Семья и её роль в жизни об­ще­ства

Вариант № 4

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Семья и её роль в жизни об­ще­ства

ФУНК­ЦИИ СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Пси­хо­ло­ги­че­ская Со­зда­ние бла­го­при­ят­но­го се­мей­но­го кли­ма­та, под­держ­ка чле­нов семьи
Про­дол­же­ние рода

2.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) ис­кус­ство

2) наука

3) об­ра­зо­ва­ние

4) мо­раль

5) куль­ту­ра

3.Ниже при­ве­ден ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «пра­во­вая норма». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уста­нов­ле­на го­су­дар­ством 2) имеет пись­мен­ную форму 3) пред­став­ле­ние о добре
4) со­дер­жит нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты 5) внут­рен­нее по­буж­де­ние 6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ством
7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний    

4.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­ме и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ре­ше­ние гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­мы свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

2) Дан­ная про­бле­ма про­яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Се­вер­но­го по­лу­ша­рия.

3) Остро­та про­бле­мы опре­де­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но при­род­но-кли­ма­ти­че­ски­ми раз­ли­чи­я­ми ре­ги­о­нов Земли.

4) Про­бле­ма тре­бу­ет раз­ви­тия и внед­ре­ния пе­ре­до­вых ме­то­дов аг­ро­тех­ни­ки.

5) Дан­ная про­бле­ма вза­и­мо­свя­за­на с ми­ро­вой де­мо­гра­фи­че­ской про­бле­мой.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и фор­ма­ми куль­тур, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ПРИ­ЗНАК   ФОРМА КУЛЬ­ТУ­РЫ
А) вы­пол­не­ние, пре­жде всего, ком­пен­са­тор­ной функ­ции Б) вы­со­кая слож­ность вы­ра­же­ния и со­дер­жа­ния В) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ской пре­ем­ствен­но­сти Г) удо­вле­тво­ре­ние сию­ми­нут­ных по­треб­но­стей людей Д) ори­ен­та­ция на узкий круг вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ной пуб­ли­ки   1) мас­со­вая 2) на­род­ная 3) эли­тар­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

6.Ва­си­лий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся ри­со­ва­ни­ем, шах­ма­та­ми, спор­тив­ны­ми иг­ра­ми. Иными сло­ва­ми, поле его де­я­тель­но­сти ши­ро­ко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру де­я­тель­но­сти? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­вы­ки

2) мо­ти­вы

3) цель

4) спо­соб­но­сти

5) ре­зуль­та­ты

6) зна­ния

7.Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та. По каким при­зна­кам можно уста­но­вить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюд­жет­но-на­ло­го­вая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные по­шли­ны

2) рас­ши­ря­ет­ся ком­пе­тен­ция Цен­тро­бан­ка

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку про­цен­та

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт про­дук­ции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных ре­зер­вов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер на­ло­гов

8.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и уров­ня­ми бан­ков­ской си­сте­мы: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ   УРОВ­НИ БАН­КОВ­СКОЙ СИ­СТЕ­МЫ
A) мо­но­поль­ная эмис­сия денег Б) кре­ди­то­ва­ние на­се­ле­ния B) хра­не­ние зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов го­су­дар­ства Г) ли­цен­зи­ро­ва­ние фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций Д) осу­ществ­ле­ние пла­те­жей между фир­ма­ми   1) цен­траль­ный банк 2) ком­мер­че­ские банки

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

9.Что от­но­сит­ся к функ­ци­ям го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кон­троль за це­на­ми на то­ва­ры и услу­ги

2) рас­пре­де­ле­ние фак­то­ров про­из­вод­ства между про­из­во­ди­те­ля­ми

3) со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ

4) под­держ­ка со­ци­аль­но не­за­щищённых групп на­се­ле­ния

5) со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия сред­не­го и ма­ло­го биз­не­са

10. Семья и её роль в жизни об­ще­ства - student2.ru На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке кон­ди­тер­ских из­де­лий: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — SI (Р — цена то­ва­ра, Q - ко­ли­че­ство то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с

1) уве­ли­че­ни­ем на­ло­гов, упла­чи­ва­е­мых фир­ма­ми

2) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

3) от­кры­ти­ем не­сколь­ких новых пред­при­я­тий

4) вы­да­чей льгот­ных кре­ди­тов кон­ди­тер­ским пред­при­я­ти­ям

11.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность пред­став­ля­ет собой любые из­ме­не­ния в со­ци­аль­ном по­ло­же­нии ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы.

