Этапы разработки автоматизированных информационных технологий.

Тема 4. Проектирование и организация информационных систем менеджмента.

ПЛАН

Этапы разработки автоматизированных информационных технологий. 3

Технология постановки задач. 7

Основные понятия, цели и задачи технологического обеспечения. 12

Роль пользователя в создании АИС и АИТ. 12

Режимы автоматизированной обработки информации. 14

Выводы.. 17

Список литературы.. 19

Этапы разработки автоматизированных информационных технологий.

Жизненный цикл (ЖЦ) АИТ/АИС — период создания и использования АИС (АИТ), охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизиро­ванной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

Стадии создания АИС и АИТ:

I. Предпроектная стадиявключает два этапа:

Первый этап: сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, рупповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов.

Второй этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)

II. Проектирование делится на:

техническое проектирование - ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте

рабочее проектирование - в его процессе осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ

Проектирование АИС и АИТ - процесс создания и внедрения проектов комплексного решения экономических задач по новой технологии, т.е. детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение. В каждом подразделении организации должен быть назначен сотрудник, ответственный за проектирование и внедрение АИС и АИТ, который собирает нужную информацию, подбирает технику и программные средства, ведет обучение персонала, руководит внедрением и анализом функционирования ИС.

III. Внедрение включает в себя:

1-й этап — подготовка к внедрению — установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка баз данных и опытная эксплуатация программ, обучение персонала;

2-й этап — проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала;

3-й этап — сдача в промышленную эксплуатацию; оформляется актами приема-сдачи работ. ввод системы в действие, подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний, сдача в промышленную эксплуатацию

IV. Анализ функционирования/эксплуатации предполагает промышленную эксплуатацию — кроме повседневного функционирования включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.

Основополагающими принципами создания АИТ/АИС являются следующие:

Принцип системности: система - совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных определенной цели.

Принцип развития: АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений

Принцип совместимости: обеспечение способности взаимодействия систем различных видов, уровней в процессе совместного функционирования

Принцип стандартизации и унификации: необходимость применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС

Принцип эффективности: достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании

А также несколько частных принципов:

§ Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ

§ Принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за заказчиком - будущим пользователем

§ Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений

§ Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота

А также организационно-технологические принципы:

Принцип абстрагирования, т.е. выделение наиболее существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы;

Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов;

Принцип концептуальной общности, т.е. неукоснительное следование единой методологии проектирования;

Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие;

Принцип независимости данных от процессов их обработки, их физической структуры и распределения в технической среде;

Принцип структурирования данных;

Принцип доступа конечного пользования, т.е. пользователь должен иметь средства доступа в БД, которые он может использовать непосредственно (без программирования).

В качестве альтернативных подходов к созданию системы может быть выбран один из методов:

1. Метод "от задачи". Позволяет внедрять каждую задачу по отдельности, практически не принимая во внимание проектные решения, найденные для др. задач.

2. Метод интеграции. Заключается в создании целостной автоматизированной информационной системы, конструируемой из относительно независимых функциональных подсистем, при решении задач которых используются общие массивы для обмена данными определенных видов.

При проектировании автоматизированная информационная технология рассматривается в пяти взаимосвязанных аспектах.

1. Техническом — как аппаратно-коммуникационный комплекс, имеющий конкретную конфигурацию и служащий для обработки и передачи информации.

2. Программно-математическом — как набор статистических, математических, инфологических, алгоритмических и прочих машинно-ориентированных моделей, а также реализующих их компьютерных программ.

3. Методическом — как совокупность средств реализации функций управления по отношению к экономическому объекту — предприятию, объединению, региональному хозяйству.

4. Организационном — как описание документооборота и регламента деятельности аппарата управления.

5. Пооперационном — как совокупность технологических, логических и арифметических операций, реализуемых в автоматическом режиме.

Исходя из реальных условий конкретной предметной области формулируются основные требования к АИТ.

Создание автоматизированных информационных систем и техно­логий в экономике может осуществляться по двум вариантам. Пер­вый вариант предполагает, что этой работой занимаются специали­зированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготов­ки программных продуктов конкретной ориентации (бухгалтерский промышленный учет, бухгалтерский учет в банках, автоматизация конкретных банковских операций и т.п.), их продажи и дальней­шего сопровождения в организациях, эксплуатирующих постав­ленные программные средства и системы. Если АИС и АИТ со­здаются по второму варианту, проектированием и созданием разработок в этой области занимаются проектировщики-программисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется переход на использование новых технических средств, создаются новые информационные технологии и систе­мы.

CASE — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов.

Также под CASE понимают совокупность методов и средств проектирования информационных систем с использованием CASE-инструментов.

В функции CASE входят средства анализа, проектирования и программирования программных средств, проектирования интерфейсов, документирования и производства структурированного кода на каком-либо языке программирования.

Классификация по типам отражает функциональную ориентацию средств на те или иные процессы жизненного цикла разработки программного обеспечения, и, в основном, совпадают с компонентным составом крупных интегрированных CASE-систем, и включает следующие типы:

ü средства анализа — предназначены для построения и анализа модели предметной области;

ü средства проектирования баз данных;

ü средства разработки приложений;

ü средства реинжиниринга процессов;

ü средства планирования и управления проектом;

ü средства тестирования;

ü средства документирования.

Наши рекомендации