Основы технологии обработки проволоки
Цель урока: сформировать представление о свойствах проволоки, инструментах по ее обработке, научить приемам гибки и соединения проволоки.
Изготавливаемое изделие: проволочные геометрические фигуры.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
При организации деятельности на уроке следует учитывать, что дети познакомились с проволокой в повседневной жизни. Это, конечно, в основном электрические провода, но не только.
Проволока имеется на кольцах для ключей от квартиры, из проволоки изготовлены отвертки и т. д. Проволока может быть мягкой и твердой, упругой и пластичной, «голой» и «в оплетке» из различных материалов. Свойства проволоки зависят в основном от материала, из которого она изготовлена, и толщины. Проволока белого цвета — алюминиевая, красного — медная, серого — стальная. Медная проволока хорошо гнется и хорошо сохраняет форму (пластичная). Алюминиевая проволока также пластична, но даже от небольшого количества сгибаний может переломаться. Стальная проволока упруга и придать ей требуемую форму весьма сложно.
На данном уроке следует познакомить учащихся со свойствами проволоки, сравнить ее свойства с нитками для вязания (ведь проволока — это металлическая нить), шпагатом, различными металлическими изделиями.
Основываясь на свойствах проволоки, учитель акцентирует внимание учащихся на основных технологических операциях по ее обработке: правке, гибке и соединении скручиванием. Напоминает и демонстрирует основные приемы работы. При этом вспоминает вместе с детьми основные правила безопасности.
Учитывая пластичность проволоки из цветных металлов, учитель предлагает ученикам согнуть ее в квадрат, прямоугольник, окружность и т. п. При этом важно вспомнить из математики основные геометрические фигуры, их характерные признаки, а также способы изображения на бумаге.
Геометрические формы окружают нас повсюду. Поэтому ученики могут найти их как в интерьере класса (прямоугольники потолка и стен, окружности светильников и др.), в канцелярских принадлежностях (прямоугольник линейки, треугольник, окружность ножниц и др.).
Как разнообразны геометрические фигуры, так же разнообразны и способы их получения. Наиболее простым, удобным и доступным является способ изображения с помощью циркуля, линейки и карандаша. При этом мы можем получить большое разнообразие геометрических фигур.
Как правило, придание проволоке формы какой-либо геометрической фигуры не всегда завершается успехом. Поэтому учитель обращает внимание на возможность использования шаблона. Изготовление его показано на с. 60 учебного пособия.
Следует обратить внимание учеников на то, что проколотые шилом отверстия, больше диаметра гвоздика, не позволят гвоздикам прочно держаться в гофрированном картоне, а неточности разметки и прокалывания отверстий могут привести к неточностям формы готового изделия.
Полученные фигурки из проволоки могут быть использованы в качестве украшений, но с ними можно провести интересные опыты.
Следует отметить, что задача трудового обучения — это не только формирование сенсомоторных навыков, приемов работы по выполнению различных технологических операций, но и формирование естественнонаучного мировоззрения. Компонентами последнего являются представления о конструкционных и инструментальных материалах, их свойствах и т. д. Важно также способствовать формированию положительной мотивации изучения естественнонаучных предметов и трудового обучения в базовой школе. Поэтому на данном уроке предлагается провести опыты с мыльными пузырями (с. 61).
Приготовление мыльного раствора не требует значительных усилий и описано в учебном пособии. Следует обратить внимание, что лучше использовать хозяйственное, а не туалетное мыло. При трудностях образования пленки следует добавить мыла в раствор, который должен быть концентрированным.
Когда спросим школьника, что произойдет, если мыльную пленку проткнуть иголкой, то получим ответ, что она лопнет. Каково же будет его удивление, когда иголка в руках учителя свободно пройдет сквозь пленку. Опыт довольно прост, имеет свое физическое обоснование. Но важно не это, а то, что с помощью данного опыта мы можем заинтересовать детей в опытнической работе и порекомендовать им взять в библиотеке книги «Занимательная физика», «Забавная химия» и др., провести дома с родителями и друзьями опыты, о которых затем рассказать и продемонстрировать одноклассникам.
Главным результатом данного урока может быть положительная мотивация детей на опытническую работу и поиск необходимой информации в литературе.
Фестиваль мастерства
Цель урока:актуализировать опыт учащихся по осуществлению стадий и этапов технологии изготовления изделий. Изготавливаемое изделие: декоративная рамка.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Учитель в беседе сообщает, что подошли последние недели учебы не только в IV классе, но и в начальной школе вообще. Скоро в «новую» школу, от одного учителя ко многим, из кабинета ручного труда в учебные мастерские по обработке металлов, древесины, текстильных материалов, пищевых продуктов.
За прошедшие годы учащиеся многое узнали, многому научились, многое сделали своими руками. Постигли азбуку ручного труда. Окончившим курс обучения, как правило выдается диплом. К сожалению, такие дипломы не предусмотрены Министерством образования. Поэтому дипломы можно изготовить собственными руками, оформить их в рамочку. В начальной школе дети неоднократно изготавливали различные рамочки.
Учитель предлагает детям самостоятельно выбрать вариант оформления рамочки. Чтобы диплом в рамочке нашел достойное место в интерьере, учитель предлагает с обратной стороны сделать петельку для крепления на стене и/или откидной упор при расположении на письменном столе.
Продолжая беседу, учитель говорит о том, что данный урок — это не просто выставка работ, а фестиваль, на котором каждое изделие, каждая поделка, каждый ученик должен найти свою роль и свое место. Этот урок может быть проведен вместе с родителями или быть генеральной репетицией перед родительским собранием.
На этом уроке важна не только подпись под работой, но и ее презентация, которая может осуществляться индивидуально, а лучше коллективно. Труд отдельного ученика должен органично вливаться в труд всего коллектива и быть представлен в виде инсценировки сказки, рассказа. Желательно также, чтобы сказки и рассказы были собственные, из собственной жизни, в том числе на уроках трудового обучения.
Непосредственная подготовка к этому уроку должна начинаться вначале учебного года, а реальная была начата еще в
I классе, когда ученики впервые взяли в руки «Азбуку ручного труда». На этом занятии можно вспомнить все занимательное и познавательное, что было на уроках. Главное, чтобы у детей сложилось осознание нужности своего труда и сформировалась потребность продолжить свои трудовые успехи (победы) в быту и дальнейшей учебе.
Итоговое занятие
Цель урока: способствовать осознанию опыта трудовой деятельности, формированию эмоционально-ценностного отношения к процессу и результатам труда.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Последний урок трудового обучения в начальной школе. Пора подвести итоги. И итоги эти нужно подвести вместе с детьми. На «Фестивале мастерства» уже были продемонстрированы реальные возможности каждого по изготовлению изделий из бумаги, картона, ткани, природных и нетрадиционных материалов.
На этом уроке следует обратить внимание детей на технологичность всей нашей жизни. Всегда есть потребность, за ней следует идея, которая реализуется с учетом реальных возможностей в виде образа, конструкции, плана, созидательной деятельности, оценивается, а в результате возникает новая идея. Стадии и этапы технологии есть в каждой деятельности: в труде и учебе, игре и общении. Важно понимать технологию.
На основном этапе исполнительской стадии технологии основными являются разметочные, обработочные и сборочные операции.
Сделав шаг (осуществив стадию, этап или операцию), следует остановиться, оценить его, подумать, надо ли делать второй шаг или вернуться и повторить первый. Впереди новая школа, новые успехи, новые материалы, инструменты, станки и приспособления, новые цели и задачи.
Оценивая результаты и процесс труда по изготовлению различных поделок, нужно осознать: чему научились, что можем сделать помимо предложенных в учебнике изделий. Стали ли мы настоящими помощниками родителям? Можем ли мы внести свой вклад в экономию бюджета семьи? Какие виды труда
нам наиболее интересны? Можем ли мы уже после окончания начальной школы сказать, что у нас сформированы определенные профессиональные интересы? Ответы на данные и подобные вопросы позволят сделать вывод об эффективности уроков трудового обучения, овладения азбукой ручного руда.
На этом уроке важно пропедевтически ознакомить учащихся с содержанием обучения в базовой школе, показать, что за азбукой ручного труда следует азбука мастерства. Они уже много знают, умеют, могут. Свои знания, умения, опыт они должны накапливать, совершенствовать, быть постоянными помощниками в школе и быту, удовлетворять свои потребности в трудовой деятельности.
Не следует данный урок сводить к формальному оцениванию выполнения программы и образовательного стандарта. Если что-то упущено, то этого уже не вернешь. Более важно сформировать положительную мотивацию на созидательный труд, на овладение технологической, экономической, экологической грамотностью.