Цикличность распространения инноваций, этапы и жизненный цикл инновационного процесса
Динамика инноваций носит цикличный характер, который связан с волнообразной формой НТП и жизненным циклом продукции.
Жизненный цикл продукции- одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Чаще всего его представляют в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, который охватывает период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка.
Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на пять основных этапов:
1) внедрение;
2) начальный рост (в некоторых учебниках - фаза роста);
3) последующий рост (фаза созревания);
4) зрелость (насыщение);
5) спад.
Мероприятия НТП относятся к одной из главных составляющих внешней среды;
косвенного воздействия, которая оказывает влияние на функционирование предприятия.
Научно-технические разработки на первоначальных этапах жизненного цикла товаров предполагают повышение затрат на НТП при отрицательных или малых позитивных результатах.
Целесообразность инвестирования в продукт или процесс обусловлена соотношением результатов и затрат следовательно. Знание технологического предела позволяет избежать необоснованных затрат.
Технологический предел- невозможность (или нецелесообразность) улучшения количественных и качественных параметров продукта (процесса) за счет мероприятий НТП.
Технологический предел обусловливает необходимость перехода к новому изделию (процессу) на базе новых знаний (следующая волна НТП).
Технологический разрыв - промежуток между смежными парами волн НТП, характеризующий переход от одной технологии к другой.
Виды инноваций:
1) Базисные реализуют крупнейшие изобретения (формируются новые направления, создаются новые отрасли).
2) Крупные - формирование новых поколений техники в рамках разработанного направления.
3)Средние - реализация базового направления (изобретения) через создание новых моделей и модификаций данного поколения техники, которые заменяют устаревшие модели более эффективными.
4) Мелкие – улучшение потребительских и производственных параметров выпускаемой модели техники.
Цикличность распространения инноваций отражается в инновационном процессе, который представляет собой преобразование научного знания в инновацию. Совокупность этапов инновационного процесса называется его жизненным циклом.
Характеристика этапов жизненного цикла инновационного процесса:
1. Фундаментальные исследования - На этом этапе проводятся теоретико-экспериментальные работы, разрабатываются концепции и дается оценка их технической осуществляемости. Основным источником финансирования первого этапа являются средства государственного бюджета на безвозвратной основе.
2. Прикладные исследования - Моделирование, конструкторская разработка новшества, лабораторные испытания, создание действующих моделей, опытных образцов. Мероприятия на этом этапе финансируются за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе) и заказчиков. Инвестирование этого этапа связано с повышенным риском. Организации, осуществляющие рискоинвестиции, называются венчурными.
3. Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки - Практическая реализация данного этапа осуществляется в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, в опытных производствах, научно-производственных подразделениях промышленной организации. Источники финансирования: средства государственного бюджета, заказчиков, собственные средства.
4. Коммерциализация новшества и диффузия инновации - Превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Выход на рынок осуществляется по этапам жизненного цикла продукта. Процесс масштабного распространения и использования инновации в различных отраслях экономики называется диффузией.
Важной характеристикой жизненного цикла инновационного процесса является его скорость - инновационный лаг, который представляет собой временной интервал с момента возникновения инновационной идеи до возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
Анализ этапов жизненного цикла инновационного процесса позволяет определять период совпадения роста производства и минимальных затрат, сопоставлять жизненный цикл инновации с жизненным циклом изделия, прогнозировать тенденции в динамике выпуска продукции с учетом цикличности распространения инноваций.
96. Экономическое содержание понятия «качество продукции», факторы, показатели и измерители качества
Качество - совокупность потребительских свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять потребности.
Свойство продукции - объективная особенность товара, которая может проявиться при создании, эксплуатации или потреблении.
Термин «эксплуатация» применяется к продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс. Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании расходуется сама.
Уровень качества - количественное выражение степени пригодности продукции для удовлетворения конкретной потребности в ней по сравнению с соответствующими базисными показателями при фиксированных условиях производства.
Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей.
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые определяют ее качество.
Факторы, влияющие на качество продукции, подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние зависят от деятельности предприятия и включают технические, организационные, экономические (политика ценоообр., материального стимулирования за высокое качество) и социально-экономические (моральное стимулирование, создание благоприятных условий труда).