Предприятия по утилизации элементов конструкции автомобилей после завершения эксплуатации

Каждый год и мире до 27 млн автомобилей заканчивают свой срок службы и попадают на утилизацию. Автомобиль является сложным техническим изделием, детали и элементы которого изготовлены из десятков различных мате­риалов, начиная от пластика и резино-технических изделий до цветных и даже драгоценных металлов. Поэтому после прекращения эксплуатации невыгодно его утилизировать.

Почему нельзя утилизировать автомобиль на предприятиях общего назна­чения по сбору и переработке отходов, например, таких как втормет? Тому есть несколько причин.

- Не все автовладельцы могут и хотят разобрать старый автомобиль и рассор­тировать детали по видам материалов.

- Разборкой автомобилей должны заниматься специалисты, хорошо знающие их конструкцию и применяемые для изготовления деталей материалы (по маркам).

- В агрегатах и системах могут оставаться масла и различные эксплуатацион­ные жидкости, представляющие экологическую опасность, а некоторые из них являются агрессивными. Поэтому перед разборкой должен быть органи­зован их слив в специальные емкости.

- Объемные пустотелые агрегаты (кузов) должны быть перед сдачей в метал­лолом спрессованы до компактных размеров.

- В автомобиле любой степени износа можно обнаружить детали, годные на запасные части, которые можно реализовать по невысоким ценам.

Следовательно, необходима система предприятий по сбору и подготовке к утилизации элементов и деталей конструкции отслуживших свой срок автомо­билей, в том числе комплексные предприятия по приемке автомобилей в целом в утиль и их разборке.

Некоторые элементы конструкции могут собирать специализированные предприятия автосервиса, занимающиеся их обслуживанием и ремонтом: шины

- пункты по ремонту шин и колес; АКБ - ремонтно-зарядные станции и т.д.

Ниже приведен примерный перечень функций предприятий по разборке и подготовке автомобилей к утилизации.

- Доставка на пункт разборки.

- Определение остаточной стоимости и выплата ее части автовладельцу.

- Слив масел и специальных жидкостей из агрегатов и систем.

- Разборка автомобилей и сортировка деталей по видам материалов.

- Определение деталей, годных к эксплуатации.

- Прессование объемных деталей.

- Сдача (продажа) различных видов материалов на соответствующие перера­батывающие предприятия.

- Продажа по умеренным ценам подержанных деталей.

Кроме того, на таких предприятиях может быть налажена и первичная пе­реработка деталей из некоторых материалов, например, шин и пластмассовых деталей в крошку или гранулы. Утилизация автомобиля имеет также экологический аспект, так как выброшенные на свалку в несанкционированных местах шины, аккумуляторы, детали из пластмасс засоряют природу, а также могут разлагаться под воздействием влаги, воздуха, солнечных лучей, выделяя вред­ные вещества.

Проблемы утилизации автомобилей возрастают с ростом их парка и уве­личением доли их ежегодного выбывания. Для России с относительно неболь­шим парком легковых автомобилей (около 15 млн) и 0,1% ежегодного обновле­ния, учитывая бездефицитность земельного пространства (исключая крупные города), пока острота рассматриваемой проблемы не ощущается. В развитых автомобильных странах, особенно с небольшой территорией, какими являются, например, страны Европейского Сообщества (ЕС), эта проблема весьма акту­альна и требует немедленного решения. С этой целью в Европе введена в дей­ствие Директива 2ОО0/53/ЕС по сбору и утилизации отслуживших автомобилей. Она направлена на повышение качества переработки и повторного использова­ния автомобильных материалов (рисайклинг) и снижение неутилизируемых от­ходов.

Согласно этой директиве, в ближайшее время нормы утилизации будут существенно ужесточены (рисунок 3.19). В соответствии с данной директивой создается целая сеть предприятий по сбору элементов конструкций автомоби­лей из различных материалов, включая и так называемые скрап-базы - пред­приятия по разборке и утилизации полнокомплектных автомобилей.

Предприятия по утилизации элементов конструкции автомобилей после завершения эксплуатации - student2.ru

Рисунок 3.19 - Европейские нормы утилизации (АБС 10/2003)

На рисунке 3.20 приведена одна из распространенных схем утилизации, применяемая американской компанией Argonne.

Рассмотренное направление деятельности в будущем также перспективно для автосервиса и может быть доходным. Одновременно с его развитием улуч­шается экологическая обстановка в городах.

На схеме классификации (рисунок 3.1) представлены не все возможные виды специализированных предприятий. Предприятия определенного направ­ления могут появляться в зависимости от спроса на рынке услуг автосервиса.

Предприятия по утилизации элементов конструкции автомобилей после завершения эксплуатации - student2.ru

Рисунок 3.20 - Схема процесса утилизации компании Argonne (АБС 10/2003)

Например, предприятия по выполнению электротехнических работ, TP и КР двигателей и агрегатов определенных марок автомобилей. Последние в на­шей стране давно существуют в виде авторемонтных заводов и мастерских. В пособии они не рассматриваются, так как изучаются в специальном курсе по КР автомобилей.

Преимущества специализированных предприятий заключаются в более быстром и качественном выполнении отдельных видов услуг, но если владель­цу автомобиля необходимо, предположим, выполнить мойку, ремонт подвески, отрегулировать содержание СО и СН в выхлопных газах и подкрасить крыло, то ему придется посетить 3-4 различных предприятия, а это крайне неудобно. Поэтому в структуре предприятий автосервиса должны быть и комплексные, и специализированные.

Комплексные предприятия могут быть в виде крупных автоцентров и не­больших по мощности станций. Спрос на выполнение всех видов работ на та­ких СТОА держится на авторитете высококвалифицированного автомеханика, который умеет делать все и имеет свою постоянную клиентуру.

В США и странах Западной Европы уже давно сложилась система пред­приятий автосервиса, в которой преобладают станции небольших размеров: 45-50% имеют 3-9 автомобиле-мест, 20-25% -от 10 до19, 15-20% - от 20 до 35 и 10-15% - свыше 35 автомобиле-мест. Средняя численность работающих со­ставляет 4-5 чел.[5].

В России сейчас также складывается определенная структура предприятий автосервиса, постепенно приближающаяся к зарубежной.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА

Наши рекомендации