Модели жизненного цикла ПО ИС

Среди известных моделей ЖЦ можно выделить следующие:

• Каскадная модель (до 70-х гг.) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.

Рис.1. - Каскадная модель ЖЦ ИС

• Итерационная модель (поэтапная модель с промежуточным контролем) (70-е — 80-е гг.). Разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.

Рис. 2 - Поэтапная модель с промежуточным контролем

• Спиральная модель (80-е — 90-е гг.). На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки - анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования).

Рис. 3. - Спиральная модель ЖЦ ИС

Очень часто проектирование описывают как отдельный этап разработки проекта между анализом и разработкой. Однако в действительности четкого деления этапов разработки проекта нет - проектирование, как правило, не имеет явно выраженного начала и окончания и часто продолжается на этапах тестирования и реализации. Говоря об этапе тестирования, также следует отметить, что и этап анализа, и этап проектирования содержат элементы работы тестеров, например для получения экспериментального обоснования выбора того или иного решения, а также для оценки критериев качества получаемой системы. На этапе эксплуатации уместен разговор и о сопровождении системы.

16.Виды информационных систем.

Информационные системы - это комплекс средств, предназначенных для хранения, упорядочивания и анализа больших объёмов информации.

Информационные системы бывают электронными и не электронными. К неэлектронным информационным системам относятся:

  • Каталог в библиотеке; Регистратура в больнице; Библиотека.

К электронным информационным системам относятся:

  • База данных отдела кадров предприятия; Записная книжка в мобильном телефоне; Сеть Интернет.

Существует три вида информационных систем:

1. База данных - система для хранения больших объёмов структурированной информации (информации, которая вводится по шаблону) определённого типа. К базам данных относятся следующие информационные системы:

o каталог библиотеки; регистратура больницы; записная книжка мобильного телефона; база данных отдела кадров.

2. База знаний - система для хранения большого объема неструктурированной информации различных типов. К базам знаний относятся следующие информационные системы: библиотека; сеть Интернет.

3. Информационно-аналитическая система - система, предназначенная как для хранения, так и для анализа хранимой информации

o Exсel; STATISTICA; SPSS; 1С бухгалтерия; 1C предприятие.

Все электронные информационные системы делятся на два класса по способу хранения информации:

1. Не сетевые информационные системы, работающие по технологии файл-сервер. Данные системы работают на отдельно стоящем компьютере, без использования компьютерной сети (Excel, STATISTICA, SPSS);

2. Сетевые информационные системы, работающие по технологии клиент-сервер. Данные системы работают на компьютере, подключённом к компьютерной сети (Интернет).

Основное отличие технологии клиент-сервер от технологии файл-сервер заключается в способе хранения информации, суть технологии файл-сервер заключается в следующем - интерфейс информационной системы и данные, с которыми она работает хранится на одном компьютере (локально).

17.Предприятие как объект управления.

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является предприятие (организация). Становясь объектом товарноденежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать такую систему управления, которая сможет обеспечить высокую эффективность работы, конкурентоспособность, финансовую устойчивость.

Под предприятием понимается обособленная специализированная производственнохозяйственная единица, созданная на базе организованного по тому или иному принципу трудового коллектива, который на основе имеющихся материальных и финансовых сре дств пр оизводства производит продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

Предприятие как объект права признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом куплипродажи, залога, аренды и др. сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещественных прав.

Современное крупное предприятие представляет собой сложную производственную социально экономическую систему, которой присущи все характеристики системы: вход, выход, процесс, цель, обратная связь и т.д. Предприятие приобретает у поставщиков ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет благодаря трудовой деятельности коллектива производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям.

Кроме поставщиков и потребителей внешней средой по отношению к предприятию является вышестоящая организация ( различные органы, министерства ), банк, через который осуществляются все финансовые операции с поставщиками и потребителями.

