При этом важнейшей характеристикой документа является его идентифицируемость, обеспечиваемая наличием соответствующих реквизитов. 3 страница
Стандарты ISO предусматривают, что дополнительные сведения об адресанте документа (почтовый адрес, телефон, телекс, телеграфный адрес и т.д.), которые нельзя поместить в соответствующем поле в верхней части бланка, указывают в дополнительной зоне исходящих сведений в нижней части бланка. По ГОСТ Р 6.30-2003 эти сведения указываются только в верхней части бланка. Поле адреса стандартами ISO предназначено для указания одного или двух адресатов. В российском стандарте предусмотрено указание на документе от одного до четырех адресатов.
1.2.4. Нормативные правовые акты межведомственного и ведомственного характера
Важную часть нормативной базы управления документами в части подготовки и оформления документации составляют нормативные правовые акты межведомственного и ведомственного характера, издаваемые органами исполнительной власти федерального уровня.
Наиболее полным общеотраслевым документом, регламентирующим работу с документами, остается принятая архивной службой страны в 1988 г. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения» (ГСДОУ). ГСДОУ устанавливает единые принципы и правила документирования управленческой деятельности, а также организации работы с документами в учреждениях. Положения ГСДОУ получили развитие в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации (утв. Приказом Министра культуры и массовых коммуникаций РФ от 08.11.2005 № 536).
Значительную часть нормативно-методической документации по обеспечению управления документами разрабатывает и распространяет Всероссийский научно-иследовательский институт доку-ментоведения и архивного дела (ВНИИДАД).
Различные ведомства и органы государственного управления также сами разрабатывают и применяют аналогичные документы, разработанные другими организациями, с учетом специфики той или иной сферы деятельности.
В связи с этим следует упомянуть Межкорпоративный стандарт «Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения управления» (разработка Гильдии управляющих документацией), а также «Европейские типовые требования к автоматизированным системам электронного документооборота. Спецификация MoReq» (утв. Европейской комиссией — руководящим органом Евросоюза).
На основе рассмотренных правовых актов и нормативно-методических документов в организации или учреждении разрабатываются нормативные документы (положения, инструкции, методические указания и рекомендации), регламентирующие управление документами с учетом конкретных условий.
Лекция 2
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
Для обеспечения придания документам таких свойств, как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования (см. разд. 1,1.1), необходимо придерживаться определенных правил и процедур оформления документов.
В действующем ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», кроме понятия «документ» дано и уточняющее понятие «официальный документ». Официальным, т.е. имеющим право на использование в организации, может считаться только документ, «созданный юридическим (учреждение или чиновник) и физическим (гражданином) лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке».
Управленческий документ представляет собой сложную информационную совокупность, характеризующуюся множеством различных параметров: тип носителя, формат, правила расположения информации по полю документа, состав информационных элементов, которые называются реквизитами (подпись, оттиск печати, текст, название документа и т.д.).
Каждый реквизит является законченным информационным элементом, т.е. содержит полную информацию по своей локальной теме: авторство, возможность доступа для прочтения, место хранения и т.д. Реквизиты могут быть графическими (герб, эмблема, оттиск печати), но в основном текстовыми. Текстовые реквизиты бывают простыми, состоящими из одного-двух слов или цифр (номер листа), или сложными, в свою очередь включают несколько достаточно самостоятельных частей (грифы утверждения, согласования, адресат и др.).
Часть информации реквизитов может быть заранее внесена в шаблон (бланк) будущих документов, она называется постоянной частью. Дополняющая, конкретизирующая информация вносится при этом только при оформлении конкретного документа и называется переменной частью.
Совокупность реквизитов для конкретного документа с определением их взаимного расположения составляет его формуляр. При создании унифицированной системы документации или группы документов разрабатывается, как правило, формуляр-образец. Он представляет собой графическую модель построения множества документов. Устанавливает форматы бумаги, размеры полей, расположение всех частей (постоянных и переменных) реквизитов, характерные именно для этой группы документов, и определяет необходимые для их размещения площади.
Принятая в формуляре-образце последовательность расположения реквизитов должна отражать наиболее часто применяемый вариант при наличии некоторых различий в конкретных документах исходного множества. Это свойство документов позволяет не только успешно совершенствовать исторически сложившиеся («традиционные») процессы документирования, но и, определив общие принципы архитектуры управленческих документов, перейти к автоматизированному проектированию необходимых документов в рамках компьютерных технологий.
