Формирование территорий муниципальных районов
По определению, данному Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[13].
К территориям муниципальных районов предъявляются следующие требования[14]:
- территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
- административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
- границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- границы муниципального района, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав (указанные требования могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях).
Порядок формирования территорий муниципальных районов может быть описан следующим образом (во многом по аналогии с сельскими поселениями):
- выявляются населенные пункты (в том числе при необходимости и городские округа), которые могут являться административными центрами муниципальных районов (определяется возможностью размещения органов местного самоуправления, то есть наличием необходимых помещений; наличием основной инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения муниципальных районов и исполнения отдельных государственных полномочий; населенностью; фактом сложившегося «центра тяготения» для прилегающих поселений, что обычно зависит от его расположения, транспортной доступности, наличия инфраструктуры для оказания услуг населению);
- определяется, какие прилегающие поселения находятся от потенциальных административных центров муниципальных районов на расстоянии транспортной доступности до этих центров и обратно в течение рабочего дня (здесь надо понимать, что это требование введено Федеральным законом с оговорками «как правило» и «с учетом»; следовательно, соблюдать его необходимо, но если есть достаточные основания, например, предусмотренные тем же законом низкая плотность сельского населения и труднодоступность, а также и другие, то этим требованием можно пренебречь; кроме того, «транспортная доступность» – понятие относительное, зависящее от видов имеющегося транспорта и транспортных коммуникаций);
- в состав территорий муниципальных районов включаются административные центры (если они не являются городскими округами) и прилегающие к ним поселения, отвечающие указанным выше условиям, а также, при наличии, межселенные территории.