Предприятие, как всякая сложная система, состоит из комплекса более простых систем, выполняющих определенные функции.

В производственнотехническом отношении предприятие представляет собой техникотехнологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска.

Организационно предприятие представляет собой первичное звено, производственную единицу с определенной внутренней структурой, внешней средой, закономерностями функционирования и развития. Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями.

В социальном отношении предприятие выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие общественных, коллективных и личных интересов.

Экономически предприятие является обособленным звеном, обладающим определенной оперативнохозяйственной

самостоятельностью и осуществляющим свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Экономическая система предприятия включает экономические отношения предприятия с государством, вышестоящей организацией, поставщиками и потребителями, финансовыми организациями.

В информационном отношении предприятие – сложная динамическая система, характеризующаяся большим объемом, интенсивностью и разнонаправленностью информативных связей между подсистемами и элементами, постоянно обменивающаяся с внешней средой различного рода информацией. Информационная система предприятия включает отчетную и нормативнотехнологическую документацию, а также различную информацию, характеризующую состояние и движение компонентов предприятия.

В экологическом отношении предприятие представляет собой производственную систему, взаимодействующую с внешней средой путем материальноэнергетического обмена.

В административноправовом отношении предприятие выступает в качестве юридического лица с установленными государством в законодательном порядке правами и обязанностями.

Управление предприятием осуществляется на основе утвержденного устава, действующего законодательства и регламентирующих документов.

Предприятие является сложным хозяйственным комплексом, включающим ряд подразделений.

Подразделения предприятия, выделяются по двум направлениям: технологическому и структурноорганизационному.

С технологической точки зрения предприятие делится на производства. Производства – это технически законченная ступень сложного производственного процесса, имеющая четкие границы, обусловленные особенностями технологии.

Основной организационноструктурной единицей предприятия является цех (исключение составляет предприятие с бесцеховой структурой управления).

Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее часть производственного процесса.

Цех состоит из участков. Участок – это основное подразделение цеха.

Рабочее место является первичным, базовым звеном производственной структуры предприятия. Оно представляет часть трехмерного пространства производственного помещения, в котором располагается все необходимое для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, выполняющих работу или операцию.

18.Роль и место информационных технологий в управлении предприятий.

Информационные технологии управления неуклонно развиваются в соответствии с требованиями системы, применяемыми методами управления, прогрессом в области информатики и вычислительной техники. В системах управления предприятиями применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий.

Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС (организационно-экономической подсистемы):

1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning - MRP I).

2. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning — CRP).

3. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MPR).

4. Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning - MRP II).

5. Производство на мировом уровне (World Class Manufacturing — WCM).

6. Планирование ресурсов предприятия (MRP II & FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning — ERP I).

7. Оптимизации управления ресурсами (ERP II).

8. Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Manage­ment — CRM, Customer Synchronized Relationship Management — СSRM) и др .

19.Виды информационных систем управления документационным обеспечением предприятия.

Все информационные процессы, протекающие в подразделениях аппарата управления (так же как и документы), можно разделить на два вида: формализуемые процессы, для которых существуют алгорит­мы обработки информации, и не формализуемые. Для автоматизации формализуемых процессов (составляющих до 90% всех процессов) используют специально разрабатываемые для предприятий и органи­заций экономические информационные системы.

Внедрение информационных систем управления документами (ИСУД) предполагает осуществление автоматизации управления ин­теллектуальными активами и бизнес-процессами предприятия, что оп­ределяет успешность его деятельности. Информационные системы уп­равления интеллектуальными активами представляют совершенно новые возможности для менеджмента предприятия и его сотрудников и связанны с созданием, распространением и поиском знаний, содер­жащихся в документах финансового, юридического, научно-технического, нормативно-справочного, организационно-распорядительного, проектно-конструкторского, маркетингового, эксплуатационного ха­рактера, которые создаются в различных функциональных подразде­лениях предприятия на различных этапах жизненного цикла продук­ции и услуг.

