Качество продукции как понятие
И.И. Пичурин
Задачник – практикум
по «Управлению качеством»
Учебное пособие
Екатеринбург 2004
АННОТАЦИЯ
В предлагаемом вниманию обучающихся задачнике - практикуме содержатся открытые и закрытые вопросы, а так же задачи, которые являются для студентов необходимым пособием для самостоятельного изучения «Общей теории маркетинга». Прочитав теоретическую часть, и самостоятельно ответив на содержащиеся в задачнике вопросы, студент во время аудиторных занятий имеет возможность получить оценку правильности восприятия им содержащейся в пособии информации и при необходимости получить дополнительное разъяснение от преподавателя.
Тема № 1
Качество продукции как понятие
Открытые вопросы
1. Почему Российская промышленность имеет такое серьезное отставание по качеству по многим видам продукции от развитых стран?
2. Как связана потребность в повышении качества с насыщением рынка?
3. Как переход от индивидуального производства к массовому сказался на качестве продукции?
4. Рассказать о двойственной связи между ограниченностью ресурсов и качеством продукции.
5. Рассказать о новой роли качества в оценке конкурентоспособности продукции.
6. Что мы имеем в виду, говоря о возрастании тяжести экономических последствий от неудовлетворительного качества?
7. Почему взросла роль качества в международной торговле.
8. В чем заключается возросшая роль качества для безопасности людей и экологии.
9. Почему рост образовательного и культурного уровня связывают с изменением отношения к качеству.
10. Чем отличается философский и научно-технический аспекты качества друг от друга?
11. Рассказать о трактовке качества в стандартах серии ИСО – 9000 и почему так важно правильное понимание этого термина.
12. Что такое качество как экономическая категория?
13. Что такое качество проекта и качество изготовления. Привести примеры с указанием разницы между этими понятиями.
14. Почему доля потерь от качества проекта по отношению ко всем потерям от низкого качества самая высокая в Японии?
15. Что должен делать изготовитель, чтобы обеспечить высокое качество эксплуатации изготавливаемой продукции.
Закрытые вопросы
1. Отставание России от развитых стран по качеству объясняется:
а) врожденными пороками социалистической экономики;
б) низкой квалификацией работников промышленности;
в) непониманием важности приоритета качества;
г) несовершенством системы планирования и стимулирования деятельности предприятий.
Назовите наиболее правильный ответ.
2. Для ликвидации в отставания в области качества самым кратчайшим будет путь:
а) обновление парка оборудования у изготовителей продукции;
б) внедрение на предприятиях совершенных методов управления;
в) повышение требовательности со стороны покупателей;
г) приобретение лицензий на технологии изготовления и проекты изделий за рубежом.
Назовите наиболее правильный ответ.
3. Ограниченность сырьевых ресурсов заставляет изготовителей повышать качество продукции в следующих направлениях:
а) повышение долговечности;
б) уменьшение материалоемкости;
в) повышение производительности техники;
г) снижение расхода топлива при использовании техники.
Назовите неправильный ответ.
4. Повышение роли качества в международной торговле означает, что:
а) покупатели страны-импортера знают зачастую не фирму, а страну-изготовителя поэтому каждая страна заинтересована в том, что бы ее имидж был высок;
б) зарубежные покупатели знают, что им возможно придется встретится с трудностями при отказах импортной техники;
в) патриотические чувства могут быть помехой для приобретения импортных товаров и надо иметь большое превосходство в качестве, чтобы преодолеть сопротивление покупателей;
г) требования по безопасности экологичности в странах-импортерах заставляют повышать качество.
Укажите наименее вероятный вариант.
5. 1.Качество продукции при всех условиях является самым главным фактором конкурентоспособности:
2.Цена любой продукции перестала быть главным фактором, определяющим конкурентоспособность.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценки приведенных суждений.
6. 1. Ущерб от ненадлежащего качества возрос потому, что многие производственные процессы взаимосвязаны и остановка одного приводит к остановке остальных.
2. Потребители научились определять ущерб от ненадлежащего качества приобретенной ими продукции и взыскивать его с изготовителя, и поэтому последний стал ощущать экономические последствия своих ошибок.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
7. 1. Жесткие требования по безопасности и экологичности уменьшают прибыль производителей продукции.
2. Требования по безопасности, внесенные национальные стандарты зачастую помогают компаниям в борьбе с импортом.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
8. 1. Свойства любого изделия со временем меняются в сторону ухудшения.
2. Количество свойств, которыми описывается изделие, со временем возрастает.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
9. 1. Количество свойств, характеризующих качество какого-то изделия, если мы говорим о качестве как о философской категории, бесконечно.
2. Количество свойств, характеризующих качество как товароведческую категорию, не может быть больше, чем когда речь идет о научно-технической категории.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
10. Покупатель нового пылесоса убедился, что его надежды на то, что пылесосом можно убирать все нитки с ковра, не оправдались.
Это:
а) низкое качество проекта;
б) низкое качество изготовления;
в) низкое качество эксплуатации.
Укажите наиболее вероятный вариант.
11. Качественной можно наверняка назвать продукцию, если она:
а) соответствует требованиям контракта;
б) соответствует нормативно-технической документации;
в) соответствует представлениям потребителя;
г) соответствует условиям потребления.
Укажите правильный ответ.
12. Чтобы обеспечить высокое качество эксплуатации продукции у потребителя изготовитель должен:
а) помогать при выборе модификации изделия для определенных условий эксплуатации;
б) обеспечивать запасными частями;
в) организовывать диагностирование сложных изделий;
г) следить за соблюдением правил эксплуатации.
Укажите неправильный ответ.
Тема № 2
Показатели качества
Открытые вопросы
1. Что такое показатель качества? Как определяется набор показателей для конкретной продукции?
2. Весь ли набор показателей качества применяется для всех видов продукции. Приведите пример.
3. Что такое показатели назначения. Увеличивается ли со временем их количество для каких то определенных видов продукции.
4. Перечислите показатели назначения для холодильника, телевизора, конфет, минеральной воды.
5. Рассказать о показателях безотказности. Почему им придается такое большое значение в последние десятилетия.
6. Рассказать о показателях долговечности. О связи между долговечностью и ресурсосбережением.
7. Рассказать о показателях ремонтопригодности.
8. Для чего потребителям техники производственного назначения необходимо знание показателей надежности.
9. Рассказать о сохраняемости.
10. Какие показатели экономного использования вы можете привести для автомобиля, паровой турбины, холодильника, пресса для изготовления резиновых манжет.
11. Почему в современных условиях стали особенно важны показатели эргономичности?
12. Зачем необходимы показатели гигиеничности, если по всем вредным воздействиям есть предельно допустимые значения.
13. Как можно использовать показатели гигиеничности в конкурентной борьбе.
14. Рассказать об антропометрических и физиологических показателях.
15. Почему возросла роль психологических показателей в информационной экономике?
16. Что такое эстетические показатели.
17. Рассказать о показателях технологичности.
18. Рассказать о показателях транспортабельности.
19. В чем заключается для потребителя значение показателей стандартизации и унификации.
20. Рассказать об экологических показателях и показателях безопасности.
21. Рассказать о приоритетности различных направлений повышения качества.
Закрытые вопросы
1. В технической характеристике морозильника указан объем камеры. Это показатель:
а) назначения;
б) классификационный;
в) конструктивный.
Укажите неправильный ответ.
2. Время работы между двумя отказами это:
а) средняя наработка на отказ;
б) установленная наработка до отказа;
в) средняя наработка до отказа;
г) вообще не описываемое показателями событие.
Укажите правильный ответ.
3. Показатель g- процентный наработки до отказа означает:
а) процент изделий из партии, у которых наработка до первого отказа превышает определенную величину;
б) процент изделий из партии, у которых средняя наработка превышает определенную величину;
в) процент изделий из партии, у которых наработка до первого отказа меньше определенной величины;
г) процент изделий из партии, у которых средняя наработка меньше определенной величины.
Укажите правильный ответ.
4. 1. Если двигатель самолета выработал свой ресурс, то его дальнейшее применение недопустимо.
2. Если станок перестал обеспечивать требуемую точность изготовления, то его дальнейшее применение нецелесообразно.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных утверждений.
5. В нормативно-технической документации на карусельный станок в качестве показателя долговечности конструктор записал:
а) установленный ресурс до списания;
б) установленный срок службы до списания;
в) средний ресурс до капитального ремонта;
г) установленный ресурс до капитального ремонта.
Укажите правильный ответ.
6. В нормативно-технической документации на дизель-генератор в качестве показателя долговечности указан:
а) средний срок службы до списания;
б) установленный срок службы до списания;
в) установленный ресурс до капитального ремонта;
г) средний ресурс до капитального ремонта.
Укажите правильный ответ.
