетельствования. Он может являться частью классификаци­онного ремонта или проводиться самостоятельно. В процессе до­кового ремонта можно выполнять и работы недокового характе­ра, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации судна до очередного планового ремонта. Средняя продолжительность одного докового ремонта морского транспортного судна в зависи­мости от возраста 5-15 суток.

Классификационный ремонт судна — плановый ремонт, который проводится каждые 5 лет для возобновления класса судна, включает докование, и выполняется на предприятии для восстановления его исправного или работоспособного состояния на предстоящий межремонтный период. Этот вид ремонта является основным плановым, завершающим эксплуатационно-ремонтный цикл судна. При классификационном ремонте в зависимости от технического состоя­ния судна производят необходимый ремонт судовых конструкций и технических средств. Средняя продолжительность каждого клас­сификационного ремонта морского транспортного судна в зави­симости от возраста составляет 25-30 суток.

Гарантийный ремонт судна проводится при проведении перво­го периодического освидетельствования судна классификационным обществом. Этот вид ремонта не входит в планово-предупредитель­ную систему. К гарантийному ремонту судна относится ремонт, выполняемый исполнителем ремонта в течение гарантийного сро­ка для устранения выявленных дефектов, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации.

Неплановый ремонт судов — это такой ремонт, потребность в котором возникает в результате резкого воздействия нагрузок по значению превосходящих возможности судовых конструкций и технических средств по их восприятию. Такие резкие увеличе­ния нагрузок обычно возникают в результате действия сил сти­хии и ошибок обслуживающего персонала. Постановка судов на неплановый ремонт осуществляется без предварительного назна­чения. Как было отмечено выше, предусмотрен только один вид неплановых ремонтов — аварийный ремонт. Он выполняется для устранения причин и последствий повреждений, вызванных ава­рийным случаем. При аварийном ремонте выполняются только работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений.

Нормативными документами министерства транспорта не ус­тановлена различная классификация ремонтов для элементов судна. Однако, как в процессе эксплуатации, так и на судоремонтном предприятии выполняются ремонты СТС. В их процессе произво­дится восстановление или замена быстроизнашивающихся дета­лей. Они включают работы по очистке, окраске, регулировке, ус­транении мелких неисправностей, восстановлении необходимых зазоров и т. д. В том случае, если необходимо выполнение значи­тельно большего объёма работ, то они выполняются, как прави­ло, на судоремонтном заводе. При этом осуществляется восста­новление работоспособности или исправности и полного или близко к полному восстановление ресурса с заменой или восста­новлением любых деталей, включая базовые. Основным критери­ем для установления объёма предстоящего ремонта являются сте­пень износа и восстановления ресурса элементов судна, степень дефектации и объём работ.

Следует заметить, что многие отечественные поставщики су­дового оборудования предусматривают применение различных ви­дов ремонта: текущего, среднего, капитального.

Многочисленные технические средства судна, отличающиеся между собой по принципу действия и конструкции, имеют раз­личные показатели безотказности и долговечности. Поэтому при постановке судна в ремонт в зависимости от показателей надёж­ности судовых конструкций и технических средств, срока службы судна, условий эксплуатации и интенсивности использования выполняются ремонты СТС существенно различного объёма.

Приведённая выше классификация ремонтов судов установ­лена Правилами технической эксплуатации морских судов, дей­ствует в Российской Федерации и имеет смысл лишь с точки зрения разграничения назначения и объёма ремон­тов. В большинстве иностранных судоходных компаний применя­ются подобные классификации ремонтов судов. Как правило, су­ществует аналог планового ремонта, называемый dry docking, который выполняется в расширенном объёме примерно каждые пять лет, и в сокращённом объёме для обычных судов каждые 2,5 сновы технической эксплуатации судов - student2.ru 0,5 года. Для судовых технических средств в иностранных судоходных компаниях предусматривается аналог отечественного ТО — maintenance и аналог ремонта — repair, если выполняется за­водом. Очень часто применяется термин overhaul, который в рос­сийской интерпретации может называться ревизией (как вид ТО) или ремонтом, когда в результате полной разборки СТС выполня­ется большой объём работ по восстановлению технического со­стояния и ресурса. Для двигателей внутреннего сгорания overhaul, как правило, выполняется с разборкой цилиндро-поршневой груп­пы и кривошипно-шатунного механизма. Следует заметить, что деление на maintenance, overhaul и repair весьма условно, так как, например, моточистка цилиндра дизеля определяется как overhaul, хотя по характеру выполняемых работ это есть техническое обслу­живание (maintenance). И все же в том случае, если ремонт меха­низма выполняется судоремонтным заводом или заводом изгото­вителем, то обычно определяется как ремонт — repair, причём независимо от того, плановый он или нет.

Наши рекомендации