Сновы технической эксплуатации судов
Систему технической эксплуатации можно разделить на подсистему технического использования (ТИ) и подсистему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), которые с позиций системного подхода можно также рассматривать как самостоятельные функциональные системы.
Система технического использования представляет собой совокупность объектов и средств технического использования, судовых экипажей, инженерно-технического персонала береговых предприятий, положений и норм, взаимодействующих с целью обеспечения возможности выполнения транспортной работы требуемых объёмов и качества, безопасного мореплавания и сохранной перевозки грузов. Под объектами технического использования понимаются судовые конструкции и технические средства (судовые устройства, системы, машины, механизмы, агрегаты, различное оборудование). К средствам технического использования отнесены топлива, смазочные масла, техническая вода, различные приборы, инструмент, препараты для контроля технического состояния судовой техники при её функционировании и для контроля качества и количества горюче-смазочных материалов технической воды.
Система ТО и ремонтапредставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и средств ТО и ремонта, документации, служб технической эксплуатации судов, производственного персонала судоремонтных предприятий, взаимодействующих с целью поддержания и восстановления исправного или работоспособного состояния судов и судовой техники.
Каждой производственной системе соответствует свой процесс функционирования:
· морской транспортной системе в целом — процесс транспортировки грузов и пассажиров (транспортный процесс);
· системе технической эксплуатации — процесс технической эксплуатации;
· системе ТО и ремонта — процесс технического обслуживания и ремонта.
Процесс технической эксплуатации представляет собой совокупность технологических процессов, в результате которых изменяется одно из состояний объектов технической эксплуатации — судовой техники, судна в целом, флота. При этом выделяют следующие основные состояния объектов:
— подготовка к использованию;
— использование по назначению;
— проведение различных видов ТО и ремонта.
Технологические процессы технической эксплуатации включают в себя:
— подготовку судов к выходу в рейс;
— управление судовой техникой, обеспечивающее технически грамотную, надёжную и экономичную её эксплуатацию в ходовом и стояночном режимах судна;
— рациональное использование топлив, смазочных масел и технической воды;
— контроль технического состояния судовых конструкций и технических средств;
— поддержание и восстановление их исправного и работоспособного состояния.
Эти процессы непосредственно выполняют судовые экипажи, персонал береговых предприятий и подразделений и обеспечивают органы управления технической эксплуата-цией, производственные мощности судоремонтных предприятий, базы материально-техни-ческого снабжения, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации.
|
В соответствии с Правилами технической эксплуатации морских судов (ПТЭМС) все процессы технической эксплуатации делятся на три взаимосвязанные части:
— техническое использование, обеспечивающее безопасную работу судов по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными конструкторской документацией или заданными судовладельцем;
— техническое обслуживание, обеспечивающее поддержание исправного состояния судовых конструкций и технических средств и выполняемое без вывода судов из эксплуатации;
— ремонт, обеспечивающий восстановление до необходимого уровня технического состояния судовых конструкций и технических средств (СТС) и выполняемый с выводом судов из эксплуатации.
Классификация процессов технической эксплуатации показана на рис. 12.3. Следует иметь в виду определённую условность такой классификации, так как ряд процессов ТЭ, например процессов контроля технического состояния судовых конструкций и технических средств, присущ трём составным частям ТЭ.
Взаимосвязь этих процессов определяется наличием единого для всех процессов объекта технической эксплуатации — судовой техники, судна в целом, флота, общей целью и задачами технической эксплуатации.
Вид технического обслуживания выделяется по одному из признаков: состоянию эксплуатации, причинам возникновения работ, периодичности, содержанию и объёму работ и т. д. В зависимости от состояния эксплуатации судовой техники выполняют ТО при использовании, ожидании и хранении.
Техническое обслуживание при использовании — основной вид ТО судовой техники, который проводят при подготовке её к использованию по назначению, а также непосредственно после окончания заданного периода использования. Содержание, периодичность и трудоёмкость выполняемых технологических операций ТО, как правило, регламентируются нормативно-технической документацией и включают очистку от эксплуатационных отложений (загрязнения, нагар, сажа, накипь, обрастания, продукты коррозии), контроль технического состояния, замену отдельных узлов и деталей, выработавших ресурс, выявление и устранение повреждений судовой техники.
Техническое обслуживание при ожидании проводят с целью обеспечения готовности к использованию судовой техники, находящейся в резерве, дублирующего оборудования. Содержание технологических операций при этом виде ТО ограничивают осмотрами, проверкой в работе на холостом ходу и под нагрузкой, очисткой и смазыванием. Этот вид обслуживания применяют в сочетании с ТО при использовании, так как резервное оборудование используют периодически.
Техническое обслуживание при хранении проводят для обеспечения сохранности обменного фонда оборудования, СЗЧ, материалов, инвентаря при их хранении. Содержание технологических операций по этому виду ТО включает контроль за состоянием консервации, упаковку и раскрепление на местах хранения, проверку крепления.
По причинам возникновения потребности в работах ТО подразделяют на плановое и неплановое.