7. Для того, чтобы определить численность дежурно-ремонтного персонала, необходимое для ремонта данной машины, следует знать:
а) среднюю наработку на отказ;
б) среднюю оперативную трудоемкость технического обслуживания;
в) установленную наработку на отказ;
г) среднюю оперативную продолжительность текущего ремонта;
Какой показатель не нужен для этой цели.
8. Для какого из перечисленных видов продукции наименее вероятно применение показателя сохраняемости:
а) фрукты;
б) лекарство;
в) кирпич;
г) пиломатериалы.
9. 1. Расход материала на изготовление трактора это показатель качества, именуемый показателем экономного использования материалов.
2. Расход электроэнергии на изготовление 1 тонны алюминия, это показатель качества, именуемый удельным расходом электроэнергии.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных утверждений.
10. К гигиеническим показателям легкового автомобиля относятся:
а) температура в салоне;
б) вибрация в салоне;
в) содержание СО2 в выхлопных газах;
г) уровень шума в салоне.
Укажите неправильный ответ.
11. Для пульта оператора нагревательной печи к гигиеническим показателям относятся:
а) освещенность на пульте;
б) скорость движения воздуха на пульте;
в) температура в печи;
г) влажность на пульте.
Укажите неправильный ответ.
12. К физиологическим показателям относятся:
а) усилие, необходимое для перемещения рычага управления;
б) усилие, необходимое для вращения регулировочного винта;
в) скорость, с которой движутся управляемые механизмы;
г) усилие, необходимое для поворота тумблера.
Укажите неправильный ответ.
13. К показателям технологичности относятся:
а) трудоемкость изготовления станка в чел. часах;
б) трудоемкость подготовки станка к эксплуатации в чел. часах;
в) удельная стоимость ремонта, то есть затраты на ремонт деленные на цену станка;
г) удельная стоимость технического обслуживания.
Укажите неправильный ответ.
14. К показателям транспортабельности станка относятся:
а) время, затрачиваемое покупателем на разгрузку при нормальной механизации разгрузочных работ;
б) вес станка в упаковке;
в) количество станков устанавливаемых на железнодорожной платформе;
г) время, затрачиваемое на погрузку.
Укажите неправильный ответ.
15. 1. Расточные станки, изготавливаемые различными российскими заводами, имеют некоторые одинаковые детали. Отношение количества типов этих одинаковых деталей ко всему количеству типов деталей станка называется коэффициентом унификации.
2. В идеале надо стремится к тому, чтобы коэффициент унификации был равен 1.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
16. 1. Показатели гигиеничности и экологичности могут характеризовать одни и те же вредные выделения или воздействия (шум, пыль, вибрацию).
2. Если значения показателей экологичности выше предельно допустимых значений, то цена продукции будет низкой.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных утверждений.
17. Включение показателей безопасности в состав нормативно-технической документации особенно важно для таких видов продукции как:
а) химические агрегаты;
б) винно-водочные изделия;
в) обрабатывающий центр;
г) автомобили.
Укажите неправильные ответы.
18. Проранжируйте по значимости, приведенные ниже показатели для стиральной машины:
а) экологичность;
б) безопасность;
в) уровень шума;
г) продолжительность стирки;
д) расход электроэнергии.
19. Проранжируйте по значимости, приведенные ниже показатели для персонального компьютера:
а) объем памяти;
б) быстродействие;
в) уровень излучения электромагнитных волн;
г) безотказность.
20. Подготовьте набор показателей, которые Вы включили бы в состав нормативно-технической документации для одного из следующих видов продукции:
а) грузовой автомобиль;
б) компьютер;
в) кухонный процессор;
г) цветной телевизор;
д) стиральная машина.
Приводим для примера возможный набор показателей для складского автопогрузчика.
1. Показатели назначения
1.1. Классификационный – грузоподъемность - 3т.
высота подъема - 3м.
1.2. Техническая эффективность:
Скорость на холостом ходу м/мин.
Скорость перемещения с грузом м/мин.
Скорость подъема груза м/мин.
Минимальный радиус разворота м.
Максимальный угол подъема град.
Мощность привода квт.
1.3. Конструктивные:
Высота погрузчика м.
Ширина м.
Длина м.
2. Показатели надежности
2.1. Показатели безотказности
Средняя наработка на отказ час.
Установленная наработка до отказа час.
Установленная наработка на отказ час.
2.2. Показатели долговечности
Установленный срок службы до списания мес.
Установленный срок службы до
капитального ремонта мес.
2.3. Показатели ремонтопригодности
Средняя оперативная продолжительность текущего
ремонта мин.
3. Эргономические показатели
показатели гигиеничности:
Вибрация на сиденье оператора
Уровень шума на рабочем месте в дециб.
4. Эстетические
Целостность композиции 4 балла
5. Показатель технологичности
Установленные затраты на подготовку погрузчика к эксплуатации не должены превышать 5% от его цены.
6. Показатели транспортабельности
На обычную железнодорожную платформу может быть погружено …… погрузчиков, время разгрузки одного погрузчика механизированным путем …….. минут.
7. Показатели стандартизации унификации
Коэффициент унификации с другими погрузчиками
Коэффициент применяемости
Коэффициент повторяемости
8. Коэффициент экономного использования
Расход бензина на 1 час непрерывной работы.
9. Экологический показатель
Выброс углекислого газа не должен превышать………….мл/м3
Пример приведен для того, чтобы облегчить выполнение задания, а не является подлинным набор показателей погрузчика.
22. Подготовить набор показателей для одного из изделий предлагаемой группы:
Ручные механические часы;
Копченая колбаса;
Яблоки определенного сорта;
Мужские ботинки;
Женское пальто.
Тема № 3
Принципы управления качеством
Открытые вопросы
1. Почему с приходом массового производства появилась необходимость в специальном виде деятельности у изготовителя – в контроле качества?
2. Почему во второй половине ХХ века от контроля качества пришлось переходить к управлению качеством.
3. В чем различие между управлением и контролем качества?
4. Почему недостаточно следить за требованиями потребителей, почему их надо опережать?
5. От кого можно узнать, что будет нужно потребителю в будущем?
6. Для всех ли видов продукции справедливо утверждение, что качества нельзя добиться путем проверки?
7. Почему нельзя добиться качества только путем проверки для большинства изделий и процессов?
8. Как понимать утверждение, что качество должно быть заложено в изделии.
9. Можно ли обеспечить нуль дефектов?
10. Почему самоконтроль считается более эффективным, чем внешний контроль и может ли самоконтроль полностью заменить внешний контроль?
11. Рассказать о применении статистических методов в управлении качеством.
12. Почему нельзя при закупке материалов стараться закупить самые дешевые материалы?
13. Почему желательно иметь минимальное количество поставщиков?
14. В чем заключается профилактическая работа с поставщиками и почему ей придается такое большое значение?
15. Почему не следует устанавливать допуски более жесткими, чем позволяет технологический процесс и требования качества изделия?
16. В чем ошибочность утверждения, что повышение качества обязательно связано с ростом затрат?
17. Почему иногда не надо стремится к максимально возможному качеству проекта?
18. Как определить оптимальный уровень качества?
19. Зачем надо учитывать затраты на повышение качества проекта?
20. Рассказать сущность принципа Тогучи.
21. В каких случаях возможно и разумно снижать цену одновременно с повышением качества?
22. Почему первый руководитель должен лично отвечать за качество, и за какие аспекты деятельности по управлению качества именно?
23. Зачем необходимо каждому работнику знать общую картину.
24. Почему именно перенос акцента в управлении на качество потребовал творческого отношения работников к производству.
25. Почему принцип Деминга о страхе, как о яде для мозгов, стал особенно важен сейчас?
26. Почему во многих случаях на современном производстве коллективная ответственность предпочтительнее индивидуальной? Приведите примеры, когда принципы коллективной ответственности не годятся.
27. Какие предпосылки в организации должны быть созданы, чтобы коллективная ответственность оказалась эффективной.
28. Почему повременно - премиальная система для качества изготовления предпочтительней сдельной?
29. В чем недостаток краткосрочных оценок для материального стимулирования?
30. Какова роль морального стимулирования и внутренней мотивации в управлении качеством?
31. Почему система управления качеством должна быть спроектированная и должна находится под постоянным правлением.
32. В чем заключается смысл принципа непрерывности управления качеством?
33. Почему иногда выгодно разрабатывать несколько проектов изделия?
34. Что означает параллельное выполнение этапов?
35. В чем смысл принципа ориентации на производство?
Закрытые вопросы
1. Причинами снижения качества при переходе к массовому производству могли быть:
а) невозможность учитывать индивидуальные особенности потребителя;
б) снижение ответственности исполнителей за качество продукции;
в) снижение стабильности технологических процессов;
г) снижение квалификации исполнителей.
Укажите неправильный ответ.
2. В управлении качеством выбор целей отождествляется:
а) с качеством проекта;
б) с определением уровня качества изготовления;
в) с выбором направлений, по которым надо повышать качество (безопасность, экономичность и т.п.);
г) с определением требуемого качества продукции.
Укажите правильный ответ.