Обобщенная схема бизнес-процессов, реализуемых на предприя­тии (рис. 6.1), отражает основные информационные и документационные потоки, сопровождающие базовые бизнес-процессы.

Управление интеллектуальными активами предприятия может осу­ществляться с помощью систем различной сложности.

Информационные системы управления документами (Electronic Document Management — EDM) обеспечивают процесс создания, управ­ления доступом и распространения больших объемов документов в компь­ютерных сетях, а также контроль над потоками документов в организации.

Часто эти документы хранятся в специальных хранилищах или иерархической файловой системе. Типы файлов, которые, как прави­ло, поддерживают ИСУД, включают в себя текстовые документы, об­разы, электронные таблицы, аудио- и видеоданные, Web-документы.

Общими возможностями ИСУД являются создание документов, управление доступом, преобразование и безопасность.

Информационные материалы, имеющие высокую ценность, созда­ются ежедневно, размещаются в глобальных сетях, распространяются в различных профессиональных коллективах. В эпоху информацион­ной революции и сетевых организаций формализованные документы, доступные только специалистам, не могут более служить хранилищем корпоративных знаний.

Информационные системы управления делопроизводством обеспе­чивают работу с электронными версиями документов и реквизитами регистрационно-контрольных форм в соответствии с принятыми в стране правилами и стандартами делопроизводства.

Основным назначением этих систем является документальная ре­гистрация тех или иных свершившихся действий и событий (напри­мер, «документ принят к исполнению», «документ передан на испол­нение конкретному сотруднику», «на документ дан соответствующий ответ» и т.д.) в соответствии с принятыми правилами. Функции ИСУД, ориентированной на бизнес-процессы, приведены на рис. 6.3.

Системы управления делопроизводством относятся к классу сис­тем, ориентированных на бизнес-процессы (часто с элементами управ­ления потоками работ). Бизнес-процесс при этом называется «тради­ционным отечественным делопроизводством». Это очень специфичес­кие вертикальные решения. В этом их достоинства и недостатки.

Системы управления документооборотом обеспечивают строго регламентированное и формально контролируемое движение доку­ментов внутри и вне организации на основе информационных и ком­муникационных технологий. Эти системы не только регистрируют действия и события, но и поддерживают сами процессы работы над документами.

Основное отличие и преимущество корпоративной информацион­ной системы управления документами по сравнению с системами де­лопроизводства и документооборота состоит в том, что это решение, которое обеспечивает универсальную, повсеместно доступную среду для работы и хранения всех типов документов в масштабе всей орга­низации в целом.

Отметим, что пользователями:

• систем управления делопроизводством являются сотрудники ог­раниченного числа структурных подразделений банка, например уп­равление делами, секретариаты, канцелярии, общие отделы, экспеди­ции;

• систем управления документооборотом — отдельные сотрудники многих подразделений, вовлеченных в какой-то общий бизнес-процесс;

• корпоративных систем управления документами — практически все сотрудники из всех подразделений предприятия.

Корпоративная система управления электронными документами обладает основными свойствами, приведенными на рис. 6.5.

Современные системы управления интеллектуальными активами предприятия содержат в своем ядре прикладные системы, которые поддерживают так называемые Workflow-технологии (технологии под­держки потоков заданий). Эти технологии создают при помощи гра­фического редактора произвольные маршрутные схемы, назначают правила перехода этапов бизнес-процессов от одного пользователя к другому через диалоговый интерфейс без программирования и обес­печивают графический или формальный мониторинг прохождения процессов между пользователями с возможностью расхождения, схождения, вложенности, условных переходов. Они дают возможность вне­сения изменений, позволяющих оптимизировать любой процесс на основе анализа его текущего состояния, и одновременно с этим доку­ментировать изменение и автоматизировать новые действия операто­ров в ходе его выполнения.