2) И вер­ти­каль­ная, и го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность при­во­дит к из­ме­не­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са.

3) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность про­яв­ля­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом или груп­пой места, за­ни­ма­е­мо­го в со­ци­аль­ной струк­ту­ре об­ще­ства.

4) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность про­яв­ля­ет­ся толь­ко во внут­рен­нем со­сто­я­нии че­ло­ве­ка и во вза­и­мо­дей­стви­ях между лю­дь­ми.

5) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет в усло­ви­ях ин­ду­стри­аль­но­го и пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства.

12.В стра­не П. в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов, про­ведённых в 2005 и 2010 годах, пред­ла­га­лось от­ве­тить на сле­ду­ю­щий во­прос: «Как Вы от­но­си­тесь к своей ра­бо­те?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таб­ли­цу.

Ва­ри­ан­ты от­ве­та 2005, % 2010, %
Я по­сту­пил на ра­бо­ту по при­зва­нию и в со­от­вет­ствии с по­лу­чен­ной спе­ци­аль­но­стью.
Я ра­бо­таю не по спе­ци­аль­но­сти, но дол­жен обес­пе­чи­вать семью.
Мне нра­вит­ся моя ра­бо­та, я впол­не до­во­лен за­ра­бот­ком.
В дан­ный мо­мент я не могу найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти, жду под­хо­дя­щей ва­кан­сии.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных?

1) Доля граж­дан, вы­нуж­ден­ных ра­бо­тать не по спе­ци­аль­но­сти, сни­зи­лась.

2) Доля граж­дан, чья за­ня­тость со­от­вет­ству­ет по­лу­чен­ной спе­ци­аль­но­сти,

не из­ме­ни­лась.

3) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, удо­вле­творённых своим ма­те­ри­аль­ным

по­ло­же­ни­ем, по­вы­си­лось.

4) Уро­вень без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­но по­вы­сил­ся.

5) Доля ре­спон­ден­тов, ищу­щих ра­бо­ту по своей спе­ци­аль­но­сти, не­сколь­ко со­кра­ти­лась.

13.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской си­сте­ме и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одним из ос­нов­ных ин­сти­ту­тов по­ли­ти­че­ской си­сте­мы яв­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские пар­тии.

2) От­кры­тость по­ли­ти­че­ской си­сте­мы про­яв­ля­ет­ся в её вза­и­мо­дей­ствии с дру­ги­ми сфе­ра­ми жизни об­ще­ства.

3) Про­яв­ле­ни­ем охра­ни­тель­ной функ­ции по­ли­ти­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся рас­пре­де­ле­ние де­фи­цит­ных благ и ре­сур­сов об­ще­ства.

4) К нор­мам по­ли­ти­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия от­но­сят­ся мо­раль­ные нормы, а также обы­чаи и тра­ди­ции.

5) Одним из ком­по­нен­тов по­ли­ти­че­ской си­сте­мы яв­ля­ют­ся груп­пы дав­ле­ния.

14.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ ОР­ГА­НОВ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ   ОР­ГА­НЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ
A) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью Б) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та B) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Г) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Д) про­ве­де­ние еди­ной го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­ла­сти куль­ту­ры     1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Совет Фе­де­ра­ции

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

15.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и об­ще­ства

2) мо­но­по­лия го­су­дар­ства на сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции

3) об­ще­обя­за­тель­ная идео­ло­гия

4) цен­тра­ли­зо­ван­ная си­сте­ма управ­ле­ния эко­но­ми­кой

5) власть под­чи­не­на кон­тро­лю об­ще­ства

16.Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция - свет­ское го­су­дар­ство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го прин­ци­па? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ни­ка­кая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обя­за­тель­ной.

2) Ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обя­за­тель­ной.

3) Ре­ли­ги­оз­ные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед за­ко­ном.

4) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты РФ рав­но­прав­ны между собой.

5) РФ обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей тер­ри­то­рии.

