Авторские права и смежные с ними права

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует информационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием(распространением) таких информационных объектов, как произведения науки, литературы и искусства (авторское право), фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Основными субъектами информационных правоотношений являются автор произведения (производитель или создатель информации по информационному праву) и пользователь исключительными правами или неисключительными правами (обладатель информации по терминологии информационного права). К сожалению, институт авторского права оставляет за пределами своего внимания потребителя информации или конечного получателя информации, содержащейся в произведениях.

К объектам информационных правоотношений в системе авторского права (объект авторского права) относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения. Напомним, что с точки зрения информационного права это – информационные объекты.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

• письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.). Такие объекты обладают двуединством информации (ее содержания) и носителя;

• устной(публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.). Эти объекты обладают только содержанием, не фиксируемым на материальном, твердом носителе;

• звуко– или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.). Имеет место сочетание содержания и носителя информации;

• изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео– или фотокадр и т. д.).

Имущественные права на ноу-хау могут быть переданы их обладателем полностью или частично другому лицу либо как отдельный объект гражданского права по договору о передаче ноу-хау, либо в составе комплекса исключительных прав по лицензионному договору, договору о купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, договору коммерческой концессии и др.

В договоре, заключенном в письменной форме, должны быть указаны порядок передачи ноу-хау, обязательства сторон по установлению и соблюдению режима коммерческой тайны, объем и способы иполь-зования ноу-хау, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора, а также другие существенные условия договора.

Имущественные права на ноу-хау, принадлежащие физическому лицу, переходят по наследству в установленном федеральным законом порядке.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

Авторский договор является основным документом, на основании которого осуществляется передача права использования объектов авторского права.

Таким способом автор передает право распространения своего произведения, которое становится доступным для широкого круга лиц.

Объектами авторского права и одновременно информационного права являются следующие произведения, которые также относятся и к информационным объектам:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения (кино-, теле– и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино– и телепроизведения);

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садоводческого искусства;

• фотографические произведения и произведения, выполненные способами, аналогичными фотографии;

• географические, геологические и другие карты, пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам. другие произведения.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Такое лицо с позиций информационного права является обладателем информации (или обладателем содержания).

Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю (обладателю – по терминологии информационного права) использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Авторский договор должен предусматривать:

• способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

• срок и территорию, на которые передается право;

• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

• другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СМИ

Организация деятельности средства массовой информации не должна препятствовать свободе массовой информации, ограничивать свободу действий средств массовой информации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

• на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей, – подается учредителем в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

• на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.

Не требуется регистрация:

• средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания I их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

• периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

• радио– и телепрограмм, распространяемых›ло кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

• аудио– и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен, если:

• заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с Законом «О средствах массовой информации»;

• указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

• название, примерная тематика и (или)специализация средства массовой информации представляют собой злоупотребление свободой массовой информации;

• данным регистрирующим органом либо Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных указанным Законом.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

45 CМИ

Сре́дствама́ссовойинформа́ции (СМИ) — система органов публичнойпередачи информации с помощью технических средств; до сих пор наиболее употребительное в русском языке (по сравнению с терминами «средство массовой коммуникации» и «масс-медиа») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям[1].

В правовых документах Российской Федерации под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)[2].

Термин средство массовой информации в русском языке появился в 1970-х годах как перевод французского moyens d'information de masse . Во французском языке этот термин практически ушёл из употребления в конце 60-х годов[3]. Таким образом, в Советском Союзе под видом новшества стали внедрять термин, который в стране его происхождения стал анахронизмом.

Дело в том, что термин «СМИ» означает однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху — вниз»), то есть он фактически санкционирует авторитарность их воздействия как вещь само собой разумеющуюся (выявление чего и привело к его удалению из французского языка[3]), и не соответствует развитию инфокоммуникаций, основным вектором которого является мгновенная обратная связь всех со всеми.

Признаки СМИ
Периодичность (не менее раза в год), массовость, принудительность (один вещатель – много слушателей) – это всё признаки СМИ. Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации" СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
- иная форма периодического распространения массовой информации,
- периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
- кинохроникальная программа,
- теле-,
- радио-,
- видеопрограмма.
К СМИ не относятся библиотеки, интернет-блоги, малотиражки, конференции, форумы, стенгазеты и т.п.