Работа в среде Web-браузера обеспечивает всем пользователям до­ступ к порталу управления документами. Эта платформа предостав­ляет возможности реализовывать произвольные схемы процессов ра­боты с документами.

Тактические преимущества связаны в основном с сокращением зат­рат (рис. 6.6). Их достаточно легко определить и измерить. Измеряемые

в денежном выражении преимущества могут быть просчитаны на основе подсчета того, сколько можно убрать физических шкафов для хранения документов, сколько площадей освободить, сколько освобо­дить серверов, которые часто хранят много копий одних и тех же до­кументов.

Системы управления знаниями рассматриваются как ближайшая пер­спектива развития корпоративных систем управления документами.

Решения по управлению знаниями подразумевают наличие продук­тов, которые обеспечивают поиск нужных людей, предоставление им общедоступного виртуального пространства (места), и управление фактами, которые эти люди ищут или создают.

Таким образом, корпоративные технологии управления докумен­тами на предприятии поддерживают эффективные средства работы с информацией, включая автоматизацию процессов, а также возможно­сти совместной работы людей с документами. В этом смысле они яв­ляются важной, но не единственной компонентой реализации концеп­ции управления знаниями.

20.Организация электронной системы управления документооборота.

Одной из функциональных подсистем КИС предприятия являет­ся электронная система управления документооборотом (ЭСУД), целью разработки которой является повышение эффективности управ­ления экономическими системами на основе автоматизации управле­ния документооборотом и деловыми процессами, всех видов работ с документами, обеспечивающими и координирующими совместную деятельность всех участников процесса управления.

Создаваемые в настоящее время электронные системы управления документооборотом должны отвечать основным требованиям КИС.

Масштабируемость. Желательно, чтобы система электронного документооборота могла поддерживать как несколько единиц, так и несколько тысяч пользователей, и способность системы наращивать свою мощность определялась только мощностью соответствующего аппаратного обеспечения. Выполнение такого требования может быть обеспечено с помощью поддержки индустриальных серверов баз дан­ных производства таких компаний, как «Sybase», «Oracle», «Informix» и др., которые существуют практически на всех возможных программ­но-аппаратных платформах, тем самым обеспечивая самый широкий спектр производительности.

Распределенность. Основные проблемы при работе с документами возникают в территориально-распределенных организациях, поэтому архитектура систем электронного документооборота должна поддер­живать взаимодействие распределенных площадок. Причем распреде­ленные площадки могут объединяться самыми разнообразными по скорости и качеству каналами связи. Также архитектура системы дол­жна поддерживать взаимодействие с удаленными пользователями.

Модульность. Вполне возможно, что заказчику может не потребо­ваться сразу внедрение всех компонентов системы документооборота, а иногда спектр решаемых заказчиком задач меньше, чем весь спектр задач документооборота. Тогда очевидно, что система электронного документооборота должна состоять из отдельных модулей, интегри­рованных между собой.

Открытость. Система электронного документооборота не может и не должна существовать в отрыве от других систем, например, когда необходимо интегрировать систему с другими прикладными система­ми, в частности бухгалтерской программой. Для этого система доку­ментооборота должна поддерживать общие стандарты обработки и передачи данных и иметь открытые интерфейсы для возможной дора­ботки и интеграции с другими системами.

Успех деятельности компаний определяется тем, насколько хоро­шо в них управляют информацией: доходит ли она своевременно до тех, кому необходима. Платформа ЭСУД должна закладывать фунда­мент для построения на предприятии системы управления корпора­тивным содержанием, где все функциональные компоненты будут вза­имосвязаны между собой. Платформа для управления включает в себя следующие основные функциональные компоненты: • всеобъемлющее управление содержанием;

• полный жизненный цикл содержания; • создание приложений для управления содержанием.

