Сторнирование – возврат денег покупателю за товар, оплаченный в текущую смену работы ККТ, либо отмена ошибочно пробитого кассового чека.
Действия сотрудников при процедуре сторнирования:
Менеджер отдела
1. убеждается, что товар куплен в текущую смену работы ККТ;
2. помечает возвращаемые позиции в кассовом чеке;
3. гасит чек своей подписью и ставит дату;
Клиент направляется к кассиру для дальнейшего проведения сторнирования.
Кассирпроводит сторнирование и возвращает деньги покупателю.
Товар, принятый от покупателя, должен быть помещен на тот склад, с которого была его продажа.
Зав. складом в течение рабочего дня контролирует, чтобы весь товар, взятый для продажи с основного склада и прошедший процедуру сторнирования, был фактически возвращен на основной склад.
В магазинах ТС «Спортмастер» обмен товара покупателю осуществляется следующим образом: товар, принятый от покупателя, проходит процедуру возврата; товар, отобранный взамен, пробивается по кассе.
В исключительных случаях возможно оформление обмена товара без процедуры возврата. ОБМЕН ТОВАРА БЕЗ УЧАСТИЯ КАССЫ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ РАВНОГО КОЛИЧЕСТВА ТОВАРА ОДНОЙ МОДЕЛИ, НО С РАЗЛИЧНЫМ ЦВЕТОМ, РАЗМЕРОМ. ЦЕНА НА ТОВАР ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ОДИНАКОВОЙ.
Последовательность действий сотрудников магазина в этом случае такова:
- При обращении покупателя с просьбой об обмене товара менеджер отдела делегирует продавца (желательно того, кто продавал этот товар) подобрать для клиента нужный товар.
- Когда подбор произведен, менеджер отдела составляет Акт обмена, в котором указывает код товара, номер склада возврата товара от покупателя, а также код товара и номер склада, с которого товар отдают для замены.
- В чеке клиента делается запись об обмене, ставится дата и подпись менеджер отдела.
Затем менеджер отдела илибухгалтер формирует в программе «Торговый дом» две МСН с обязательным примечанием “замена покупателю”: товар надлежащего качества, который принят от покупателя, заводится со склада №0 на склад №1, 2; товар, отданный по обмену покупателю, списывается со склада, на котором числился в электронной базе, на склад №0.
Решение о работе магазина в автономной режиме принимается менеджером отдела.
Отказ сервера (работа с электронной базой магазина невозможна) – ситуация нештатная, но к ней нужно быть готовым.
Что это значит?
- Персонал должен быть обучен работе в “автономном режиме”.
- На кассе должен быть необходимый запас товарных чеков, образцов их заполнения, копирки, калькуляторов.
- На всем товаре в Торговом зале должны быть правильно оформленные ценники.
Менеджер отдела должен в кратчайшее время сориентироваться в ситуации и принять решение о переходе на работу кассового узла на АМС-100К, о чем оповестить кассиров и продавцов.
Далее менеджер отдела должен организовать работу в автономном режиме и принять меры к восстановлению работоспособности сервера. После чего оповестить персонал о переходе на нормальный режим.
Продажа товара в автономном режиме:
При работе магазина в автономном режиме кассир (продавец) заполняет данные в товарном чеке:
- Код товара с этикетки штрих-кода (ШК).
- Краткое описание товара (желательно с этикетки ШК).
- Данные о ценах с учетом скидки, используя данные с ЦЕННИКА.
Оба экземпляра товарного чека передаются кассиру для оплаты покупателем. Кассир просчитывает окончательную (итоговую) цену с учётом скидок, пробивает все позиции товара по товарным чекам, ставит кассовый штамп на оба экземпляра товарного чека, выдает покупателю первый экземпляр, кассовые чеки, сдачу и товар.
Второй экземпляр товарного чека остается у кассира и служит в дальнейшем основанием для списания товара. Также можно оставить у себя ценники, прикалывая их к товарному чеку (для удобства списания и сверки товара).
Оформление результатов продаж:
Оформлением результатов работы на АМС-100К будет заниматься бухгалтер по товародвижению. Для списания товара со складов магазина бухгалтеру необходимо предоставить копии товарных чеков и Z-отчет, полученный при закрытии кассы АМС-100К.
Действия бухгалтера в программе Торговый Дом:
- выписка счета по клиенту “Розничный покупатель”.
-п о созданному счёту необходимо провести операцию «оплата» (счет должен получить статус “О”- оплачен).
- создание расходных накладных согласно номерам складов, указанным в чеках продажи.
Действия сотрудников склада при работе в “автономном режиме”
Если товар нужного размера и цвета отсутствует в торговом зале, то продавец выясняет фактическое наличие товара на складе путём поиска согласно правилам размещения товара на складе.
В случае если необходимый товар найден, то продавец записывает код товара в «акт приема передачи товара в Торговый зал», а кладовщик ставит свою подпись об отпуске данного кода.
В случае если товар не подошел клиенту, то товар возвращается продавцом на склад магазина и вычеркивается кладовщиком из акта передачи.
До конца рабочего дня все непроданные товары, взятые на примерку покупателю с основного склада, должны быть возвращены и вычеркнуты из акта.
После восстановления работоспособности ЛВС зав. складом производит сверку товара, списанного с электронных складов бухгалтером
Необходимо также учесть, что при работе магазина в автономном режиме выполняются процедуры возврата товара от покупателей (с оформлением вручную всех необходимых бумажных документов), которые также не отражаются в электронной базе, поэтому после восстановления работы ЛВС следует восстановить электронные документы по возврату товара.
Действия сотрудников магазина при работе с некондиционным товаром регламентируются:
Московский округ: положение о работе с некондиционным товаром от 01.07.05.
Региональные магазины: положение о работе с некондиционным товаром от 05.07.02, а также Инструкцией по дефектации товара в магазинах ТС СМ от 25.12.03.
Основные понятия при работе с некондиционным товаром:
Кондиционный товар – товар, не имеющий дефектов.
Некондиционный товар – товар, имеющий дефекты, независимо от условий и времени их происхождения.
Производственный дефект- дефект, возникший по вине производителя товара, в том числе и скрытый, т. е. выявленный при использовании товара.
Потребительский дефект- дефект, возникший по вине покупателя товара.
Технологический дефект- дефект, возникший вследствие хранения на складах, выставления в торговых залах магазина, при транспортировке товара и т.п.