Теория инноватики и ее формирование

Инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, или область науки, которая изучает формирование новшеств, их распространение, а также способы выработки инновационных решений.

Инноватика делает акцент не только на новизну принимаемых решений, но и на их практическое использование.

Этапы развития инноватики:

1 этап – научно-техническое развитие (внешний фактор развития). Это связано с тем, что наука в значительной степени развивается как самостоятельная система, которая производила новые знания, но в то же время новое оборудование, образцы могут создаваться людьми, которые не имели научных знаний. Поэтому наука развивалась практически параллельно производственному процессу.

2 этап – втор. пол. ХХ - отличается тем, что производство не может существовать без использования научно-технических знаний. Наука требует всё больше ресурсов, которые может дать только производство. Возникновение и развитие инновационной деятельности, направлено на использование научных и технологических знаний в производственных и непроизводственных сферах с целью повышения эффективности использования ресурсов на основе новых технологий.

Теоретической базой для развития инноватики явились работы австрийского ученого Ёзефа Шумпетера «Теория экономического развития» (1911г), «Деловые циклы» (1939г). Он выделил понятие изменений, которому дал потом термин «инновации», он рассмотрел зависимость экономического развития от технологического.

Значительный вклад в развитие практики инноваций внесли работы русского ученого Николая Кондратьева. В мире науки и практики его деловые циклы получили признание и название «Длинных волн Кондратьева».

Фредерик Тейлор. По его мнению, организация труда должна иметь научный фундамент, а администрация должна не только тщательно обучать рабочих, но и развивать до максимального уровня. Труд и ответственность должны быть равномерно распределены между работником и администрацией. Новые типы функций администраций должны сопровождаться инициативой рабочих.

В современных условиях инновационная деятельность оказывает значительное воздействие на развитие государства:

- изменилась концепция национальной безопасности – складывается из уровня технологического развития страны и ее способности адаптироваться к инновационным процессам

- в наст. время технологическое отставание означает неэквивалентный экономический обмен

- интеллектуальные ресурсы становятся важным условием развития в современных условиях, рыночная стоимость организаций многократно превышать ее баланс стоимость.

- при низком технологическом уровне нац. экономики проблема заключается в потере возможного коммерческого успеха, в отсутствии потенциала развития, неспособности привлечь в нац. экономику иностранных инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Именно инновационная деятельность является основой конкурентоспособности отраслей нац. экономики, регионов и организаций.

8. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие экономики

Понятие «технологический уклад» ввел Глазьев («Теория технико-экономического развития»).

Технологический уклад - это определенный этап (уровень) технологического прогресса, проявляющийся в практическом овладении человеком силами и законами природы, 6своении новых источников энергии, создании и использовании новых материалов для изготовления орудий труда, возникновении новых отраслей производства.

Технологический уклад имеет жизненный цикл: фаза зарождения, роста и спада.

1 технологический уклад(1770-1830) Великобритания, Бельгия, Франция

Ядро уклада: текстильная промышленность и машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов и водяной двигатель

Ключевые факторы: текстильные машины

Преимущества: механизация и концентрация производства на фабриках

Особенности:

- разрушение феодальных монополий

- свобода торговли

- британское мировое доминирование

- организация научных исследований в академиях и научных обществах

-индивидуальное инженерное и изобретательское предпринимательство

- профессиональное обучение кадров с отрывом от производства

2 технологический уклад(1830-1880)-Великобритания, Франция, Бельгия

Ядро уклада: паровой двигатель, железнодорожное строительство, машиностроение, пароходостроение, угольная промышленность, черная металлургия

Ключевые факторы: паровой двигатель, станки

Преимущества: рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя

Особенности:

- свобода торговли

-ограничение вмешательства государства

- формирование социального законодательства

- концентрация производства в крупных компаниях

- свобода мировой торговли

- Доминирование Великобритании

- формирование научно-исследовательских институтов

- формирование нац и межд систем охраны интеллектуальной собственности

3 технологический уклад (1880-1930) – доминировал в экономике Германии, США, Франции, Россия, Дания, Венгрия

Ядро уклада: электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач , неорганическая химия.

