Корпоративные сайты и порталы. Социальные сервисы Web 2.0 и их роль в поддержке бизнеса
Корпоративный сайт - содержит полную информацию о компании-владельце, услугах/продукции, событиях в жизни компании. Отличается от сайта-визитки и представительского сайта полнотой представленной информации, зачастую содержит различные функциональные инструменты для работы с контентом (поиск и фильтры, календари событий, фотогалереи, корпоративные блоги, форумы). Может быть интегрирован с внутренними информационными системами компании-владельца (КИС, CRM, бухгалтерскими системами). Может содержать закрытые разделы для тех или иных групп пользователей — сотрудников, дилеров, контрагентов и пр.
Корпоративный портал(англ. Enterprise portal) — это, в общем случае, веб-интерфейс для доступа сотрудника к корпоративным данным и приложениям. Часто корпоративный портал воспринимается, как синоним интранета. Альтернативная точка зрения состоит в том, что корпоративный портал — это лишь видимая для пользователя часть интранета.
Первоначальным назначением корпоративных порталов являются функции внутреннего сайта организации:
- публикация новостей и других материалов для сотрудников
- создание базы файлов и документов
- форум для внутреннего общения
Следующим этапом в развитии корпоративных порталов стало появление в их составе инструментов для совместной работы. Как правило, современные корпоративные порталы позволяют создавать виртуальные рабочие пространства для отдельных проектов или подразделений организации. В таком рабочем пространстве сотрудники могут использовать такие инструменты, как:
- групповой календарь
- хранилище документов с контролем версий
- система управления задачами
- Вики-система
И, наконец, последней стадией эволюции корпоративных порталов стала их роль в качестве инструмента интеграции корпоративных данных и приложений. Целью этой интеграции является предоставление пользователю единой точки доступа к информационной инфраструктуре организации. Преимуществом данной модели являются:
- возможность работы с несколькими корпоративными приложениями (например, с почтой, CRM, ERP) в одном интерфейсе
- персонализация этого интерфейса для каждого отдельного пользователя
- сквозная система аутентификации пользователей
- возможность использования данных, хранящихся в различных хранилищах в сети компании.
Web 2.0 (определение Тима О’Рейли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.
В современном киберпространстве преобладает концепция освоения паутины с помощью социальных сетевых сервисов.
Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).
По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.
Таким образом, мы видим, что сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
- общения; поддержки и развития социальных контактов,
- совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,
- творческой деятельности сетевого характера,
- выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
Источниками клиентов служат не только корпоративные сайты, но и страниц групп в социальных сетях, поисковые системы, различные доски объявлений и форумы