Формуляр-образец может быть представлен в виде как чертежа, содержащего план размещения реквизитов, так и описания реквизитов с указанием последовательности их оформления и взаимного расположения в границах выделяемых площадей. В практике традиционных технологий больше предпочтение отдается первому варианту или сочетанию обоих, в компьютерных технологиях — описательному варианту.
Формуляр, характерный для документов определенного вида (письма, протоколы, акты и т.д.), называется типовым формуляром.
Государственным стандартом 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца» установлены:
• форматы бумаги, применяемые для фиксации информации (текстов) управленческих документов: от A3 до А6 с горизонтальным (альбомным) и вертикальным (книжным) расположением текста;
• служебные поля, ограничивающие рабочее поле для внесения собственно документной информации: поле подшивки не менее 20 мм, левое, нижнее и правое поле не менее 10 мм;
• конструкционная сетка, определяющая размеры применяемых шрифтов и пробелов между частями текста с ячейкой,
з*
равной или близкой к шагу письма канцелярской пишущей машины (2,6 х 4,25 мм, что чуть меньше, чем размер шрифта Times New Roman Cyr 14, применяемого в компьютерных текстовых процессорах).
По стандарту конструктивным элементом при проектировании форм может являться как отдельная ячейка, например для номера листа документа, так и базисный прямоугольник, включающий две и более ячейки.
Требования к минимальному составу реквизитов, придающих документам юридическую силу, определяются двумя государственными стандартами на управленческую документацию: ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения» и ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца».
Оба стандарта устанавливают почти идентичные состав и форму записи реквизитов, придающих документной записи юридическую силу документа и поэтому называемых обязательными:
• наименование организации — создателя документа (которое допускается записывать на машиночитаемых документах только в сокращенной форме) и его код;
• наименование документа (формы) и его код;
• дата документа;
• подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа, или код (электронная подпись) лица, утвердившего документ;
• местонахождение организации — создателя документа или ее почтовый адрес, включаемый то в состав обязательных (по ГОСТ 6.10.4-84), то в состав дополнительных (по ГОСТ 6.10.5-87) реквизитов. Но в практике работы с документами только реквизитов, придающих им юридическую силу, недостаточно. На документе в процессе его создания и обработки должно быть представлено значительно большее количество служебных сведений, совершенно необходимых для его нормального использования в системах управления. Наиболее полно и по составу, и по содержанию перечень реквизитов управленческих документов, расположение, правила и варианты их оформления установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Государственные (национальные) стандарты в соответствии с общегосударственной политикой в области стандартизации носят рекомендательный характер. Однако это не означает, что организации могут не придерживаться предписываемых им правил оформления документов. Любая организация участвует во внешнем для нее информационном обмене, поэтому оформленный с нарушением единых правил документ может быть признан другой организацией не имеющим юридической силы и как следствие не будет использован в необходимом авторам объеме. Самостоятельные разделы, более или менее подробно повторяющие положения данного стандарта (или его предыдущей редакции), обязательно включаются в инструкции и правила по ведению делопроизводства на любом уровне управления. Достаточно подробно эти требования изложены практически во всех пособиях по вопросам документационного обеспечения управления.
Соблюдение данного стандарта является необходимым условием для перехода на компьютерные технологии, так как и при автоматизации документооборота продолжает действовать положение, согласно которому электронные документы при распечатке их на бумаге должны соответствовать требованиям действующих норм.
2.2. СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ И ПРАВИЛА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
Нормативно определены требования к оформлению и размещению на документе 30 реквизитов:
1
— Государственный герб Российской Федерации;
2 — герб субъекта Российской Федерации;
3 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
4 — код организации;
5 — основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);
имеют применение только в границах конкретной системы документации. Однако, поскольку конкретный состав реквизитов и порядок их оформления зависят от вида документа, а некоторые реквизиты являются взаимоисключающими, то на конкретном документе их будет меньше.
Часть реквизитов вносится полностью, частично, или для них выделяется место при проектировании бланков документов.
