Учреждение высшего профессионального образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет «Машиностроительные технологии и оборудование»

Кафедра «Литье и художественная обработка материалов»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дипломного проектирования по специальности 261001

«Технология художественной обработки материалов»

Методические указания к дипломному проектированию

Ростов-на-Дону

Художественная часть проекта состоит из одного из основных разделов пояснительной записки «Художественная часть» и 3-х – 4-х планшетов, входящих в художественно-графическую часть, выносимую на защиту.

Планшеты рекомендуется выполнять согласно следующим критериям:

1. Титульный лист, где должна быть информация о дипломнике, о дипломе, о времени и месте проведения защиты, об изделии, его названии, материале и способе его изготовления.

2. Планшеты 2-3: сбор информации об изделии с подобной функцией. Фотографии, репродукции, ксерокопии, рисунки и зарисовки. Структура художественного изделия. Логически-композиционная схема. Формообразование.

3. Привязка изделия к месту применения раскрывается стилевое решение в интерьере (экстерьере) место и значение данного изделия (если изделие ювелирное, то к костюму человека)

Планшеты выполняются в едином художественном ключе (цвет, фон, орнамент, шрифт и т.д.) планшеты могут быть выполнены средствами художественно-оформительской или компьютерной графики. Количество планшетов, размер листов, названия планшетов и т.д. согласовываются с руководителем проекта и консультантами по художественной части иллюстрации, рисунки, поиски решения и т.д. выбираются самые выразительные, наиболее наглядно раскрывающие образно-эмоциональный замысел проекта.

Раздел «Художественная часть»

В пояснительной записке

В пояснительной записке также располагается поисковый материал, все возможные варианты поисков эстетико-функциональных требований и архитектурно-художественных требований к изделию.

В этой части пояснительной записки раскрываются следующие темы:

1. Обоснование выбора темы при создании изделия, исходя из востребованности потребительским рынком. Здесь описывается какой или какими категориями потребителей востребовано изделие. Благодаря каким качествам изделие будет востребовано, а значит, конкурентоспособно.

2. Разработка замысла. Первый эскизный проект-изображение. Обоснование функциональной принадлежности изделия с тематической привязкой к помещению (к месту применения), размеры и масштаб к среде, выбор материала и декорирования.

3. Обоснование стилевого решения, где приводятся и перечисляются основные признаки стилевого решения, описываются известные аналогичные изделия или их прототипы, а также обзор основных технологий, использовавшихся при изготовлении изделия и его элементов, принадлежащих к выбранному стилю.

4. Обоснование структуры данного изделия. Композиционное решение, формообразование, конструкция и центр тяжести, эргономика и антропометрия, при необходимости размещение элементов композиции, степень их контакта и взаимодействие, какие элементы и средства композиции использовались

Все перечисленные разделы художественной части должны сопровождаться иллюстрациями, рисунками, схемами, на которые автор ссылается в контексте.

Текст завершается эскизом, который дублируется на планшете и фотографией законченного авторского изделия. В конверте на задней обложке пояснительной записки должен, находится цифровой носитель с фотографией изделия – дискета или CD, формат записей изображения TIFF или JPEG с минимальной степенью сжатия.

РЕКОМЕНДАЦИИ

к художественной части дипломного проектирования

Пояснить, для каких именно категорий потребителей предназначено данное изделие (например: садоводы, офисные сотрудники, люди среднего класса, VIP – персоны и т.д.) и как этот фактор повлиял на выбор темы, создание художественно-эстетического образа и функциональности изделия.

Проанализировать функциональные качества изделия с точки зрения эргономики интересам и/или требованиям потребителя (комфортность, мобильность, практичность и т.д.), предназначено ли оно для индивидуального или для общественного (корапративного) пользования.

Проанализировать, интересам каких категорий потребителей отвечают художественные качества изделия. Какие именно художественно-эстетические качества делают его привлекательным для одной или нескольких потребительских категорий.

На основании результатов выше упомянутых блоков анализа, следует сделать вывод какой должен быть тираж (мелко-, средне- или крупно-тиражное производство) и с какой периодичностью следует выпускать следующею серию изделия.

Каждое изделие иметь свое имя, легенду, характер. Образ изделия, эстетический замысел складывается воедино из многих параметров: цвет, форма, движение, пластика, пропорции, масштаб, материал, блеск, текстура, фактура и т.д.

Задача автора – организовать визуальное восприятие так, чтобы наиболее полно передать характер изделия, убрать все лишнее и максимально выявить самое главное.

Так как будущее изделие будет находиться какой-то архитектурно - стилевой среде, автор должен соподчинить свое изделие внешнему образу помещения (костюм для изделий ювелирного искусства) или создать своим изделием контраст к данной внешней среде, при этом определить меру, т.е. качество контраста, дабы изделие не воспринималось лишним.

Для этого следует сделать анализ структуры и построения композиции. Необходимо четко определить:

Наши рекомендации