Ключевые факторы: электродвигатель, производство стали

Преимущества: повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства и урбанизация.

Особенности:

-расширение институтов гос регулирования

- гос собственность на естественные монополии

- империализм и колонизация

- господство монополий и олигополий

- концентрация финансового капитала в банковской системе

- отделение управления от собственности

- создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов

- национальные институты и лаборатории

- всеобщее начальное образование

4 технологический уклад.(1930-1980)- США, Западная Европа, СССР, Австралия, Бразилия

Ядро уклада:автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного использования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти.

Ключевые факторы:двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия

Преимущества:массовое и серийное производство

Особенности:

- развитие институтов соц. обеспечения, военно-промышленный комплекса

- гос. регулирование экономики

- транснациональная корпорация, олигополии на мировом рынке

-вертикальная интеграция и концентрация производства

- биополярный мир США СССР

- гос. субсидирование военных НИОКР

- вовлечение государства в сферу гражданских НИОКР

- развитие среднего высшего и профессионального образования

- передача лицензий и инвестиция ТНК

5 технологический уклад (1980(1990)-2030(2040))- будет доминировать в Северной Америке, ЕС, Япония, Тайвань, Бразилия, Мексика.

Ядро уклада:электронная промышленность, оптоволоконные и вычислительная техника, ПО, телекоммуникации, роботостроение, переработка и добыча газа, информационные услуги

Ключевой фактор: микроэлектронные компоненты.

Преимущества: индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, дезурбанизация

Особенности:

- гос регулирование стратегических видов информационных и коммуникационных инфраструктур

- упадок профсоюзов

- ограничение роли государства

- полицентричность мировой экономической системы

-межд. интеграция малых и средних фирм на основе информационных технологий

- горизонтальная интеграция НИОКР

- проектирование производства и обучения

- новые режимы собственности для программного продукта и биотехнологий.

6 технологический уклад(2030(2040)-2080(2090)) в ряде стран

Ядро: биотехнологии, космическая техника, тонкая химия

Ключевой фактор: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, высокоскоростные транспортные системы.

Преимущества: интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному и образовательному процессу, формирование единого мирового рынка ресурсов.

Особенности: - рост качества образования

- повышение безопасности здоровья

-развитие личности

- высокое качество жизни

-чистота окружающей среды

-концентрация интеллектуальной и экономической активности

- качественное образование и обучение в течение всей жизни

- владение современными информационными технологиями.

9. Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутренней торговли

научно-технич прогресс (НТП) – непрерывн процесс внедрения нов техники и технологий орг-ции проив-ва и треда на основе достиж-я и реал-ции научн знаний.

НТП – прогресс научн знаний, рез-том кот явл нововведения, т е прогрессивн изм-я техники, технологии, продукта, орг-ции пр-ва. Научн достиж-я выраж-ся в технике и технологиях, но и в знаниях и навыках людей, они требуют психологич и организацион перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изм-ний в системе упр-я.

Переход к инновац эк-ке означает изм-е всех слагаемых научно-технологич процессов(ПЛАНИР-Е, УПР-Е, ФИнансир-е, кредитован-е, финансир-е м/дунар научно-технич сотрудничества). В их(осн направлений изм-ний) число входит ограничение роли гос-ва – оно планир-ет и организует разработку и освоение только огранич числа крупнейш нововведений на основе долгосрочн комплексн программ, ориентирован на крупн структурн сдвиги, замена централиз планирования гос-общественным рег-нием научно-технологич развития, усиление роли рын механизма в обеспеч-и соотв-вия спроса и предл-я на нововведения, стимул-е конкуренции на рынке нововведений (инноваций), внедрение таких инструментов рег-я рынка нововведения, как гос заказы, целев субсидии(субвенции), гранты, льготн кредиты, налог и ценов льготы, ускорен амортизация.