3. Качеством потребовалось управлять потому что:
а) смена видов продукции из эпизодического явления превратилась в постоянный процесс;
б) качество, как совокупность свойств, стало более сложным комплексом;
в) возросла роль исполнителей в обеспечении качества, которыми надо управлять;
г) повысилась требовательность общества к качеству.
Укажите неправильный ответ.
4. 1. Чтобы опережать требования потребителей достаточно узнать у них, что им потребуется в будущем;
2. Чтобы определить требования потребителей необходимо опереться на перспективные научно-технические разработки, а не на опросы потребителей.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
5. При постановке задачи об опережении требований потребителей необходимо:
а) заранее знать, сколько времени потребуется на постановку новой продукции на производство;
б) знать, сколько времени потребуется на выведение продукции на рынок;
в) быть уверенным, что потребителю понравится предлагаемая совокупность свойств;
г) знать, как необходимо подготовить потребителя к положительному восприятию новой продукции.
Какой из ответов более вероятен?
6. Реализация принципа «качество должно быть заложено в изделии» возможна при условии, что:
а) качество проекта таково, что обеспечивается соответствие свойств продукции требованиям потребителя;
б) качество сырья, материалов и комплектующих изделий соответствует записанным в нормативной технической документации требованиям;
в) технологический процесс неукоснительно соблюдается;
г) обеспечиваются все требования технического контроля.
Назовите наименее правильный ответ.
7. Качества продукции нельзя добиться только тщательным контролем потому что:
а) не все дефекты выявляются при контроле, так как контролеры не способны выявить их со стопроцентной вероятностью;
б) природа некоторых дефектов такова, что их невозможно выявить существующими способами контроля;
в) контролеры не всегда обладают требуемой квалификацией;
г) сплошной контроль зачастую экономически неоправдан.
Укажите наименее правильный ответ.
8. 1. В современном производстве контроль силами специальных контролеров нецелесообразен, если существует самоконтроль.
2. Самоконтроль невозможен, если исполнители не вооружены средствами для проверки качества продукции.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
9. 1. Самоконтроль невозможен без убежденности и заинтересованности работников в необходимости бездефектного изготовления продукции.
2. Самоконтроль требует высокой квалификации работников.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
10. Условиями внедрения самоконтроля являются:
а) обязательное применение методов статистического выборочного контроля;
б) учет при разработке заданий времени необходимого работнику для проверки качества;
в) возможность передачи продукции на последующий этап партиями;
г) мотивация бездефектного изготовления.
Укажите неправильный ответ.
11. 1. Применение методов математической статистики в управлении технологическим процессом позволяет полностью исключить дефекты.
2. статистические методы контроля нецелесообразны, если технологический процесс нестабилен.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
12. 1. Выборочный контроль невозможен без применения статистических методов.
2. Статистические методы особенно эффективны, когда работники используют их для установления зависимости в технологическом процессе.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
13. 1. Лучше выбирать дорогого поставщика, потому что тогда можно быть уверенным в высоком качестве поставляемых материалов.
2. Если в контракте четко оговорены требования к качеству, то имеет смысл вбирать самого дешевого поставщика, так как при поставке продукции ненадлежащего качества он полностью возместит ущерб.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
14. При организации профилактической работы с поставщиками достаточно:
а) проверить стабильность технологического процесса;
б) проверить систему управления качеством;
в) проверить надежность приемочного контроля у поставщика;
г) проверить надежность входного контроля у поставщика.
Укажите правильный ответ.
15. Фактическая точность ведения процесса нагрева заготовок определяется среднеквадратичным отклонением 3,3°С. При изучении влияний колебания температуры нагрева на качество изделий установлено, что отклонение от номинала + 20° допустимы.
Какой интервал вы зададите в технологической инструкции.
а) + 10° С;
б) +13° С;
в) +20° С;
г) +5° С.
Укажите наиболее подходящий интервал.
16. 1. Устанавливая допуски более жесткими, чем требует качество, мы повышаем вероятность того, фактические отклонения параметров будут в пределах, необходимых для производства качественных изделий.
2. Более жесткие допуски повышают технологическую дисциплину.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
17. 1. Повышение качества проекта изделия всегда равнозначно повышению производительности труда, так как повышается качество производимых благ.
2. Повышение качества изготовления всегда связано с более тщательным исполнением и, следовательно, большими трудозатратами и потому ведет к снижению производительности труда.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
18. 1. Говоря об оптимальном уровне качества, мы имеем ввиду, оптимальность для данного процесса изготовления и потребления, а не какую-то незыблемую навсегда оптимальность.