Плановое ТО предусматривает систематическое выполнение работ, потребность в которых вызвана эксплуатационными отложениями, различными видами изнашивания и старения.
Оно проводится в плановом порядке в сроки, установленные нормативно-технической документацией с целью предотвращения появления отказов.
Неплановое ТО проводят после нарушения работоспособности объекта, выполняют работы по устранению отказов и их последствий. Этот вид ТО является наиболее сложным, так как работы по устранению отказов, как правило, являются неотложными, проводятся в любых, иногда аварийных, ситуациях, требуют от исполнителя оперативного анализа причин отказов, выбора технологии работ по устранению причин и последствий отказов. Объём непланового ТО составляет 10-30 % суммарной трудоёмкости ТО судна в целом и зависит от надёжности судовой техники, качества и своевременности выполнения плановых видов ТО, уровня квалификации персонала, обеспечивающего техническое использование и обслуживание судовой техники, условий эксплуатации судов.
Для относительно простых объектов обычно применяются два вида ТО: ревизия и осмотр. Ревизия является основным видом ТО, причина выполнения которой связана с необходимостью разборки механизма для более детального контроля технического состояния и замены деталей, достигших неудовлетворительного состояния или их замены по назначенному ресурсу. Между ревизиями выполняется несколько осмотров (по крайней мере, один), которые в большинстве случаев не требуют разборки или выполняется частичная разборка для получения доступа. Цель осмотров состоит в том, чтобы проконтролировав техническое состояние, определить, не выходит ли процесс изменения технического состояния за границы нормальных интенсивности. В случае необходимости выполняются корректирующие действия вплоть до выполнения неплановой ревизии, если другими средствами откорректировать процесс не представляется возможным.
В зависимости от исполнителей работ различают четыре вида технического обслуживания: 1) эксплуатационным персоналом; 2) специализированным персоналом; 3) специализированными организациями; 4) предприятиями-изготовителями.
Первый вид ТО судовой техники выполняет судовой экипаж. Общий объём ТО определяется располагаемым фондом рабочего времени персонала службы технической эксплуатации судна на выполнение работ.
Второй вид ТО выполняют специализированные ремонтные бригады в море и при стоянках судов в отечественных и зарубежных портах. Бригады могут быть специализированы по типам судов, видам судовой техники (автоматика, электрооборудование, механизмы), видам работ по ТО и ремонту.
Третий вид ТО выполняют БТОФ, СРЗ, станции подводного технического обслуживания, электрорадионавигационные камеры главным образом во время стоянки судов в портах.
Четвёртый вид ТО предполагает привлечение судостроительных заводов и заводов-изготовителей судового оборудования к ТО и ремонту построенных судов и поставляемого оборудования. Обслуживание должно выполняться в течение всего срока службы судов на договорной основе между судовладельцем, судостроителями и поставщиками судового оборудования. С этой целью на этих предприятиях должны быть созданы специальные подразделения по ТО и ремонту. Этот вид ТО в последние годы начинает получать широкое распространение, особенно для ответственных сложных механизмов, работа с которыми требует специальных средств и квалификации исполнителей.
Все эти виды ТО различаются между собой организацией и технологией работ, технической оснащённостью и производительностью труда исполнителей, сроками и стоимостью выполнения работ.
Основными признаками классификации видов ремонта судов являются: характер протекания процессов, приводящих к изменению технического состояния; степень регламентации периодичности ремонта, назначение ремонта.
В зависимости от характера протекания процессов, приводящих к изменению технического состояния элементов судна, ремонты судов делят на плановые и неплановые (рис. 12.4). Плановый ремонт судов — это такой, потребность в котором вызывается процессами старения, образования эксплуатационных отложений, механического, коррозионного и других видов изнашивания элементов судна. Судоходные компании разрабатывают схему ремонтов судна, являющуюся совместно с планом предъявлений судна техническому наблюдению исходным документом для составления плана ремонтов судна. Все плановые ремонты в зависимости от степени регламентации периодичности ремонтов делят на ремонты, входящие и не входящие в планово-предупредительную систему, которую применяют в течение всего срока службы судов, В настоящее время согласно ПТЭМС для судов установлены два вида ремонта — плановый и аварийный. Плановый ремонт планируется судоходной компанией. Аварийный ремонт проводится для устранения аварийных повреждений судна.
|
Следует заметить, что установленная ПТЭМС классификация ремонтов не отражает типичных случаев необходимости выполнения ремонтов судна. Так, нормальной практикой проведения докований судов предусматривается их совмещение с обязательными предъявлениями судна в доке классификационному обществу для подтверждения документов (для обычных судов с периодичностью 2,5 года, для пассажирских и судов плавающих в Арктике — 1 год). Кроме того, раз в пять лет судно должно предъявляться классификационному обществу для возобновления класса, как правило, это также совмещают с ремонтом судна. Даже если судно находится в системе непрерывного освидетельствования с моментом нахождения судна на ремонте совмещают наиболее трудоёмкие работы связанные с разборкой элементов судна (например, предъявление гребного вала, элементов рулевой машины, отдельных узлов главного двигателя, котлов).