Государственный герб Российской Федерации (01). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» воспроизведение Государственного герба Российской Федерации является обязательным:
• на бланках Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
• на бланках центральных органов федеральной исполнительной власти, а также дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей;
• на бланках органов государственной власти.
Герб субъекта Российской Федерации (02) размещается на бланках документов органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Использование герба регламентируется соответствующими нормативными актами (законами, уставами, конституциями и т.д.) субъектов РФ.
Гербы могут быть напечатаны в черно-белом или цветном изображении. Изображение герба на бланках с угловым расположением реквизитов помещают на верхнем поле бланка над серединой строк реквизита «Наименование организации», а на бланках с продольным расположением реквизитов — в центре верхнего поля. Допускается также размещение герба на части площади, занимаемой реквизитом «Наименование организации», т.е. ниже границ верхнего поля документа.
Эмблема организации или товарный знак {знак обслуживания) (03) проставляется на бланках документов в соответствии с Законом РФ от 23.09.1992 № 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Эмблему не воспроизводят на бланке, если на нем помещен Государственный герб Российской Федерации или герб субъекта РФ. Изображение эмблемы должно быть зарегистрировано согласно установленному порядку, а в уставе или в Положении об организации должно быть указано о размещении на бланках эмблемы.
Изображение эмблемы организации на бланках соответствует порядку размещения на них гербов. Размеры эмблемы не должны превышать ширину площади, занимаемой на бланке реквизитом «Наименование организации».
Код организации (04) является своеобразным подтверждением правомочности организации — автора документа. Коды организаций проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Коды ОКПО состоят из 8 знаков. Органы власти и управления код организации проставляют по Общероссийскому классификатору органов власти и управления (ОКОГУ).
Реквизит входит в состав реквизитов бланка письма и указывается под реквизитом «Справочные данные об организации».
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (05) проставляется в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами. ОГРН представляет собой 13-значный цифровой код. В бланках писем указывается наряду с кодом ОКПО под реквизитом «Справочные данные об организации».
Идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (06) проставляется в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами. ИНН юридического лица — это 10-значный цифровой код, КПП — 9-значный код. ИНН/КПП указывается в бланках писем, так же как коды ОКПО и ОГРН.
Наименование организации (07) является собирательным обозначением реквизита автора документа. Автором документа может быть организация, ее структурное подразделение или должностное лицо.
Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах (учредительном договоре, уставе или положении), например:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
(ГУУ)
Наименования организаций субъектов РФ, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках — русском и национальном. Наименования на русском и национальном языках размещают на одном уровне: наименование на русском языке рекомендуется размещать слева, а на национальном — справа, если в нормативных актах субъектов РФ не установлен иной порядок.
Наименование коммерческой организации на иностранном языке приводится только в том случае, если оно зафиксировано в уставных документах. Например:
Сокращенное наименование организации приводят в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Сокращенное наименование (в скобках) помещают ниже полного.
Наименование филиала, территориального отделения, представительства, структурного подразделения организации указывают в том случае, если в организации право подписи документов предоставлено нескольким уровням иерархии должностных лиц. Наименование подразделения располагают ниже наименования организации. Эту часть реквизита можно вносить в бланк непосредственно при оформлении документов на зарезервированную свободную строку, например:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт информационных систем управления
Автором документа может быть и должностное лицо, представляющее организацию. Сведения о конкретном авторе обязательны на внутренних документах организации, но его авторство, как правило, отражается в подписи, хотя вновь входит в практику и регламентировано оформление бланков должностных лиц (см. рис. 5.4 ГОСТ Р 6.30-2003).
Наименования организаций субъектов РФ, имеющие наряду с государственным языком государственный язык субъекта РФ, печатаются на двух языках. Наименование на языке субъекта РФ должно помещаться ниже наименования на русском языке или правее его. Наименование на иностранном языке может появляться на документе только в тех случаях, когда оно закреплено в уставе (положении об организации). Наименование на иностранном языке располагают в документе так же, как и при использовании языка субъекта РФ.
Если документ готовится совместно двумя или более организациями, то он составляется не на бланке, а на чистом листе бумаги. В этом случае наименования организаций печатаются при изготовлении документа и размещаются в соответствии с их положением в иерархии органов управления: наименование нижестоящей организации располагают ниже наименования вышестоящей организации, наименования равных организаций располагают на одном уровне.