2. Оптимальный для одних условий потребления уровень качества может оказаться завышенным (или заниженным) для других.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
19. 1. Затраты на качество необходимо учитывать, потому что без знания их величины невозможно определить оптимальное качество.
2. Затраты на качество необходимо учитывать, потому что без знания их величины невозможно оценить результатность деятельности по повышению качества на предприятии.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
20. Знание принципа Тогучи важно:
а) при установлении допусков в конструкторской и технологической документации;
б) при определении направлений совершенствования технологии изготовления;
в) при выборе средств автоматического регулирования процесса;
г) при определении оптимального уровня качества.
Укажите неправильный ответ.
21. 1. Применение принципа «лучше и дешевле одновременно» нецелесообразно на рынке чистой конкуренции.
2. Для массового производства принцип «лучше и дешевле одновременно» всегда оправдан.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
22. Положение о том, что первые руководители должны лично отвечать за качество означает, что первые руководители:
а) лично занимаются разработкой системы управления качеством продукции;
б) лично участвуют в создании системы мотивации персонала;
в) лично занимаются разработкой политики в области качества;
г) периодически занимаются контролем качества.
Укажите правильный ответ.
23. На предприятии изготавливается машина, состоящая из сотен типов деталей. Дать общую картину работникам это значит:
а) рассказать всем работникам о назначении всех деталей и их взаимодействии в машине;
б) рассказать всем работникам о назначении машины и роли свойств, изготавливаемых каждым данным работником деталей в работе машины;
в) рассказать всем работникам о положении компании, роли качества машины в делах компании, свойствах машины и роли свойств деталей, изготавливаемых конкретными рабочими в работе машины;
г) рассказать о всех видах мотивации высококачественной работы.
Укажите правильный ответ.
24. 1. Зависимость между хорошим отношением к работе и хорошим результатом не всегда прямая.
2. Наказывать надо за плохое отношение к работе, а не за плохой результат.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
25. Результаты труда можно считать взаимосвязанными в той мере, которая необходима для бригадной коллективной ответственности, в следующих случаях:
а) на конвейере десятки работников участвуют в сборке телевизора;
б) все работники машиностроительного завода работают на создание одной машины – паровой турбины;
в) каждый из членов бригады выполняет операции по созданию детали, являющейся продуктом бригады;
г) работники бригады сантехников работают в одну смену, обеспечивая стабильное снабжение в разные цеха завода воды, пара и т.п.
Укажите, в каком из вариантов речь идет о том едином результате, который необходим для коллективной оценки.
26. 1. Под самоорганизацией понимается способность коллектива без оценок и указаний извне выполнять известную работу и реагировать на незначительные изменения внешней среды.
2. Максимальная численность самоуправляемого коллектива не зависит от характера производства.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
27.Целью ротации внутри бригады является:
а) способность всех членов бригады оценивать весь процесс производства совокупно продукции;
б) способность всех членов бригады оценивать работу друг друга;
в) приобретение одинаковой квалификации;
г) уменьшение утомляемости и снижение рутинности работы.
Укажите наименее подходящий ответ.
28. Когда штатным расписанием предусматривается в бригаде большинство ставок с высокими разрядами, то это полезно для качества потому что:
а) создает возможность быстрого роста квалификации для вновь поступивших работников;
б) позволяет большинству членов бригады равноправно оценивать друг друга;
в) создает условия для ротации внутри бригады;
г) позволяет работникам не заниматься второстепенной низко квалифицированной работой.
Укажите неправильный ответ.
29. 1. При повременно - премиальной системе оплаты работника интересует только качество продукции и поэтому оно повышается.
2. При сдельной системе работника интересует только количество, а качество страдает.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
30. 1. Чем стабильнее производство и технологический процесс, тем большими могут быть сроки оценки качества работы исполнителей, как основы материального стимулирования.
2. Денежное наказание вообще и всегда противопоказано, как средство повышения качества.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
31. 1. Внутренняя мотивация всегда является наиболее глубоким и действенным способом создания заинтересованности в повышении качества.
2. Материальное стимулирование повышения качества наименее эффективный в современных условиях способ повышения качества.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
32. 1. При низком уровне организации и нестабильной технологии моральное стимулирование за качество бессмысленно.
2. Моральное стимулирование эффективно только при краткосрочных оценках, а при долгосрочных целесообразнее материальное.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
33. К методам морального стимулирования относятся:
а) устная благодарность;
б) объявление победителем в соревнованиях;
в) повышение в должности;
г) благодарность записанная в приказе.