Составн частью НТП явл научно-технич революция (НТР)-высш ступень НТП, развивается она на революц основе, т е НТР – скачкообразн процесс. Принято различать микро и макро революцию. Макрореволюция затрагивает всё обществ пр-во (электрофикация, внедрение ЭВМ). Микрореволюция затрагивает только отд отрасли нац эк-ки.

1 технологич революция связана с изобретением с/х технологий и переходом от примитивн охоты и земледелия к земледелию и скотов-ву, 2 технологич связана с массов переходом от земледельческ способа пр-ва к индустр (промышл). Эта технологич революция явилась мощн толчком развития человеч об-ва, начавшись чуть более 200 лет назад. Все научн достиж-я появились именно 2 технологич революции.

С 70-х гг прошл столетия проходит 3 революция – информацион-технологич революция. По прогнозам она продлится до середины 21века, когда об-во вступит в так назыв кибернетич революцию, основан на искусств интеллекте, на взаимосвязи м/ду челов интеллектом и электр технологии.

Т.О. Соврем НТР означает: 1. Создается един технич база с многозвенн технологич комплексами, 2. Осн формой обществ богатства становятся знания, умения и навыки, 3. Занятость раб-ков в сфере услуг (информац, фин, тогр,) стан-ся выше, чем в матер пр-ве, 4. Пр-во ориентир-ся на изготовл-е всё более широк и часто обновляем ас-та изделий по конкр заказам потребителей, 5. Увел-ся доля занятых на раб местах принципиально нового типа.

Научно-технологич развитие торговли имеет особ знач-е, т к по ур-ню ПТ эта отрасль хоз-ва отстает от других. От ПТ в торговле зависит: скорость продвиж-я тов-в до покуп-лей, скорость их обслуж-я, товарооб-ть, ускорение которой ведет к сниж-ю тов потерь и др И, также к более быстр обновл-ю ас-та, улучш-е эк рез-тов деят-ти торг орг-ции.

Научно-технологич развитие торговли стимулирует развитие Т, повыш-я рент-ти торговли, соверш-е технологий и МТБ, системы упр-я отраслью, вносит существ изм-я в содерж-е и хар-р труда торг раб-ков, их проф состав и ур-нь подготовки, спос-ет углублению разделения труда.

С научно-технологич развитием торговли связано и решение таких важн соц-эк проблем, как сокращ-е времени, затрачиваем населением на приобр-е тов-в и услуг, облегч-е дом труда, сниж-е затрат нервн энергии, связ с очередями в магазе, повыш-е эф-ти труда в др отраслях нац эк-ки. От ур-ня НТразвития торговли судят по тому, как повыш-ся общ ур-нь культуры торговли, как создается максим удобства пок-лям при выборе и приобретении тов-в и услуг, сниж-ся И потребления. НТ развитие торговли связано с НТП пром-ти и наоборот. НТП пром-ти явл базой технич вооруж-я торговли, ее оснащ-е соврем машинами, механизмами и приборами. Технич прогресс торговли активно влияет на пр-во, создавая заказы и необх предпосылки для его ускорения и расширения. Проблема научно-технолог развиия торговли носит компл хар-р и вкл след слагаемые: 1. Развитие прогрессивн технологии торг процессов на всех этапах товародвиж-я, 2. Ускор-е механизации и автоматизации трудоемких опреций торгово-технологич процесса, 3. Соверш-е МТБ, 4. Соверш-е орг-ции труда и упр-я торгово-технол процессами и людьми, 5. Создание кадрового потенциала.

Соврем направл-я развития НТП в торговле:

-индустриализ-я осн торг процессов, в т ч информац-х, коммерч-х, управленческих, мат-вещ, связ с упаковкой и подготовкой товара к продаже и потреблению

-созд-е системы взаимосвяз машин и обор-я для выполн-я совокуп-ти торгово-технологич процессов, в т ч автоматизир склалск комплексов

-развитие и создание новых научных технологий торг процессов на основе их автоматиз-и и электронизации

-развитие прогресс способов продажи тов-в на основе внедрения нов техники и активизации роли покуп-лей в процессах торговли.