Всеобъемлющее управление содержанием — это возможность уп­равлять любым содержанием в любое время и в любом месте. Система должна поддерживать файлы всех известных форматов, в том числе мультимедийные, и позволять легко расширять эту поддержку на но­вые форматы. Вы сможете управлять практически всеми типами зна­ний — документами, Web-содержанием, XML, графикой и мультиме­дийной информацией, фиксированным содержанием (таким как от­четы и записи), информацией средств коллективной работы (сообщениями электронной почты, дискуссиями и др.). В ЭСУД дол­жны быть заложены средства интеграции со многими популярными инструментами разработки содержания и управления всеми этапами его жизненного цикла, начиная с создания и распространения до ар­хивирования и уничтожения в соответствии с регулирующими эти процессы нормами и корпоративной политикой.

Всеобъемлющее управление содержанием также подразумевает эффективное использование других компонентов корпоративной ин­фраструктуры, в частности операционных систем, средств программи­рования, систем управления реляционными базами данных, серверов Web-приложений, служб контроля доступа и корпоративных прило­жений типа ERP и CRM; ЭСУД может быть интегрирована со всеми этими системами. Платформа дает распределенное хранилище содер­жания, к которому можно обращаться в любое время, находясь в лю­бой точке земного шара.

Платформа ЭСУД должна управлять содержанием с момента его создания или получения на всем пути к конечному пункту назначе­ния. Маршруты и пункты назначения бывают различными, они зави­сят от задач, в числе которых публикация информации о продукции на Web-сайте, предоставление субподрядчикам технических специфи­каций, донесение до местных представителей сведений о новых ини­циативах по продажам или направление клиентам счетов. Разумеется, путь содержания может завершаться его архивированием или уничто­жением.

Процессы создания и управления содержанием не менее важны, чем процессы публикации. Хотя различные приложения ориентированы на работу с определенными типами содержания, в них используется одинаковая модель управления его жизненным циклом. Согласно ей жизненный цикл содержания состоит из четырех основных этапов: • создание и сбор;

• управление; • распространение; • архивирование.

В ЭСУД должны быть средства, необходимые на каждом из этих этапов, включая инструменты для коллективной работы и автомати­зации деловых процессов.

Первоочередная задача системы управления содержанием — сбор из внутренних и внешних источников необходимого содержания и добавление его в корпоративное хранилище.

Хранилище содержания — основа системы управления содержани­ем в ЭСУД. Это безопасная среда хранения, которая обеспечивает орга­низованный доступ к содержанию независимо от его источника и фор­мата.

Способы распространения содержания в платформе Documentum могут бытaь двух типов:

• извлечение. В данном случае внешние системы или пользователи должны инициировать запрос через один из интерфейсов доступа к хранилищу, на основании которого система вернет требуемое содер­жание;

• публикация. Платформа ЭСУД на основании установленных биз­нес-правил сама должна извлекать требуемое содержание и публико­вать его на удаленные сервера, файлохранилища, порталы, печать и т.д.

В настоящее время к хранению содержания, прежде всего, выдви­гаются требования надежности, экономической эффективности и воз­можности расширения его объемов. Гибкая архитектура ЭСУД долж­на обеспечивать интеграцию с любой архивной системой и системой хранения данных. Поскольку хранилище ЭСУД основано на операци­онной системе и базе данных клиента, то ЭСУД должна работать со всеми хранилищами данных, к которым имеется доступ через интер­фейс файловой системы, а также поддерживать все современные СУБД корпоративного уровня. В результате пользователям должны быть открыты преимущества всех инфраструктур хранения, в том числе JBOD, RAID, приводов CD, DVD, оптических лазерных дисков, лен­точных накопителей, а также сложных сетевых систем хранения NAS (Network Attached Storage) и SAN (Storage Area Network). Кроме того, пользователям ЭСУД должны быть доступны системы хранения, пред­ставленные через собственные интерфейсы API, в частности ЕМС Centera — система адресного хранения содержания, обладающая вы­сокой устойчивостью и безотказностью работы.

Наши рекомендации