Укажите неправильный ответ.
34. 1. Чтобы управлять качеством надо обязательно иметь спроектированную систему управления качеством.
2. Любая спроектированная система обязательно является научно обоснованной.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
35. 1. В любой компании, независимо от ее размера, должен быть специальный орган, занимающийся только разработкой системы и управлением системой.
2. Постоянно управлять это не значит постоянно изменять систему. Достаточно постоянно следить за ее функционированием и по мере необходимости вносить изменения.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
36. Под планированием повышения системы качества понимается:
а) определение количества продукции нового качества, которое будет произведено в планируемый период;
б) разработка программы действий, необходимых для освоения продукции повышенного качества;
в) разработка программ совершенствования и сертификации систем качества;
г) совокупность действий изложенных в предыдущих вариантах.
Укажите наиболее правильный ответ.
37. Устранение ошибки, выявленной на этапе прогнозирования показателей, обошлось компании в 100 рублей. Во сколько обойдется устранение этой же ошибки, если ее выявят в потреблении, то есть на четвертом этапе после прогнозирования показателей.
а) 10000 руб.;
б) 200.000 руб.;
в) 20.000.000 руб.;
г) 1000.000.000 руб.
Укажите правильный ответ.
38. 1. Разработка нескольких вариантов возможна не на всех этапах и не для всех видов продукции.
2. Разработка нескольких вариантов более целесообразна для дорогих уникальных проектов, чем для массовых дешевых изделий.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
39. Параллельное выполнение этапов разработки новых или модернизированных изделий производится с целью.
а) сокращения сроков разработки нового продукта;
б) удешевление разработки;
в) быстрейшего выявления ошибок, допущенных на предыдущих этапах;
г) повышение качества разработки в целом.
Укажите неправильный ответ.
40. Ориентация на производство означает, что:
а) в любом случае при разногласии между конструкторами и технологами вопрос решается в пользу последних;
б) изменение в технологии и составе оборудования производятся не для каждого нового изделия, а по мере необходимости существенно обновить технологию;
в) приспособление конструкции к производству ускоряет процесс освоения новой продукции;
г) приспособление конструкции к технологии снижает затраты на освоение новой продукции.
Укажите неправильный ответ.
Тема № 4
Сущность системы качества
Открытые вопросы
1. Что означает термин «стихийно сложившаяся система качества?»
2. Изобразите организационную структуру УГТУ-УПИ и на этом примере поясните, что такое орг. структура.
3. Изложите письменно методику проведения экзаменов в институте и объясните, может ли быть методика недокументированная.
4. Что такое процесс? Проиллюстрируйте на учебном процессе, что относится к ресурсам и деятельности.
5. Чем отличается общее руководство качеством от всеобщего руководства качеством.
6. Расскажите о политике в области качества и чем она отличается от политики компании.
7. Что такое управление качеством в трактовке стандарта ИСО 8402?
8. Что такое обеспечение качества?
9. Что такое улучшение качества?
10. Почему «петлю качества» называют еще «спиралью качества»?
11. Чем отличается этап маркетинга в системе качества от маркетинга как функции общего управления?
12. Рассказать об этапе планирования качества и разработке проектов. В чем разница между планированием и разработкой проектов?
13. Рассказать о планировании и разработке процессов системы качества.
14. Рассказать в чем заключается сущность функции закупок в аспекте системы качества?
15. Какие аспекты производства рассматриваются в системе качества?
16. Рассказать о проверке продукции и управлении контрольно-измерительной аппаратуры.
17. Рассказать об управлении несоответствующей продукцией.
18. Рассказать об упаковке, реализации и установке как элементах петли качества.
19. Какие аспекты технической помощи и послепродажной деятельности в соответствующих стандартах системы качества.
20. Почему в системе качества рассматривается вопрос утилизации?
21. Расскажите о статистических методах в трактовке стандарта ИСО 9004.
22. Чем отличаются существовавшие ранее системы качеств от требований ИСО 9000?
23. Что такое стандарт системы качества?
24. Осветите методологические вопросы разработки и внедрения стандартов предприятия.
25. Что такое программы качества?
26. История становления сертификации как важнейшего условия успешной деятельности компании.
27. Рассказать о союзах потребителей.
28. Методика проведения сертификации.
29. Схема сертификации.
Закрытые вопросы
1. Организационная структура включает:
а) систему субординации должностных лиц;
б) мотивацию должностных лиц;
в) должностные инструкции работников;
г) схематическое изображение взаимоотношений.
Укажите неправильный ответ.
