Способы управления спросом на электроэнергию

Управление спросом может осуществляться с помощью административных и экономических методов. Внеэкономические методы административного управления подразумевают ограничения и отключения потребителей. Такая мера позволяет за счет прекращения электроснабжения некоторой доли потребителей не допустить отключения энергетического оборудования технологическими защитами, предотвращающими его разрушение из-за перегрузок. В противном случае могут возникнуть неуправляемые массовые сбои электроподачи с последующим длительным сроком восстановления. В мировой и отечественной практике к внеэкономическим методам стараются прибегать только для предупреждения и ликвидации аварийных режимов в энергосистемах. Экономические методы, в отличие от административных, не лишают потребителей доступа к электроэнергии. Они делают электропотребление выгодным или невыгодным в зависимости от условий работы энергосистемы и по своей сути являются рыночными. Такой способ управления спросом не подразумевает жестких ограничений, приводящих к сокращению продаж электроэнергии и потере энергопредприятиями доходов, а также полноценнее корректирует режимы электропотребления - позволяет не только сглаживать пики, но и заполнять провалы.
К экономическим методам можно отнести: увеличение цен на энергию и мощность в периоды высокого спроса или при дефиците генерирующих мощностей; повышение платы за присоединение к сети в узлах высокого спроса; скидки для потребителей, уменьшающих мощность своей нагрузки в установленное время; поощрение энергосберегающей политики путем снижения налогов и предоставления различных льгот.

Примером реализации экономических методов управления спросом на электроэнергию служит технология добровольного ограничения нагрузки (ДОН). ДОН предусматривает стимулирование сокращения энергопотребления посредством выплат за каждый сэкономленный потребителями кВт·ч, причем размер указанных выплат существенно превышает стоимость электроэнергии на оптовом рынке. Источником средств финансирования ДОН является оптовый рынок электроэнергии. В ДОН может участвовать любой конечный потребитель независимо от того, включен ли он в графики ограничений. Если предприятие по каким-либо причинам не желает снижать электропотребление за вознаграждение, то оно в случае недостаточности режима ДОН ограничивается административно. Таким образом, потребителям предоставляется выбор:
добровольно в первоочередном порядке сократить потребление электроэнергии и получить за это компенсацию; ограничить нагрузку в соответствии с административно установленным графиком во вторую очередь, после участников ДОН, но при этом бесплатно.

С точки зрения энергосистемы, управление спросом приносит ряд выгод, связанных с изменением характера графика нагрузки, заполнением провалов графика нагрузки, срезанием пиков нагрузки. Это влияет на режим электропотребления.

Экономические выгоды могут выражаться в виде уменьшения капиталовложений, снижения эксплуатационных расходов, экономии топлива, повышения КПД и снижения потерь в системе со стороны потребителя. Управление спросом снижает стоимость электроэнергии, предоставляет возможность выбора вида услуг, усиливает контроль за расходами на электроэнергию и может обеспечить дополнительные услуги, такие как охранная сигнализация и доступ к информационной системе. Общество в целом также выиграет от более эффективного использования энергоресурсов и дальнейшего развития техники.

Необходимо учитывать при цено­образовании товара «электрическая энергия», является то, что спрос на электроэнергию колеблется во времени. Днем промышленные и быто­вые потребители потребляют больше электроэнергии, чем вечером, зи­мой - больше, чем летом. Готовность энергосистемы удовлетворить пи­ковый подъем спроса обеспечивается за счет содержания произ­водственных мощностей, которые в другое время не используются. Во всех странах с развитой рыночной экономикой применяется пикообразное ценообразование, при котором существуют более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса и низкие - в прочие периоды (зимой цены выше, а летом ниже).

Ценообразование в РФ не построено на рыночных представлениях о затратах, и поэтому постоянные издержки зимой раскладываются на больший объем производимой электроэнергии, чем летом. В результате получается, что себестоимость 1 кВтч электроэнергии ниже зимой, чем летом. Подобное ценообразование не стимулирует потребителей к вырав­ниванию графика нагрузки энергосистемы, следствием этого являются значительные перепады в загрузке производственных мощностей и удо­рожание электроэнергии. При построении цен на электроэнергию важно учитывать, что издержки на производство единицы электроэнергии (1 кВт) в период пикового спроса включают стоимость дополнительных производственных мощностей на производство и транспортировку про­дукции. Потребность людей в электрической энергии в каждый момент вре­мени имеет свой предел, причем этот предел с течением времени меня­ется. В периоды экономического подъема и по мере роста благосостоя­ния он увеличивается. Спрос как платежеспособная потребность не безграничен и для бы­товых потребителей он зависит от размеров доходов и цены (тарифа) на электрическую энергию. Для промышленных потребителей электрической энергии спрос прямо зависит от величины тарифа на электрическую энергию, от энер­гоемкости производства, от стоимости оборудования, работающего на электричестве. Цены и тарифы на энергетическую продукцию мало подвержены рыночной конъюнктуре, так как, во-первых, спрос на энер­гию практически постоянен, неэластичен, и, во-вторых, топливная про­мышленность и энергетика в основном являются естественными моно­полистами. В этих условиях регулированием цен на энергетическую продукцию занимается государство, устанавливая региональные тарифы на энергию и некоторые виды топлива.

30) Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору – Ростехнадзор и её основные функции

Осуществляя деятельность, связанную с выполнением таких видов работ как строительство, проектирование или инженерные изыскания, нередко приходится обращаться к помощи такой государственной службы как Ростехнадзор.

Это Федеральная служба по атомному, технологическому и экологическому надзору. В функции этого государственного контролирующего органа входит такие услуги как проведение экспертизы промышленной безопасности, выдача лицензий, проведение экспертиз проектной документации, технических устройств, деклараций промышленной безопасности, а также зданий и сооружений.

Кроме того, в компетенции Ростехнадзора находится техническое диагностирование и неразрушающий контроль, выдача разрешений на применение технических устройств, сертификация оборудования, государственная экспертиза, а также аттестация лабораторий неразрушающего контроля.

Самыми востребованными функциями Ростехнадзора являются разрешение на применение, сертификация и экспертиза промышленной безопасности.

Разрешение на применение технических устройств, которое выдается Ростехнадзором после необходимой сертификации технических устройств, является необходимым разрешительным документом, согласно действующему законодательству, для выполнения различных работ.

Чаще всего потребность в получении разрешении на применения Ростехнадзора возникает для применения технических устройств иностранного производства на опасных производственных объектах.

Типы и виды технических устройств и оборудования, подлежащие обязательной проверке и сертификации, определяются самим Ростехнадзором. Разрешение на применение выдается на единичное техническое устройство, партию либо на тип (вид) технических Ростехнадзора может выдаваться на отдельное устройство, тип оборудования или определенную партию технических устройств.

Можно получить разрешение Ростехнадзора на один аналогичный и соответствующий общим параметрам тип оборудования. Также можно получить разрешение на применение на комплектное техническое устройство, компоненты которого взаимосвязаны и выполняют определенные функции, если все компоненты устройства отвечают требованиям безопасности.

Получить разрешение на применение оборудования импортного производства можно в общем порядке в Госгортехнадзор России. Если устройство импортного производства не соответствует российским государственным требованиям безопасности, соискатель разрешения может предложить независимой комиссии экспертов комплекс мер и мероприятий по достижению этих требований и только после этого получить разрешение на применение.

Экспертиза промышленной безопасности - процедура, находящаяся в компетенции Ростехнадзора, обязательное условие для развития собственного бизнеса, связанного с разными сферами промышленности.

Экспертиза промышленной безопасности - это процедура, проводящаяся экспертами Ростехнадзора, для объективной оценки соответствия промышленного объекта требованиям по технологической, экологической и атомной безопасности, выдвигаемым Ростехнадзором. При проведении экспертизы промышленной безопасности проверке подвергается документация, технические устройства и оборудование, декларация промышленной безопасности и документы по эксплуатации опасных производственных объектов.

Однако перед проведением экспертизы промышленной безопасности необходимо получить разрешение на применение. А для получения этого документа нередко требуется сертификация оборудования. В результате сертификации оборудования эксперты Ростехнадзора проводят проверку технических устройств и подтверждают их соответствие требованиям качества и безопасности.

Сертификация оборудования - не только обязательное условие для применения некоторых устройств, но и выгодный экономический ход, который нередко используют при проведении пиар-кампаний.

Специализированный форум по Ростехнадзору, сообщество экспертов промышленной безопасности.

31) Права и обязанности инспекторов Ростехнадзора

Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственной функции имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от юридического лица, индивидуального предпринимателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки посещать здания, сооружения, помещения в них, другие объекты, подлежащие проверке, и проводить их обследование, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю и надзору, определенные приказом о проведении проверки;

- выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания о проведении обязательного энергетического обследования в установленный срок, а также об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

- давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников.

Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственной функции в пределах своей компетенции обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, копии документа о согласовании проведения проверки (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);

- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- соблюдать сроки проведения проверки;

- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

- принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

32) Энергосбережение

33) Виды рисков на рынке электроэнергии (

Рассмотрим более подробно риски, присущие российским энергетическим предприятиям.

Инвестиционный риск – это риск недополученной прибыли при осуществлении инвестиционного проекта. Минимизировать его возможно в случае перехода на сооружение установок комбинированного энергоснабжения небольшой мощности с использованием прогрессивных газотурбинных установок.