Таким образом, фактически, для большинства судов каждые 2,5 года как минимум необходима постановка судна в док, и дополнительно каждые пять лет выполнение дополнительных работ, не связанных с докованием, а необходимых для восстановления технического состояния судна. Для того, чтобы отличить эти два плановых ремонта во многих судоходных компаниях их называют соответственно, — профилактическое докование и классификационный ремонт. Особо подчеркнём, что Правилами технической эксплуатации такая терминология не предусмотрена.
Профилактическое докование судна — плановый ремонт, выполняемый на судоподъёмном сооружении для восстановления средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранения повреждений подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов судна, ремонт которых на плаву невозможен. Этот ремонт проводится между вторым и третьим ежегодными освидетельствованиями судна для подтверждения класса судна до следующего периодического освидетельствования. Он может являться частью классификационного ремонта или проводиться самостоятельно. В процессе докового ремонта можно выполнять и работы недокового характера, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации судна до очередного планового ремонта. Средняя продолжительность одного докового ремонта морского транспортного судна в зависимости от возраста 5-15 суток.
Классификационный ремонт судна — плановый ремонт, который проводится каждые 5 лет для возобновления класса судна, включает докование, и выполняется на предприятии для восстановления его исправного или работоспособного состояния на предстоящий межремонтный период. Этот вид ремонта является основным плановым, завершающим эксплуатационно-ремонтный цикл судна. При классификационном ремонте в зависимости от технического состояния судна производят необходимый ремонт судовых конструкций и технических средств. Средняя продолжительность каждого классификационного ремонта морского транспортного судна в зависимости от возраста составляет 25-30 суток.
Гарантийный ремонт судна проводится при проведении первого периодического освидетельствования судна классификационным обществом. Этот вид ремонта не входит в планово-предупредительную систему. К гарантийному ремонту судна относится ремонт, выполняемый исполнителем ремонта в течение гарантийного срока для устранения выявленных дефектов, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации.
Неплановый ремонт судов — это такой ремонт, потребность в котором возникает в результате резкого воздействия нагрузок по значению превосходящих возможности судовых конструкций и технических средств по их восприятию. Такие резкие увеличения нагрузок обычно возникают в результате действия сил стихии и ошибок обслуживающего персонала. Постановка судов на неплановый ремонт осуществляется без предварительного назначения. Как было отмечено выше, предусмотрен только один вид неплановых ремонтов — аварийный ремонт. Он выполняется для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем. При аварийном ремонте выполняются только работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений.
Нормативными документами министерства транспорта не установлена различная классификация ремонтов для элементов судна. Однако, как в процессе эксплуатации, так и на судоремонтном предприятии выполняются ремонты СТС. В их процессе производится восстановление или замена быстроизнашивающихся деталей. Они включают работы по очистке, окраске, регулировке, устранении мелких неисправностей, восстановлении необходимых зазоров и т. д. В том случае, если необходимо выполнение значительно большего объёма работ, то они выполняются, как правило, на судоремонтном заводе. При этом осуществляется восстановление работоспособности или исправности и полного или близко к полному восстановление ресурса с заменой или восстановлением любых деталей, включая базовые. Основным критерием для установления объёма предстоящего ремонта являются степень износа и восстановления ресурса элементов судна, степень дефектации и объём работ.
Следует заметить, что многие отечественные поставщики судового оборудования предусматривают применение различных видов ремонта: текущего, среднего, капитального.
Многочисленные технические средства судна, отличающиеся между собой по принципу действия и конструкции, имеют различные показатели безотказности и долговечности. Поэтому при постановке судна в ремонт в зависимости от показателей надёжности судовых конструкций и технических средств, срока службы судна, условий эксплуатации и интенсивности использования выполняются ремонты СТС существенно различного объёма.
Приведённая выше классификация ремонтов судов установлена Правилами технической эксплуатации морских судов, действует в Российской Федерации и имеет смысл лишь с точки зрения разграничения назначения и объёма ремонтов. В большинстве иностранных судоходных компаний применяются подобные классификации ремонтов судов. Как правило, существует аналог планового ремонта, называемый dry docking, который выполняется в расширенном объёме примерно каждые пять лет, и в сокращённом объёме для обычных судов каждые 2,5 0,5 года. Для судовых технических средств в иностранных судоходных компаниях предусматривается аналог отечественного ТО — maintenance и аналог ремонта — repair, если выполняется заводом. Очень часто применяется термин overhaul, который в российской интерпретации может называться ревизией (как вид ТО) или ремонтом, когда в результате полной разборки СТС выполняется большой объём работ по восстановлению технического состояния и ресурса. Для двигателей внутреннего сгорания overhaul, как правило, выполняется с разборкой цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Следует заметить, что деление на maintenance, overhaul и repair весьма условно, так как, например, моточистка цилиндра дизеля определяется как overhaul, хотя по характеру выполняемых работ это есть техническое обслуживание (maintenance). И все же в том случае, если ремонт механизма выполняется судоремонтным заводом или заводом изготовителем, то обычно определяется как ремонт — repair, причём независимо от того, плановый он или нет.