2. Методика в составе системы качества включает:
а) описание взаимодействия между людьми;
б) технологические инструкции;
в) периодичность действий по обеспечению качества;
г) указание исполнителей определенных действий.
Укажите неправильный ответ.
3. 1. Политика качества - это часть стратегии компании.
2. Всеобщее руководство качеством – это часть общего руководства компании.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
4. 1. Планированием качества должны заниматься планово-экономические отделы, входящие в экономическую службу компании.
2. Планирование качества включает разработку проектов новых изделий.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
5. В обеспечение качества входят:
а) обеспечение поставок материалов, соответствующих требованиям технологии;
б) соблюдение технологических инструкций;
в) разработка проектов, отвечающих условиям потребления;
г) метрологическое обеспечение.
Укажите неправильный ответ.
6. 1. Для любого предприятия выпускающего бытовую технику, необходимы системы качества, включающие все элементы петли качества.
2. Для предприятий, изготавливающих продукты питания достаточно в системе иметь элементы петли качества с первой по восьмую.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
7. Функция маркетинга в составе системы качества включает:
а) Изучение условий потребления;
б) прогнозирование возможной цены нового продукта;
в) определение методов продвижения продукции;
г) разработка систем распределения.
Укажите правильный ответ.
8. Функция материально-технического снабжения в системе качества включает:
а) выбор квалифицированных поставщиков;
б) согласование цен соответствующих уровню качества;
в) организацию регистрации и анализа данных о качестве покупаемых материалов;
г) организацию профилактической работы с поставщиками.
Укажите неправильный ответ.
9. Функция проверка продукции в системе качества включает:
а) проверку качества поступающих материалов и комплектующих изделий;
б) проверку качества готовой продукции;
в) проверку соблюдения технологии;
г) проверку качества продукции на промежуточных этапах.
Укажите неправильный ответ.
10. Управление несоответствующей продукцией включает:
а) идентификацию негодной продукции;
б) выявление возможности устранения дефектов;
в) организацию устранения дефектов;
г) изолирование негодной продукции.
Укажите неправильный ответ.
11. Реализация и распределение продукции, как функция управления качеством включает:
а) разработку методов транспортировки, обеспечивающих минимальные издержки;
б) разработку схем погрузки, исключающих повреждение изделий;
в) обеспечение условий хранения, исключающих порчу товаров;
г) установление отношений с посредниками, обязывающих последних создавать условия для сохранения качества товаров.
Укажите неправильный ответ.
12. 1. Утилизация после использования важна для покупателя, чтобы он не должен был нести расходов по хранению или вывозу на свалку отработавших свой срок изделий, тары или упаковки от них.
2. Организация сбора и реставрации изделий может быть полезнее покупателю, если за сдачу изготовителю отработавших срок узлов, деталей он получает вознаграждение.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
13. 1. Сначала необходимо разработать Политику качества, а затем, сопоставив имеющуюся систему со стандартами ИСО разрабатывать Руководство по качеству.
2. Сначала надо сравнить имеющуюся систему со стандартами ИСО, а затем разрабатывать Политику и Руководство.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
14. 1. При разработке Программ качества, не возможно какое бы то ни было экономическое обоснование, так как проект изделия еще может быть не создан.
2. Исполнителями Программы качества может быть несколько компаний, участвующих в создании готового изделия.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
15. Сертификация системы качества обеспечивает покупателю:
а) уверенность в том, что качество изготовления всех изделий достаточно высоко;
б) уверенность в том, что качество изделия соответствует лучшим образцам;
в) уверенность в том, что качество проекта таково, что продукция соответствует условиям потребления;
г) уверенность в послепродажном обслуживании.
Укажите неправильный ответ.
16.Сертификация системы качества обеспечивает изготовителю:
а) повышение конкурентоспособности;
б) возможность продавать по более высоким ценам;
в) уверенность руководства компании в том, что в области качества все делается должным образом;
г) возможность избавиться от конкурентов.
Укажите неправильный ответ.
17. 1. Обязательная сертификация является элементом вмешательства государства в экономику.
2. Добровольная сертификация сугубо рыночное и не связано с вмешательством государства в хозяйственную деятельность.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
18. 1.Сертификация производства удобна изготовителям, которые производят массовую многономенклатурную позицию, не очень часто изменяют уровень ее качества.
2. Сертификацию образца обеспечить легче, чем сертификацию системы качества.
а) первое верно, второе не верно;
б) первое неверно, второе верно;
в) оба верны;
г) оба неверны.
Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.
Тема № 5