СМИ в России


В России существуют некоторые признаки, которые определяют СМИ. Издание должно быть массовым, то есть выходить не менее 1 тыс. экземпляров. Это относится к газетам, журналам и рассылкам:
- обязательное наличие периодичности, то есть выход не реже, чем один раз в год.
- издание должно иметь признак принудительности: сигнал из одного источника и массовую аудиторию слушателей.

В российском законодательстве дано понятие средств массовой информации (СМИ). Они обязаны проходить регистрацию в Роскомнадзоре. Их печатная продукция (каждый экземпляр) должна быть передана в библиотеки или сохранена в течение одного года. СМИ предоставлены права и гарантии, запрещена цензура.

У каждого издания свои методы производства информации и способы ее подачи широкой публике.

Телеканалы. На территории России вещают 23 телеканала, имеющих общероссийскую направленность, спутниковые и кабельные (около 117). 15 телеканалов, чье вещание выходит за пределы страны. 180 каналов, которые вещают в отдельных регионах, а так же несколько каналов, распространенных в небольших городах и селах. Всего по стране примерно 3320 телеканалов.

Печать. На первом месте по распространенности, среди СМИ России, стоят печатные издания. На начало 2009 года по стране зарегистрировалось:
- 27 425 газет и еженедельников,
- 20433 журнала,
- 787 альманахов и т.д.

Всего по России – 51 725 печатных СМИ (на первую половину 2009 года).

По данным 2008 года, ежедневную прессу читают около 11,3% населения крупных городов России (6 522 200 человек), еженедельную – 24,2% (14 019 200 человек). А вот тех, кто время от времени читает журналы, куда больше – таких около 62%. Наиболее популярны теле- и киногиды, их читает 28,5% населения. На втором месте стоят журналы мод и женские журналы – 28,1%.

УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕДАКЦИИ

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать в качестве издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве

47 КОММЕРЧЕСКАЯ И БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

Банковская тайна

Исходя из редакции ст. 60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (№2121-III от 07.12.00г.) банковская тайна - это «информация, касающаяся деятельности и финансового положения клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним, или третьим лицам при оказании услуг банку, разглашение которой может причинить материальный или моральный вред клиенту».

К Банковской тайне относится:

· сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентских счетов банков в Национальном банке Украины;

· операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, осуществленные им соглашения;

· финансово-экономическое состояние клиентов;

· системы охраны банка и клиентов;

· информация об организационно-правовой структуре юридического лица – клиента, ее руководителей, направлениях деятельности;

· сведения относительно коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретения, образцов продукции и другая коммерческая информация;

· информация относительно отчетности по определенному банку, за исключением той, которая подлежит опубликованию;

· коды, которые используются банками для защиты информации.

Особенностью банковской тайны является то, что владельцем информации, как правило является клиент банка, а банк является держателем такой информации и обязанным субъектом ее сохранения. При этом, в отличии от другой информации с ограниченным доступом (коммерческая тайна, конфиденциальная информация), порядок раскрытия банковской тайны установлен не владельцем, а законом.

Банковская тайна - это объектом гражданских правоотношений, а основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс (ГК) Украины, для установления объема информации, которая составляет банковскую тайну, должна применяться норма ГК Украины, которая значительно расширяет границы такой информации.

Коммерческая тайна Банковская тайна
Абсолютный характер правоотношений (один правоустанавливающий - все обязанные) Относительный характер правоотношений (один правоустанавливающий - один обязанный, клиент - кредитная организация)
Приобретается целевой деятельностью или целевым заключением договора Всегда носит акцессорный (дополнительный к заключенному договору) характер
Важна охрана содержания Важна охрана факта наличия взаимоотношений кредитной организации и клиента
Предоставление третьим лицам диктуется стимулом прибыли Предоставление сведений третьим лицам всегда носит вынужденный характер
Обладателя стимулирует охранять тайну возможная прибыль Кредитная организация охраняет банковскую тайну под угрозой ответственности
Возможны купля-продажа, передача или оглашение Не может быть предоставлена в чье-либо пользование
Коммерческая тайна носит для всех лиц статус тайны Банковская тайна имеет статус тайны только для тех лиц, которым о ней не сообщено лицом, вверившим её кредитной организации

Наши рекомендации