17.Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке от­рас­ли част­но­го права и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) фи­нан­со­вое 2) тру­до­вое 3) кон­сти­ту­ци­он­ное
4) пред­при­ни­ма­тель­ское 5) уго­лов­ное 6) ад­ми­ни­стра­тив­ное

18.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми пра­во­на­ру­ше­ний и при­зна­ка­ми, ко­то­рые их ха­рак­те­ри­зу­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ   ВИДЫ ПРА­ВО­НА­РУ­ШЕ­НИЙ
A) про­ти­во­прав­ность Б) на­ли­чие де­я­ния, вы­ра­жа­ю­ще­го­ся в дей­ствии или без­дей­ствии B) при­сут­ствие вины Г) за­пре­ща­ет­ся уго­лов­ным за­ко­ном Д) на­ли­чие опас­но­сти для всего об­ще­ства   1) про­сту­пок и пре­ступ­ле­ние 2) толь­ко пре­ступ­ле­ние

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

19.Вы­пуск­ник про­фес­си­о­наль­но­го кол­ле­джа Артём нашёл новую ра­бо­ту. Для за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра он принёс до­ку­мен­ты во­ин­ско­го учёта и тру­до­вую книж­ку. Какие ещё до­ку­мен­ты, со­глас­но Тру­до­во­му ко­дек­су РФ‚ Артём дол­жен предъ­явить ра­бо­то­да­те­лю? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сви­де­тель­ство о ре­ги­стра­ции права соб­ствен­но­сти на жилое по­ме­ще­ние

2) стра­хо­вое сви­де­тель­ство го­су­дар­ствен­но­го пен­си­он­но­го стра­хо­ва­ния

3) ди­плом о сред­нем про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии

4) вы­пис­ку из фи­нан­со­во-ли­це­во­го счёта

5) пас­порт граж­да­ни­на РФ

6) на­ло­го­вое уве­дом­ле­ние

20.Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Семья — это ос­но­ван­ная на ___________ (А) и/или кров­ном род­стве малая ___________ (Б), члены ко­то­рой объ­еди­не­ны сов­мест­ным про­жи­ва­ни­ем и ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства, эмо­ци­о­наль­ной свя­зью, вза­им­ны­ми ___________ (В) по от­но­ше­нию друг к другу. Также се­мьей на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ный ___________ (Г), т. е. устой­чи­вая форма вза­и­мо­от­но­ше­ний между лю­дь­ми, в рам­ках ко­то­ро­го осу­ществ­ля­ет­ся ос­нов­ная часть по­все­днев­ной жизни людей, т. е. сек­су­аль­ные от­но­ше­ния, де­то­рож­де­ние и пер­вич­ная ___________ (Д) детей, зна­чи­тель­ная часть бы­то­во­го ухода, об­ра­зо­ва­тель­но­го и ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, осо­бен­но по от­но­ше­нию к ___________ (Е) и лицам по­жи­ло­го воз­рас­та».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) дети 2) брак 3) со­ци­а­ли­за­ция
4) кол­лек­тив 5) обя­зан­но­сти 6) ин­сти­тут
7) от­но­ше­ния 8) груп­па 9) лю­бовь

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
           

21.Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те три объ­яс­не­ния роли ма­ло­го биз­не­са в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке. Про­ил­лю­стри­руй­те одно из объ­яс­не­ний при­ме­ром.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Как из­вест­но, одной из ха­рак­тер­ных черт малых пред­при­я­тий яв­ля­ет­ся про­бле­ма их фи­нан­си­ро­ва­ния. Как пра­ви­ло, они об­ла­да­ют не­до­ста­точ­ной сум­мой стар­то­во­го ка­пи­та­ла и ис­пы­ты­ва­ют по­сто­ян­ные труд­но­сти с ак­ку­му­ли­ро­ва­ни­ем де­неж­ных средств и их ин­ве­сти­ро­ва­ни­ем в биз­нес. Одним из ва­ри­ан­тов ре­ше­ния дан­ной про­бле­мы яв­ля­ет­ся фи­нан­со­вая под­держ­ка со сто­ро­ны бан­ков. Среди ос­нов­ных при­чин, пре­пят­ству­ю­щих по­лу­че­нию кре­ди­та в банке, 42 % опро­шен­ных пред­при­ни­ма­те­лей вы­де­ля­ют про­бле­му

за­ло­га и га­ран­тий, 31 % – вы­со­кие про­цент­ные став­ки, 26 % – про­бле­мы с оформ­ле­ни­ем. Глав­ной при­чи­ной, пре­пят­ству­ю­щей по­лу­че­нию кре­ди­та в фон­дах под­держ­ки пред­при­ни­ма­тель­ства, 42 % ре­спон­ден­тов на­зы­ва­ют от­сут­ствие до­сту­па к со­от­вет­ству­ю­щей ин­фор­ма­ции. Вме­сте с тем почти 70 % от­ме­ти­ли, что нуж­да­ют­ся в ре­аль­ной го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке.

В первую оче­редь свои ожи­да­ния пред­при­ни­ма­те­ли свя­зы­ва­ют со сни­же­ни­ем на­ло­го­вой на­груз­ки, со­зда­ни­ем усло­вий до­сту­па к фи­нан­со­вым ре­сур­сам, упро­ще­ни­ем отчётно­сти. При этом боль­шин­ство счи­та­ют, что ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния такой по­мо­щи низка. На наш взгляд, в рам­ках го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки си­сте­мы кре­ди­то­ва­ния ма­ло­го биз­не­са не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить сни­же­ние про­цент­ной став­ки. Кроме того, 55 % ре­спон­ден­тов счи­та­ют не­об­хо­ди­мым предо­став­ле­ние го­су­дар­ствен­ных га­ран­тий по кре­ди­там. При этом 40 % опро­шен­ных счи­та­ют, что объём го­су­дар­ствен­ных га­ран­тий по кре­ди­там ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са дол­жен со­став­лять по­ряд­ка 50 % от суммы кре­ди­та.

Общей про­бле­мой остаётся не­до­ста­точ­ная опре­делённость тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства, со­зда­ю­щая усло­вия для их про­из­воль­но­го тол­ко­ва­ния. Счи­та­ем, что вме­ша­тель­ство пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов в пред­при­ни­ма­тель­скую де­я­тель­ность не­оправ­дан­но вы­со­ко, вне за­ви­си­мо­сти от вида де­я­тель­но­сти, не­об­хо­ди­мо за­ко­но­да­тель­но огра­ни­чить их вме­ша­тель­ство. На наш взгляд, важ­ней­шим на­прав­ле­ни­ем также яв­ля­ет­ся фи­нан­со­во-кре­дит­ная под­держ­ка ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

(по Л. А. Мо­си­ной, Ю. С. Королёвой))

22.Какую ха­рак­тер­ную черту (про­бле­му) ма­ло­го биз­не­са на­зы­ва­ют ав­то­ры? Какие два объ­яс­не­ния су­ще­ство­ва­ния этой про­бле­мы они ука­зы­ва­ют?

23.На­зо­ви­те три меры, ко­то­рые ав­то­ры тек­ста ука­зы­ва­ют как не­об­хо­ди­мые для ока­за­ния под­держ­ки ма­ло­му биз­не­су. На ос­но­ва­нии зна­ний об­ще­ство­вед­че­ско­го курса при­ве­ди­те две меры по под­держ­ке ма­ло­го биз­не­са, не ука­зан­ные в тек­сте.

24.Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те по­ли­ти­че­ский режим, в рам­ках ко­то­ро­го ни при каких усло­ви­ях не­воз­мож­но раз­ви­тие ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства. На­зо­ви­те три любые функ­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства, не упо­мя­ну­тые в тек­сте.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские из­ме­не­ния в Рос­сии конца XX – на­ча­ла XXI в. со­про­вож­да­ют­ся су­ще­ствен­ной транс­фор­ма­ци­ей граж­дан­ско­го са­мо­со­зна­ния и де­мо­кра­ти­за­ци­ей по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний. Важ­ней­шим ас­пек­том этих из­ме­не­ний яв­ля­ет­ся ста­нов­ле­ние ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства. Под граж­дан­ским об­ще­ством мы по­ни­ма­ем си­сте­му не­го­су­дар­ствен­ных

ор­га­ни­за­ций, учре­жде­ний, ас­со­ци­а­ций, фон­дов, про­фес­си­о­наль­ных и об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний, ко­то­рые вы­пол­ня­ют функ­цию граж­дан­ской са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­управ­ле­ния, ока­зы­вая вли­я­ние на го­су­дар­ствен­ный ме­недж­мент и част­ный сек­тор, кор­рек­ти­руя го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку и про­цесс при­ня­тия ре­ше­ний пред­при­ни­ма­те­ля­ми в на­прав­ле­нии по­вы­ше­ния их со­ци­аль­ной эф­фек­тив­но­сти. При этом граж­дан­ское об­ще­ство может ока­зы­вать вли­я­ние на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские про­цес­сы в целом – как си­сте­ма со­ци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций; и в част­но­сти – с по­мо­щью спе­ци­фи­че­ских ин­сти­ту­тов, не­по­сред­ствен­но свя­зан­ных с за­щи­той прав че­ло­ве­ка в раз­лич­ных сфе­рах жизни об­ще­ства. Одним из таких ин­сти­ту­тов яв­ля­ют­ся про­фес­си­о­наль­ные союзы. С рас­про­стра­не­ни­ем ин­ду­стри­аль­ных от­но­ше­ний на весь мир проф­со­ю­зы пре­вра­ти­лись в ос­нов­ную форму ин­сти­ту­ци­о­на­ли­за­ции со­ци­аль­ных ин­те­ре­сов наёмных ра­бот­ни­ков, един­ствен­ную граж­дан­скую силу, за­щи­ща­ю­щую права че­ло­ве­ка в сфере со­ци­аль­но-тру­до­вых от­но­ше­ний.

Опыт стран с раз­ви­той со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­кой на­гляд­но де­мон­стри­ру­ет, что для про­ве­де­ния успеш­ной со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, на­прав­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние эф­фек­тив­ной си­сте­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты ра­бот­ни­ков, си­сте­мы, спо­соб­ной за­щи­тить права граж­дан в сфере тру­до­вых от­но­ше­ний, не­об­хо­ди­мо на­ли­чие со­труд­ни­че­ства между ра­бо­то­да­те­ля­ми, наёмными ра­бо­чи­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми.

Важ­ней­шим усло­ви­ем для этого яв­ля­ет­ся, пре­жде всего, на­ли­чие рав­но­прав­ных пред­ста­ви­те­лей ин­те­ре­сов наёмных ра­бот­ни­ков, ра­бо­то­да­те­лей и го­су­дар­ства, спо­соб­ных и за­ин­те­ре­со­ван­ных в том, чтобы ре­шать со­ци­аль­ные и тру­до­вые во­про­сы как на уров­не пред­при­я­тий, фирм, кор­по­ра­ций, го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний и ор­га­ни­за­ций, так и на уров­не на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки и меж­ду­на­род­ных со­ци­аль­но-тру­до­вых от­но­ше­ний. Но если го­су­дар­ство и ра­бо­то­да­те­ли рас­по­ла­га­ют ши­ро­ки­ми по­ли­ти­ко-пра­во­вы­ми и эко­но­ми­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми, чтобы эф­фек­тив­но от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы на всех уров­нях со­ци­аль­но-тру­до­вых от­но­ше­ний, то свои ин­те­ре­сы, свои не­отъ­ем­ле­мые со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские права наёмным ра­бот­ни­кам по-преж­не­му при­хо­дит­ся от­ста­и­вать са­мо­сто­я­тель­но, за­ча­стую один на один с мощ­ны­ми го­су­дар­ствен­ны­ми и част­ны­ми струк­ту­ра­ми. Имен­но по­это­му един­ствен­ным ин­сти­ту­том, ко­то­рый в со­сто­я­нии ока­зать дей­ствен­ную под­держ­ку тру­дя­щим­ся в борь­бе за их со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские права, оста­ют­ся про­фес­си­о­наль­ные союзы.

(по А. В. Пет­ро­ву))

25.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «меж­лич­ност­ная сов­ме­сти­мость»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о меж­лич­ност­ной сов­ме­сти­мо­сти.

26.С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те осо­бен­но­сти прав­ле­ния пар­тии кон­сер­ва­тив­но­го толка.

27.В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.

28.Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Ду­хов­ные цен­но­сти как ком­по­нент ду­хов­ной куль­ту­ры об­ще­ства». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29.Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Вся­кая пе­ре­ме­на про­кла­ды­ва­ет путь дру­гим пе­ре­ме­нам». (Н. Ма­киа­вел­ли)

С9.2 Эко­но­ми­ка: «Су­ще­ству­ет толь­ко один босс - По­тре­би­тель. И он может уво­лить лю­бо­го из ком­па­нии, на­чи­ная с ру­ко­вод­ства, про­сто тратя день­ги где-то ещё». (С. Валь­тон)

С9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Зна­ния, пред­став­ле­ния о себе на­кап­ли­ва­ют­ся уже в ран­нем дет­стве... Дру­гое дело - са­мо­со­зна­ние, осо­зна­ние сво­е­го "я". Оно есть ре­зуль­тат, про­дукт ста­нов­ле­ния че­ло­ве­ка как лич­но­сти». (А.Н. Леон­тьев)

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Де­мо­кра­тия не может стать выше уров­ня того че­ло­ве­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, из ко­то­ро­го со­став­ле­ны её из­би­ра­те­ли». (Дж. Б. Шоу)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «За­ко­ны нас за­щи­ща­ют не толь­ко от дру­гих, но и от са­мо­го себя». (Г. Гейне)

Наши рекомендации