-создание МТБ, каналов товаропроводящ сети, обеспеч-щих экономичность товародвиж-я – внедрение логистики.

-формир-е эффективн организацион структур упр-я торговлей на принципах гор интеграции, обеспечив-щей макс исп-е достижений НТП

-централизация упр-я НТП-ом и развития МТБ торговли.

Д соверш-ся сквозн, технологич таро-транспортн системы перемещ-я тов-в от произв-ля до магаза, основан на примен-и тары, оборуд-я, пакетиров-я и контейнеризации перевозок. Пакетир и контейнер-я - стратегич направл-я соверш-я перевозок и погруз-разгруз работ во всех отраслях нар хоза (с 50 гг прошл века). Перспектив методы продажи – самообслуж-е, продажа тов-в в кредит, в рассрочку, продажа по предварит заказам, по образцам и каталогам, посылочн торговля, интернет-торговля, щтрих-кодирование, касс терминалы.

Состояние, проблемы и направления совершенствования торговли. Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Влияние на товарн обращение эк ускорителей обусловлено трансформацией представления потребителей о товарах. С 1 стороны потребл-е услуг незаметно заменяет потребл-е многочисл физич продуктов, в рез-те – эволюция содержательной сущности понятия товара. Это находит отражение в интеграции предложения физ продукта и связ с ним услуг. С др стороны, происходит и противоположн процесс, т е вместе с приобретением услуг приобретаются и опред физ продукты, что повышает долю матер составляющей услуги. Кроме того, под давлением требования рынка к обслуж-ю потребителя в режиме реал времени круглосуточно незав-мо от его местораспол-я, возможности персонифицированя услуг под кажд конкретн потребителя резко сокращ-ся, в рез-те набл-ся стандартизация, унифик-ция, пакетиров-е услуг во многих отраслях сервисн сектора.

Т к ускорение научно-технич прогресса пост-но поднимает ур-нь кач-ва жизни насел-я, а также…общ тенденцией для физ продуктов как потребит так и произд-технич назначения явл сокращение цикла их жизни. Потребителям становится эк-ки менее выгодно содержать и обслуж-ть уже имеющ физ продукт в срав-нии с приобр-ем нового.

Т о пост уменьшение относит важности матер части товара и сокращ-е цикла жизни физ продукта происходит параллельно с уменьшением части добавочн ст-ти производимой в сфере пр-ва матер продукта.

С углублением обществ разделения труда изм-ся соотновешие своб и раб времени, соотн-е труд и досуг деят-ти, увелич-е объема своб времени и свободно располаг дохода у работающ населения расшир-ет свободу выбора досуг деят-ти и обуславливает расшир-е разнообр-я форм исп-ния своб времени, рождает спрос на разл рода потребит услуги, направл на развитие личности.

Под влиянием усложнения запросов потребителей заставляют пр-лей более глубоко сигментировать свое предл-е от предл-я конкурентов. Акцент конкуренции в наст время переновится в неценов область.

В совр об-ве дейст-т 2 противоречив тенденции: индивидуализация и соц интеграция людей.

Средн продолжит-ть жизни в США – 76 лет, в Япония доля населяя старше 65 лет – 16%. В РБ продолж-ть жизни около 70лет. Старение нации индуцирует спрос на услуги систем песнион обеспечения и страхов-я и на соотв товары.

Важн сост-щей политико-прав рег-ния торговли явилось многостор генер соглашение по торговле и услугам «ГАТС», кот было подписано вместе с соглашением по торг аспектам прав на интел собст-ть «ТРИПС». Эти док-ты легли в основу преобраз-я генер соглашения о тарифах и торговле «ГАТТ» во всемирн торг орг-цию ВТО. Развитие совр цивилизации обостряет эколог проблемы и усиливает стремл-е к рационал-ции исп-я рес-сов в особенности невозобносляемых.

