Семья и её роль в жизни общества
Вариант № 4
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Семья и её роль в жизни общества
ФУНКЦИИ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Психологическая | Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи |
… | Продолжение рода |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) искусство
2) наука
3) образование
4) мораль
5) культура
3.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) установлена государством | 2) имеет письменную форму | 3) представление о добре |
4) содержит нормативно-правовые акты | 5) внутреннее побуждение | 6) охраняется и защищается государством |
7) регулятор общественных отношений |
4.Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.
2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.
3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.
4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.
5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.
5.Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК | ФОРМА КУЛЬТУРЫ | |
А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции Б) высокая сложность выражения и содержания В) сохранение исторической преемственности Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики | 1) массовая 2) народная 3) элитарная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
6.Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) навыки
2) мотивы
3) цель
4) способности
5) результаты
6) знания
7.Экономическая политика государства R основана на регулировании государственных расходов и государственного бюджета. По каким признакам можно установить, что эта политика фискальная (бюджетно-налоговая)? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышаются таможенные пошлины
2) расширяется компетенция Центробанка
3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента
4) вводятся запреты на импорт продукции
5) устанавливается норма обязательных резервов
6) увеличивается размер налогов
8.Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | УРОВНИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ | |
A) монопольная эмиссия денег Б) кредитование населения B) хранение золотовалютных резервов государства Г) лицензирование финансовых организаций Д) осуществление платежей между фирмами | 1) центральный банк 2) коммерческие банки |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
9.Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) контроль за ценами на товары и услуги
2) распределение факторов производства между производителями
3) создание общественных благ
4) поддержка социально незащищённых групп населения
5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса
10. На графике отражена ситуация на рынке кондитерских изделий: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) увеличением налогов, уплачиваемых фирмами
2) увеличением доходов потребителей
3) открытием нескольких новых предприятий
4) выдачей льготных кредитов кондитерским предприятиям
11.Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная мобильность представляет собой любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы.
2) И вертикальная, и горизонтальная мобильность приводит к изменению социального статуса.
3) Социальная мобильность проявляется в изменении индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре общества.
4) Социальная мобильность проявляется только во внутреннем состоянии человека и во взаимодействиях между людьми.
5) Социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального и постиндустриального общества.
12.В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Варианты ответа | 2005, % | 2010, % |
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с полученной специальностью. | ||
Я работаю не по специальности, но должен обеспечивать семью. | ||
Мне нравится моя работа, я вполне доволен заработком. | ||
В данный момент я не могу найти работу по специальности, жду подходящей вакансии. |
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.
2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности,
не изменилась.
3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным
положением, повысилось.
4) Уровень безработицы существенно повысился.
5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.
13.Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Одним из основных институтов политической системы являются политические партии.
2) Открытость политической системы проявляется в её взаимодействии с другими сферами жизни общества.
3) Проявлением охранительной функции политической системы является распределение дефицитных благ и ресурсов общества.
4) К нормам политического взаимодействия относятся моральные нормы, а также обычаи и традиции.
5) Одним из компонентов политической системы являются группы давления.
14.Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ | |
A) управление федеральной собственностью Б) разработка федерального бюджета B) назначение выборов Президента Российской Федерации Г) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации Д) проведение единой государственной политики в области культуры | 1) Правительство РФ 2) Совет Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
15.Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимная ответственность государства и общества
2) монополия государства на средства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная система управления экономикой
5) власть подчинена контролю общества
16.Российская Федерация - светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
4) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.
5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
17.Найдите в приведенном ниже списке отрасли частного права и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) финансовое | 2) трудовое | 3) конституционное |
4) предпринимательское | 5) уголовное | 6) административное |
18.Установите соответствие между видами правонарушений и признаками, которые их характеризуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ | |
A) противоправность Б) наличие деяния, выражающегося в действии или бездействии B) присутствие вины Г) запрещается уголовным законом Д) наличие опасности для всего общества | 1) проступок и преступление 2) только преступление |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
19.Выпускник профессионального колледжа Артём нашёл новую работу. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы, согласно Трудовому кодексу РФ‚ Артём должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
3) диплом о среднем профессиональном образовании
4) выписку из финансово-лицевого счёта
5) паспорт гражданина РФ
6) налоговое уведомление
20.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) дети | 2) брак | 3) социализация |
4) коллектив | 5) обязанности | 6) институт |
7) отношения | 8) группа | 9) любовь |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
21.Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите три объяснения роли малого бизнеса в современной экономике. Проиллюстрируйте одно из объяснений примером.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Как известно, одной из характерных черт малых предприятий является проблема их финансирования. Как правило, они обладают недостаточной суммой стартового капитала и испытывают постоянные трудности с аккумулированием денежных средств и их инвестированием в бизнес. Одним из вариантов решения данной проблемы является финансовая поддержка со стороны банков. Среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42 % опрошенных предпринимателей выделяют проблему
залога и гарантий, 31 % – высокие процентные ставки, 26 % – проблемы с оформлением. Главной причиной, препятствующей получению кредита в фондах поддержки предпринимательства, 42 % респондентов называют отсутствие доступа к соответствующей информации. Вместе с тем почти 70 % отметили, что нуждаются в реальной государственной поддержке.
В первую очередь свои ожидания предприниматели связывают со снижением налоговой нагрузки, созданием условий доступа к финансовым ресурсам, упрощением отчётности. При этом большинство считают, что вероятность получения такой помощи низка. На наш взгляд, в рамках государственной поддержки системы кредитования малого бизнеса необходимо обеспечить снижение процентной ставки. Кроме того, 55 % респондентов считают необходимым предоставление государственных гарантий по кредитам. При этом 40 % опрошенных считают, что объём государственных гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса должен составлять порядка 50 % от суммы кредита.
Общей проблемой остаётся недостаточная определённость требований законодательства, создающая условия для их произвольного толкования. Считаем, что вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность неоправданно высоко, вне зависимости от вида деятельности, необходимо законодательно ограничить их вмешательство. На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
(по Л. А. Мосиной, Ю. С. Королёвой))
22.Какую характерную черту (проблему) малого бизнеса называют авторы? Какие два объяснения существования этой проблемы они указывают?
23.Назовите три меры, которые авторы текста указывают как необходимые для оказания поддержки малому бизнесу. На основании знаний обществоведческого курса приведите две меры по поддержке малого бизнеса, не указанные в тексте.
24.Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите политический режим, в рамках которого ни при каких условиях невозможно развитие институтов гражданского общества. Назовите три любые функции гражданского общества, не упомянутые в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных
организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
(по А. В. Петрову))
25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностная совместимость»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностной совместимости.
26.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.
27.В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.
К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.
28.Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29.Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)
С9.2 Экономика: «Существует только один босс - Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то ещё». (С. Вальтон)
С9.3 Социология, социальная психология: «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве... Другое дело - самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А.Н. Леонтьев)
С9.4 Политология: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)
С9.5 Правоведение: «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя». (Г. Гейне)