Предприятия по утилизации элементов конструкции автомобилей после завершения эксплуатации
Каждый год и мире до 27 млн автомобилей заканчивают свой срок службы и попадают на утилизацию. Автомобиль является сложным техническим изделием, детали и элементы которого изготовлены из десятков различных материалов, начиная от пластика и резино-технических изделий до цветных и даже драгоценных металлов. Поэтому после прекращения эксплуатации невыгодно его утилизировать.
Почему нельзя утилизировать автомобиль на предприятиях общего назначения по сбору и переработке отходов, например, таких как втормет? Тому есть несколько причин.
- Не все автовладельцы могут и хотят разобрать старый автомобиль и рассортировать детали по видам материалов.
- Разборкой автомобилей должны заниматься специалисты, хорошо знающие их конструкцию и применяемые для изготовления деталей материалы (по маркам).
- В агрегатах и системах могут оставаться масла и различные эксплуатационные жидкости, представляющие экологическую опасность, а некоторые из них являются агрессивными. Поэтому перед разборкой должен быть организован их слив в специальные емкости.
- Объемные пустотелые агрегаты (кузов) должны быть перед сдачей в металлолом спрессованы до компактных размеров.
- В автомобиле любой степени износа можно обнаружить детали, годные на запасные части, которые можно реализовать по невысоким ценам.
Следовательно, необходима система предприятий по сбору и подготовке к утилизации элементов и деталей конструкции отслуживших свой срок автомобилей, в том числе комплексные предприятия по приемке автомобилей в целом в утиль и их разборке.
Некоторые элементы конструкции могут собирать специализированные предприятия автосервиса, занимающиеся их обслуживанием и ремонтом: шины
- пункты по ремонту шин и колес; АКБ - ремонтно-зарядные станции и т.д.
Ниже приведен примерный перечень функций предприятий по разборке и подготовке автомобилей к утилизации.
- Доставка на пункт разборки.
- Определение остаточной стоимости и выплата ее части автовладельцу.
- Слив масел и специальных жидкостей из агрегатов и систем.
- Разборка автомобилей и сортировка деталей по видам материалов.
- Определение деталей, годных к эксплуатации.
- Прессование объемных деталей.
- Сдача (продажа) различных видов материалов на соответствующие перерабатывающие предприятия.
- Продажа по умеренным ценам подержанных деталей.
Кроме того, на таких предприятиях может быть налажена и первичная переработка деталей из некоторых материалов, например, шин и пластмассовых деталей в крошку или гранулы. Утилизация автомобиля имеет также экологический аспект, так как выброшенные на свалку в несанкционированных местах шины, аккумуляторы, детали из пластмасс засоряют природу, а также могут разлагаться под воздействием влаги, воздуха, солнечных лучей, выделяя вредные вещества.
Проблемы утилизации автомобилей возрастают с ростом их парка и увеличением доли их ежегодного выбывания. Для России с относительно небольшим парком легковых автомобилей (около 15 млн) и 0,1% ежегодного обновления, учитывая бездефицитность земельного пространства (исключая крупные города), пока острота рассматриваемой проблемы не ощущается. В развитых автомобильных странах, особенно с небольшой территорией, какими являются, например, страны Европейского Сообщества (ЕС), эта проблема весьма актуальна и требует немедленного решения. С этой целью в Европе введена в действие Директива 2ОО0/53/ЕС по сбору и утилизации отслуживших автомобилей. Она направлена на повышение качества переработки и повторного использования автомобильных материалов (рисайклинг) и снижение неутилизируемых отходов.
Согласно этой директиве, в ближайшее время нормы утилизации будут существенно ужесточены (рисунок 3.19). В соответствии с данной директивой создается целая сеть предприятий по сбору элементов конструкций автомобилей из различных материалов, включая и так называемые скрап-базы - предприятия по разборке и утилизации полнокомплектных автомобилей.
Рисунок 3.19 - Европейские нормы утилизации (АБС 10/2003) |
На рисунке 3.20 приведена одна из распространенных схем утилизации, применяемая американской компанией Argonne.
Рассмотренное направление деятельности в будущем также перспективно для автосервиса и может быть доходным. Одновременно с его развитием улучшается экологическая обстановка в городах.
На схеме классификации (рисунок 3.1) представлены не все возможные виды специализированных предприятий. Предприятия определенного направления могут появляться в зависимости от спроса на рынке услуг автосервиса.
Рисунок 3.20 - Схема процесса утилизации компании Argonne (АБС 10/2003)
Например, предприятия по выполнению электротехнических работ, TP и КР двигателей и агрегатов определенных марок автомобилей. Последние в нашей стране давно существуют в виде авторемонтных заводов и мастерских. В пособии они не рассматриваются, так как изучаются в специальном курсе по КР автомобилей.
Преимущества специализированных предприятий заключаются в более быстром и качественном выполнении отдельных видов услуг, но если владельцу автомобиля необходимо, предположим, выполнить мойку, ремонт подвески, отрегулировать содержание СО и СН в выхлопных газах и подкрасить крыло, то ему придется посетить 3-4 различных предприятия, а это крайне неудобно. Поэтому в структуре предприятий автосервиса должны быть и комплексные, и специализированные.
Комплексные предприятия могут быть в виде крупных автоцентров и небольших по мощности станций. Спрос на выполнение всех видов работ на таких СТОА держится на авторитете высококвалифицированного автомеханика, который умеет делать все и имеет свою постоянную клиентуру.
В США и странах Западной Европы уже давно сложилась система предприятий автосервиса, в которой преобладают станции небольших размеров: 45-50% имеют 3-9 автомобиле-мест, 20-25% -от 10 до19, 15-20% - от 20 до 35 и 10-15% - свыше 35 автомобиле-мест. Средняя численность работающих составляет 4-5 чел.[5].
В России сейчас также складывается определенная структура предприятий автосервиса, постепенно приближающаяся к зарубежной.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА