Показатели, характеризующие уровень использования судна (флота в целом) по загрузке, по вместимости (формулы для расчета этих показателей и пределы изменения их).
Коэфф. загрузки судна - αзагр - это отношение между полезной грузоподъемностью судна (Дч) и объемом грузовых помещений (W).
Коэфф. использования чистой г/п – αдч < 1; α = ΣQl/ ΣДчL
Количество тонн груза на тонну грузоподъемности т-груза/т-грузоподьемности.
Коэффициент использования грузовместимости αw < 1 - степень использования грузовместимости
Показатели провозной способности судна за эксплуатационный период.
Это количество груза, перевезенного судном за определенный промежуток времени (обычно за навигационный период), либо количество грузов, умноженное на дальность их перевозки за тот же период. Измеряется соответственно в тоннах или тонно-милях.
ΣПТ = α*β*Дч*r (тонн), где
- коэффициент использования чистой грузоподьемности судна α = ΣQl/ ΣДчL
коэффициент переменности груза: β = L/l (для каждого участка рейса)
Дч – чистая г/п (тонн);
R – количкство круговых рейсов за эксплуатационные период.
ΣПтм = ΣПТ * l (тонномили), где
1- средняя дальность перевозок за эксплуатационный период (мили).
36. Понятия: производительность тонны грузоподъемности и судна в целом (определение, формулы для их расчета).
Производительность одной тонны грузоподъемности судна в валовые сутки – зависит от коэффициента использования грузоподъемности, суточной скорости хода и коэффициента ходового времени
μ = α* Ve*εх
Пути повышения провозной способности судна за эксплуатационный период (пути должны основываться на анализе развернутой формулы показателя).
провозная способность, тонны ΣПТ = α*β*Дч*r, где
коэффициент использования чистой грузоподъемности судна α = ΣQl/ ΣДчL
коэффициент переменности груза: β = L/l (для каждого участка рейса)
Дч – чистая грузоподъемность
r - количество круговых рейсов, которые судно выполняет за эксплуатационный период: r = Te/tp ,
После анализа всех составляющих формулы, можно сделать вывод ,что повышение значения каждого из показателей приведет к увеличению провозной способности судна, а именно:
· увеличение кол-ва перевозимого на судне груза
· уменьшение длины участков перехода, соответственно уменьшение объема запасов и увеличение эксплуатационной скорости, сокращение времени в пути.
· увеличение кол-ва рейсов
Пути повышения производительности тонны тоннажа (пути должны основываться на анализе развернутой формулы показателя).
μ = α* Ve*εх
α = ΣQl/ ΣДчL
Ve = L/tx
εх = tх/tр
Следовательно, повышение производительности тонны тоннажа возможно за счет:
· уменьшения длины и количества балластных переходов
· уменьшения времени рейса