Справочные данные об организации (09) являются принадлежностью бланка письма. Реквизит включает: почтовый адрес организации; номера телефонов, факсимильной связи, код телекса, адрес электронной почты, интернет-адрес и при необходимости другие сведения.
Почтовый адрес организации в справочных данных бланка указывается в том же порядке, как и в реквизите «Адресат».
Наименование вида документа (10) является одним из важнейших реквизитов, поскольку с первого взгляда позволяет судить о назначении данного документа, определяет общий состав реквизитов и структуру текста. Наименование видов применяемых распорядительных документов регламентируется уставом (положением об организации). Наименование вида проставляется на всех документах, за исключением писем и факсограмм, и печатается, как и изображения гербов и эмблем, центрованно прописными буквами, например:
ПРИКАЗ, ПОСТАНОВЛЕНИЕ, АКТ, ДОГОВОР
Датой (11) большинства документов является дата его подписания или утверждения, но, например, для протокола, акта — это дата проведения мероприятия (заседания, проверки).
В большинстве управленческих документов принят цифровой способ написания даты (например, 14.07.2008) или же в соответствии с международным стандартом (2008.07.14). В текстах нормативных документов, а также документах, содержащих сведения финансового характера, часто применяется словесно-цифровой способ оформления дат (14 июля 2008г.).
В факсограммах, телеграммах и телефонограммах и других документах в состав даты входит и указание часов и минут (например, 2008.07.14 13:42). Их написание регламентируется только международным стандартом.
Если авторами документа являются несколько организаций или лиц, то датой документа является наиболее поздняя дата подписания. При оформлении рукописных документов дата, как правило, ставится рядом с (под) подписью.
Кроме того, дата как составная часть входит в целый ряд других реквизитов: от грифа утверждения до отметки о получении документа. Постоянной части дата не имеет, но на документах в бланках, штампах, при оформлении реквизитов сплошной линией обозначается место ее расположения.
Регистрационный номер документа (12) — цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации. Наличие на документе регистрационного номера свидетельствует о том, что он включен в информационную базу данных по документам организации, находится под контролем и ответственностью организации.
Для внутренних документов (например, приказов) это обычно порядковый номер с начала года. Для исходящих и входящих писем он, как правило, обычно складывается из нескольких частей. Например: 34-28/1467, где 34 — номер структурного подразделения, 28— номер дела по номенклатуре, 1467— порядковый номер отправляемого документа. Предложенная структура индексов не носит нормативного характера и часто дополняется другими обозначениями, имеющими для конкретной организации уточняющее смысловое понятие, так, номер приказа дополняют годом его создания: 124-2008.
На документах, составленных совместно несколькими организациями, регистрационные номера проставляют через косую черту в порядке указания авторов на документе: 106/75.
В документах место расположения реквизита входит в состав
реквизитов бланка и обозначается значком №______
Ссылка на регистрационный номер и дату ('инициативного) документа (13) входит в состав бланка письма и оформляется в виде отметки:
На № от
Наличие этого реквизита исключает необходимость упоминания регистрационного номера и даты поступившего документа в тексте ответного документа, например: «На ваше письмо от... №... сообщаем...» и т.п. Сведения в реквизит переносятся с поступившего документа.
Место составления или издания (14) документа обязательно указывается в том случае, если затруднено его определение по реквизитам «наименование организации» (например, Московский...) и отсутствуют справочные данные об организации. Место составления или издания указывают с учетом принятого административно-территориального деления. Оно должно включать только общепринятые обозначения и сокращения. Например: г. Пушкино Московской области
или:
с. Ивантеевка Пушкинского района Московской области.
В письмах этот реквизит входит в почтовый адрес. Сокращение «г.» в этом реквизите не принято ставить при написании названий городов, оканчивающихся на «град» («бург»), другие сокращения проставляются также по общепринятым правилам: поселок — пос, село — с, станица — ст.
Многие реквизиты вносятся в конкретные документы уже в процессе их изготовления (создания) и последующей обработки. Например, оформление приказа руководителя включает несколько реквизитов, большинство из которых находят свое отражение в реквизитах документа.
