Слив мазута с использованием электроиндукционного подогрева.

Индукционный подогрев производится при помощи соленоида, выполненного из проволоки с малым сопротивлением (медь, 1люминий), внутри которого помещается подлежащая нагреву емкость или трубопровод с нефтепродуктом. Через соленоид пропускается электрический ток, который создает вокруг него переменное магнитное по­ле, индуктирующее в стенках обогреваемого трубопровода или сосуда вторичный ток, преобразующийся в теплоту.

Эксплуатация установки с электроиндук­ционным подогревом показала, что время слива сокращается в 2,5—3 раза по сравне­нию со сливом с паровым подогревом, ис­ключена обводненность мазута, достигается автоматизация процесса слива.

Подогреватель (рис. 6) состоит из двух отдельных каркасного типа полуцилиндров 2 и 3, изготовленных из полосовой стали, на которых смонтирована электрообмотка из медного или алюминиевого провода 4. Каждый провод, смонтированный на полуцилиндрическом каркасе, имеет вид полукольца, верхний и нижний концы которого имеют штекерные контакты 5.

Полуцилиндры с проводами крепятся на металлических рамах 6, имеющих по две па­ры колес, служащих для передвижения лево­го и правого полуцилиндров к цистерне 1, когда требуется подогрев стенок, и для об­ратной откатки их от цистерны после подо­грева и слива мазута.

К обмоткам подводится однофазный или трехфазный электрический ток напряжени­ем 120; 220; 380 В (в зависимости от приня­той схемы соединения групп обмотки).

К достоинствам метода относится также полнота слива мазута, что позволяет обхо­диться без зачистки цистерн. Удельный рас­ход энергии составляет 30—70 кДж/кг, об­щая себестоимость метода примерно в 3 раза меньше, чем при паровом подогреве. Метод также позволяет производить слив мазута из цистерны в холодном состоянии.

К недостаткам метода относят наличие большого числа разъемных контактов.

Рис. 6 Электроиндукционный подогреватель для цистерн: а – до наложения обмотки на вагон-цистерну, б – в рабочем положении.

Слив мазута на установке высокочастот­ного подогрева цистерн. Суть метода состо­ит в том, что поток инфракрасных лучей от излучателей направляется на поверхность цистерны. Инфракрасные лучи нагревают металлическую поверхность, которая переда­ет теплоту прилегающему к ней погранично­му слою мазута, вызывая при сливе скольже­ние его по горячей поверхности. По характе­ру процесса разогрева этот метод не отлича­ется от способов подогрева в цистернах с па­ровой рубашкой и индукционного подогрева.

Здесь также не требуется для слива разогре­вать весь объем мазута. В данном способе ра­зогрева почти нет потерь теплоты в окружаю­щую среду, так как наружная сторона подогре­вателей не является теплопередающей.

Метод весьма эффективен также для подо­грева остатков мазута при зачистке цистерн. Экономия топлива за счет отсутствия обводнения мазута и расхода пара на подо­грев составляет около 1 %.

Слив мазута из цистерн при помощи виб­роподогрева. Известно, что вибрация —

весьма эффективное средство для уменьше­ния вязкости высоковязких материалов.

Поскольку мазуты при низких температу­рах относятся к неньютоновским жидкос­тям, то эффект уменьшения вязкости в них при наложении вибрации проявляются очень ярко. Мазуты относятся к классу струк­турированных сред, и наложение вибрации разрушает структурные связи и, как следст­вие, приводит к уменьшению вязкости в зоне применения вибрации.

При сливе мазута из цистерн нашли при­менение виброподогреватели, конструкция одного из них приведена на рис. 7.

Рис. 7. Переносной виброподогреватель для разогре­ва мазута в железнодорожных цистернах:

а — подогреватель в сложенном виде; б — раскрытый подогреватель

Подогреватель в сложенном состоянии (рис. 7,а) вводится в цистерну через люк и жестко закрепляется на его фланце. При вра­щении винта-штока 2 верхняя траверса 3 пе­ремещается вниз и подогреватель занимает рабочее положение.

Цистерна мазута вместимостью 50 м3 на­гревается подобным виброподогревателем от 0 до 60 °С за 3,5 ч.

Наши рекомендации