Ориентация на экологию стан-ся 1 из осн факторов инновац развития торговли как в среднеср так и долгосрочн периодах. Осн направлениями развития торговли в странах ЕС выдвинуты:

1.Экологич ориентация как стратегия рынка

2.Система повторн исп-я упаковки и упаковочн материалок, так назыв дуальные системы

3.Необх-ть создания побудит мотивации к экологич сознанию поведению потребителей

Это означает что формир-е нового эк-кого регул-я взаимоотнош-ний об-ва и среды обитания в значит ст-ни ставит под ? существ ур-нь свободы потребления и предприним-ва в том числе торгового. По отношению к продукту и коммуникации на рынке это предполагает а)прекращ-е пр-ва ненадежн и опасн продуктов, б)запрещ-е перераб-ки и обработки недоброкач и несертифицир полуфабрикатов и сырья, в)прекращ-е психолог дифференциации продукта, г)наличие полн инф-ции о продукте, д)целесообр упаковку с указанием необх данных о продукте, е)шир выбор сервисн услуг. В индуст развит странах актуальн проблема – избыточного потребления.

Основные направления технического обновления торговли в соответствии с концепцией реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания Республики Беларусь на 2011-2015 гг.:

- интенсификация использования новых информационных технологий, необходимых для получения и анализа информации принятия эффективных управленческих решений;

- развитие электронной торговли, в том числе для закупок продукции для гос.нужд;

- формирование развитой инфраструктуры электронной торговли, включая республиканские и региональные информационные системы и сети;

- внедрение новых методов электронной и биржевой торговли;

- рост оснащенности торговых объектов и объектов общественного питания платежным терминалом с использованием банковский пластиковых карточек;

- повсеместное внедрение штрихового и радиочастотного кодирования товаров;

- формирование банка электронных паспортов товаров; позволяющих потребителю получить полную информацию о товаре, в том числе через мобильную связь по номеру штрихового кода товара.

Современное научно-техническое развитие имеет особенности:

- превращение науки в производственную силу общества. Наука влияет на каждый из элементов производ. сил.;

- сокращение временного интервала с момента появления открытий и изобретений до реализации их на практике;

- опережение развития науки;

- расширение границ проникновения НТР и ее масштабностью;

- развитие электронной биотехнологии и др.

Проблемы:

- развитие экономики происходит в условиях удорожания и исчерпания традиционных топливно-энергетических природных ресурсов;

- угроза необратимого разрушения природной среды со всеми вытекающими последствиями;

- неравномерность протекания информационно-технической революции в различных странах и регионах планеты.

11. Понятие «инновация». Классификация инноваций

Инновация (нововведение) – создаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий товаров, продукции или услуг на рынок.

Новшества, разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются Новацией.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствования технологического процесса, технологии, товаров, услуг.

Цель инновации: удовлетворение потребностей.

Классификация:

1) По сфере функционального применения:

- технические - экономические

- социальные

- организационно-управленческие

- образовательные

- банковские

- торговые и др.

2) По инновационному потенциалу:

- базисные (координально изменяют)

- модифицирующие

- псевдоинновации (незначительные изменения, которые не приводят к серьезным изменениям в качестве товара)

3) По предмету инноваций: продукт, процесс

4) По цели создания: стратегические, реактивные

5) По характеру удовлетворения потребности: удовлетворяющие существующие потребности, формирующие новые запросы

6) По масштабу применения: структурная единица (подразделение), организация (предприятие), отрасль, экономика страны

7) По способу разработки: с привлечением внешних разработчиков, разработанные в данной организации

8) По новизне: абсолютные (новые для данной отрасли, для всего мира), относительные

9) По уровню создания и распределения: общегосударственные, региональные, корпоративные, внутрифирменные

10) По инновационному потенциалу: радикальные (полностью меняющие организацию и ее возможности), совмещенные (внедрение новшества происходит при использовании имеющихся возможностей предприятия), модифицированные (внедрение новшества происходит при изменении возможностей организации)

11) По характеру удовлетворения потребностей:

- на существующие потребности;

- ориентир на формирование новых потребностей;


Наши рекомендации