Управление взаимоотношениями с потребителями
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ВСЕХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Потребитель - это opганизация или лицо, получающее продукцию.
Понимание настоящих и будущих нужд потребителей, владение информацией о рыночных и мнениях, мониторинг удовлетворенности потребителей и оценка ее уровня по сравнению с конкурентами, выстраивание системы управления взаимоотношениями с потребителями — все это основа современной эффективной стратегии развития организации.
К основным методам управления взаимоотношениями с потребителями относятся:
· постоянный сбор информации об их ожиданиях;
· доведение этой информации до персонала организации;
· использование полезной информации для разработки, производства и реализации продукции или услуг;
· мониторинг удовлетворенности потребителей.
Использование полученной информации позволяет провести классификацию групповых мнений потребителей. Это предполагает:
- определение критериев — показателей оценки потребителями качества изделий при выборе и покупке;
-выявление степени влияния отдельных показателей на формирование потребительских оценок и определение приоритетных;
- определение структуры, контингента потенциальных потребителей по полу, возрасту, социальной принадлежности и т.д.;
-выявление мотиваций выбора отдельных видов, марок, моделей изделий различными категориями потребителей;
-установление степени соответствия ассортимента и качества поступающих в продажу товаров потребительскому спросу;
-установление причин отказов от покупки в случае неполного соответствия изделий требованиям различных групп потребителей;
- выявление изделий, качество которых нуждается в улучшении;
- выявление отношения потребителей к цене изделия;
-выявление влияния рекламы, особых условий торговли, до и послепродажного сервисного обслуживания на выбор и приобретение изделий;
- группировку потребителей по степени реагирования на данные организационно-экономические мероприятия;
-выявление оптимального соотношения функциональных и потребительских свойств продукции на основе сопоставления определяющих критериев ее ассортимента и качества по выделенным группам потребителей; определение перечня признаков, по которым необходимо совершенствовать качество будущих изделий;
- установление с учетом этого приоритетности задач по улучшению ассортимента и качества изделий;
-оценку вновь разработанных образцов изделий с точки зрения соответствия всех их параметров запросам потребителей.
Анализ потребителей – это система методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на потребителей на рынке в целом, выявления причин возникновения неудовлетворенных потребностей.
Удовлетворенность— это чувство, испытываемое потребителем после приобретения или использования продукции. Удовлетворенность потребителей определяется как восприятие ими степени выполненности своих требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Исследование удовлетворенности фактически служит оценкой того, как потребители воспринимают деятельность организации в качестве поставщика продукции или услуги.
Рис. 7.2. Взаимосвязь между удовлетворенностью и лояльностью потребителей. .
1) плохая зона неудовлетворенных клиентов, где присутствуют негативно настроенные потребители-«террористы»;
2) безучастная зона неопределившихся потребителей; 3) благоприятная зона постоянных клиентов, включающая так называемых потребителей-«проповедников».
Методы исследования удовлетворенности потребителей, основанные на использовании а)внешней информации:
1. Общий обзор рынка. Позволяет оценить качество продукции (услуг) в целом. Исследования предполагают оценку мнений внешних потребителей, а также потребителей организаций-конкурентов.
2. Опросы потребителей при каждой сделке. Опросы об удовлетворенности потребителей качеством продукции (услуг) непосредственно после заключения сделки либо по истечении определенного времени.
3. «Тайный потребитель». Персонал организации, осуществляющий исследования, становится «потребителем» на время и на собственном опыте выясняет и оценивает качество оказываемых услуг или приобретаемой продукции.
4. Опросы новых клиентов, потребителей, реже обращающихся в организацию, «потерянных» потребителей. Опросы проводятся для выяснения, почему потребители выбрали данную организацию, почему они сократили приобретение продукции (услуг), почему решили сменить своего поставщика.
5. Организация работы фокус-групп. Целенаправленный опрос небольшой группы в отношении удовлетворенности отдельными характеристиками продукции (услуги).
6. Обеспечение деятельности потребительских консультационных групп. Деятельность группы потребителей, периодически нанимаемых организацией для обратной связи и консультаций по вопросам совершенствования работы.
7. Сбор жалоб, предложений и комментариев потребителей. Формирование системы сбора, классификации и доведения информации о жалобах и предложениях потребителей до персонала организации.
Об удовлетворённости потребителей можно судить также на основе б) внутренней информации, формирующейся в результате осуществления договорной и всей производственно-хозяйственной деятельности, используется анализ важнейших показателей работы организации: рост числа клиентов в целом, в том числе постоянных потребителей; продолжительность взаимодействия с ними; количество пролонгированных и расторгнутых договоров; рост объемов производства и завоевание новых рынков и т.д.