Таблица 2.2
Заголовок к тексту (18) — это краткое содержание документа. Наличие заголовка сокращает время обработки документа при его регистрации и последующего поиска. Поэтому он обязателен для всех документов, за исключением писем, оформленных на бланках формата А5. Заголовок должен грамматически согласовываться с наименованием вида документа:
Письмо, приказ, заявление, отчет, положение и т.д. (о чем?):
• об оказании материальной помощи;
• о предоставлении информации;
• о невыполнении договорных обязательств;
• о бухгалтерии. Протокол, план (чего?):
• собрания акционеров;
• заседания ученого совета;
• работы ревизионной комиссии. Должностная инструкция (кого?):
• менеджера по продажам;
• бухгалтера.
Текст документа (20) составляют на государственном языке Российской Федерации или на государственных языках субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов РФ. Тексты документов оформляют в виде связного текста, таблиц, анкеты или в виде соединения этих структур.
При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете» или «были», «находились» и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны быть согласованы с наименованиями признаков.
Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками.
Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) — решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (приказы — распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления — просьбу без пояснения).
В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации — автора документа, дату документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту.
Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д., то его можно разбить на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.
В приказах, распоряжениях и других документах организаций, действующих на принципах единоначалия, а также на документах, адресованных руководству организации, текст излагают от первого лица единственного числа: «приказываю», «предлагаю», «прошу».
В документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа: «постановляет», «решил(а)».
В совместных документах текст излагают от первого лица множественного числа: «приказываем», «решили».
Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа: «слушали», «выступили», «постановили», «решили».
В положениях и инструкциях, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений, а также актах и справках, содержащих описание, оценку фактов или выводы, используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа: «отдел осуществляет функции», «в состав объединения входят», «комиссия установила».
В письмах используют разные формы изложения содержания:
• от первого лица множественного числа: «просим направить», «направляем на рассмотрение»;
• от первого лица единственного числа: «считаю необходимым», «прошу выделить»;
• от третьего лица единственного числа: «министерство не возражает», «кафедра считает возможным».
При изготовлении документа на нескольких листах для второй и последующих страниц используют чистые листы бумаги того же формата и нумеруют их, номера проставляются посредине верхнего поля листа.
Отметка о наличии приложения (21). Этот реквизит оформляется различно, в зависимости от документа, на котором проставляется. Так, этот реквизит особенно часто используется в сопроводительных письмах, поэтому подробно описано несколько способов оформления отметки о наличии приложения. В письмах отметка о наличии приложения размещается непосредственно подтекстом без абзаца. Если документ-приложение назван в тексте, то отметку о наличии приложения оформляют следующим образом:
Приложение: на 5 л. в 2 экз.
Если документ имеет приложение, не названное в тексте письма, то в отметке о приложении указывают его наименование, количество листов и количество экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют, например:
Приложение: 1. Положение об Управлении регионального кредитования на 5л. в 1 экз.
2. Правила подготовки и оформления документов Управления регионального кредитования на 7л. в 2 экз.
Если документ-приложение также имеет приложения, то отметка об их наличии оформляется следующим образом:
Приложение: Договор от 31.07.2008№ 7и приложения к нему, всего на 9л.
Если приложения к документу сброшюрованы, указывается только количество экземпляров: Приложение: в Зэкз.
Или, если документ направляется нескольким корреспондентам, а приложение только одному из них, отметка о приложении имеет вид:
Приложение: на 2л. в 1 экз. в первый адрес.
Приложения к актам, справкам, договорам и другим документам оформляются аналогично.
В распорядительных документах, нормативных актах и документах, содержание которых дополняется или поясняется приложениями (протоколами), сведения о наличии приложений указываются в тексте, например: «Утвердить инструкцию по учету и хранению документов (приложение 1)» или «список прилагается».
На самом приложении, на верхнем поле справа вписывается или указывается заранее:
Приложение к письму (приказу, протоколу) от 20.05.2008 № 46
При рассылке приложений без нормативного акта отметки о приложении заменяют на гриф его утверждения соответствующим актом:
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора предприятия от 20.05.2008№ 46
Гриф согласования (23) — это письменная фиксация факта предварительного рассмотрения вопросов, представленных в проекте документа всеми заинтересованными в его содержании и оформлении сторонами. Согласование может быть внешнее и внутреннее. Внешнее согласование, а также согласование с внутренними коллегиальными органами оформляется грифом согласования. Он