Кредитные риски – риски неплатежей по ссуде, связанные с частичной или полной неплатежеспособностью контрагента к моменту погашения кредита. Для их минимизации проводятся оценка кредитоспособности с привлечением внешних агентств, собственное финансовое моделирование сторон и т. Д.

Рыночные риски обусловлены колебаниями цены в конкурентных секторах рынка и могут включать в себя различные аспекты поведения цен, такие как волатильность, ликвидность, корреляция. Выделяют следующие виды рыночных рисков: Ценовой риск может быть вызван двумя факторами: неопределённостью перспективной динамики цен на природный газ и нерегулярными суточными колебаниями цен на электроэнергию на организованном оптовом рынке; Базовый – риск движения разницы цен на связанные товары в зависимости от их происхождения и качества; Риск изменения стоимости капитала – риск, связанный с изменениями процентной ставки; Временный – риск опережающего разрыва цен при срочных контрактах; Транзакционный – риск влияния крупных транзакций на параметры рынка (например, цену).

Финансовый риск связан с нарушениями финансовых обязательств различными участниками энергетических рынков, в том числе потребителей услуг, а также с недостаточным опытом работы участников конкурентного рынка электроэнергии. В борьбе с данным видом рисков используют страхование, Сделки должны быть сбалансированы в реальном времени, т.к. электроэнергия, в отличие от других энергоносителей, не может храниться на складе.

Регулировочный риск является результатом воздействий органов регулирования энергетики и может проявляться в различных аспектах: ценообразовании, экологическом и налоговом регулировании, стандартах надёжности энергоснабжения, правилах работы на рынках. К таким рискам можно отнести риски тарифного регулирования; риски регулирования в области безопасности (стандарты, технические регламенты); риски экологического регулирования (плата за выбросы вредных веществ в атмосферу, ограничения выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях); специфические налоговые риски (водный налог для ГЭС); риски антимонопольного регулирования и т.д.

Риски тарифного регулирования являются наиболее серьезными, т.к. тарифное регулирование определяет доходную базу бизнеса, в связи с тем, что доля экспорта электроэнергии невелика. При формировании тарифов следует учитывать интересы промышленности, энергокомпаний и социально уязвимых слоев населения.

Технологические риски, выражающиеся в случайных или преднамеренных сбоях в работе оборудования, обусловлены спецификой производства и передачи продукции. Причинами его возникновения могут быть неверный выбор технологического оборудования, ошибки при проектировании, неграмотное управление техническим персоналом и др. Незначительные нарушения технологических процессов могут повлечь за собой аварии различной степени тяжести вплоть до человеческих жертв и экологических катастроф. Снизить влияние данного вида риска возможно с помощью осуществления мер безопасности использования технологического оборудования, своевременного ремонта неисправного оборудования и т.д.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий, таких как регулярная профилактика и ремонт оборудования и проявляется в виде угрозы отказов оборудования, перерывов в подаче энергии потребителям, снижении технической надёжности электро и теплоснабжения.

Энергетическая отрасль является высокотехнологичной и требует высокой квалификации персонала. Для решения кадрового вопроса необходимо осуществить следующие меры: создать привлекательную корпоративную среду с возможностью реализации профессионального потенциала сотрудников; осуществлять адресные инвестиции в наиболее квалифицированных и перспективных менеджеров и специалистов для решения актуальных задач; разработать и внедрить корпоративные стандарты управления.

Риски незавершенности и нестабильности нормативно – правовой базы, регулирующей реформирование и функционирование электроэнергетики. Компании должны опираться в своей деятельности на четкие правила и положения, что является важным условием формирования доверия к рыночным структурам и уверенности среди участников рынка.

Производственные риски – риски потерь вследствие существования неадекватных систем и процедур управления, человеческого фактора или ошибок менеджмента. Для управления данными рисками используются операционные правила и процедуры, утвержденные в виде документа и доведенные руководством до исполнения персоналом и/или аудиторским органом.

Социальные риски возможны в силу того, что электроэнергетика является жизнеобеспечивающей сферой экономики. Ответственность за данную группу рисков ложится, главным образом, на государство, которое посредством введения программы социальной поддержки сможет минимизировать эту группу рисков. Топливные риски: изменение цен на топливо, отсутствие возможности его покупки в необходимых количествах в нужное время, неопределенность с созданием рынка газа и необходимого резерва генерирующих мощностей для рынка электроэнергии.

Стратегический риск связан с разработкой и воплощением бизнес решений и зависит от того, как управленческий аппарат анализирует внешние факторы, оказывающие влияние на стратегическое развитие бизнеса.

Наши рекомендации