Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Цели: 1) повторить и обобщить знания учащихся по произведению данного раздела;
Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи;
Воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: портреты писателей, предметные картинки животных, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами, улыбнуться друг другу.
- Учитель приглашает в литературную гостиную.
II. Поэтическая минутка.
- Прослушивание музыкального произведения Х. Заимова «Весна».
- О каком времени года музыкальное произведение? Какие звуки музыки помогли определить, что это весна? Что вы услышали?
- Какой месяц наступил? Как в народе называется месяц апрель? Как понимаете пословицу «Март с водою, апрель с травою»?
- Дыхательная гимнастика. Давайте вдохнем в себя запах весны и насладимся его ароматом: вдох через нос, выдох через рот.
Упражнение «Ветерок», «Дождик».
Конкурс стихотворений о весне (оценивает жюри).
III. Введение в тему.
- Какие изменения произошли в жизни животных весной?
- Прочитайте название раздела, который мы изучили. Кого мы называем «братья наши меньшие»?
- Обратите внимание на портреты писателей, представленных в нашей гостиной. Вы узнали их? Назовите их. Что объединяет творчество этих писателей?
- Мы с вами закончили изучение раздела «О братьях наших меньших». Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили.
IV. Игра «Отгадай название рассказа и его автора».
- По опорным словам отгадать название рассказа:
1) скрипка, щепка, музыка, медведь («Музыкант»);
2) старик, мыши, клевер, корова («Сова»);
3) дача, мальчики, ежик («Страшный рассказ»);
4) утка, мальчики, утята («Ребята и утята»);
утята, стрекоза, Алеша («Храбрый утенок»).
- Соотнеси название рассказа с его автором, если есть ошибки, исправь:
«Музыкант» Е.И. Чарушин
«Страшный рассказ» М.М. Пришвин
«Ребята и утята» В.В. Бианки
«Сова» В.В. Бианки
V. Физминутка.
Мы играем, мы шагаем Руки выше поднимаем Голову не опускаем Дышим ровно, глубоко Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса | Мы лисицу обхитрим На носочках побежим. Вдруг мы видим из куста Выпал птенчик из гнезда Тихо птенчика берем И назад его кладем. |
Почему нельзя разорять птичьи гнезда?
VI. Работа по теме.
1) Понравился ли рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»? Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему так считаете? Чему он учит?
2) Обобщение по сказке В. Бианки «Сова».
- В каком произведении В. Бианки рассказал, что человеку не обойтись без пользы, приносимой птицами?
- Что знаете о совах? (сообщение ученика)
- Какая связь между совой и чаем старика?
- Давайте составим цепочку взаимосвязи (как все восстановилось в природе):
Сова→ мыши → шмели → клевер→ корова→ молоко→ чай.
- Как понимаете предложения:
а) Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься.
б) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
в) Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки? (Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным).