Грузопереработка на складе
Одна из важнейших задач современной логистики – обеспечить, чтобы капиталовложения в оборудование грузопереработки приносили максимальную отдачу, воплощенную в росте производительности труда. Грузопереработка в логистике неизбежна, но следует стремиться к сокращению ее объемов до возможного минимума.
Основная масса операций грузопереработки в логистике приходится на складское хозяйство. Существует фундаментальное различие между обработкой упакованной продукции и обработкой жидких, насыпных или навалочных грузов. В последнем случае нет нужды в использовании защитной упаковки. Для разгрузки сыпучих, жидких и газообразных материалов применяют специализированное оборудование. Ниже мы будем рассматривать главным образом переработку упакованной продукции.
Требования к системам грузопереработки.
1. Оборудование, используемое для грузопереработки и хранения, должно быть максимально стандартизированным .
2. Конструкция системы грузопереработки должна в максимальной степени обеспечивать непрерывность материального потока.
3. Инвестиции следует направлять преимущественно в оборудование для перемещения грузов, а не в стационарное оборудование.
4. Нужно стремиться к максимальной загрузке оборудования.
5. При выборе оборудования грузопереработки следует стремиться к минимизации отношения веса подъемно-транспортных механизмов к их грузоподъемности (полезной нагрузке).
6. Конструкция системы должна предусматривать максимально возможное использование естественной силы тяжести.
Системы грузопереработки бывают механизированными, полуавтоматизированными, автоматизированными и компьютеризованными. В механизированных системах рабочие используют подъемно-транспортное оборудование для приемки, перемещения и отправки грузов. При этом значительную часть издержек составляют расходы на оплату труда. В автоматизированных системах, напротив, крупные инвестиции в оборудование позволяют сократить долю ручного труда до экономически оправданного уровня. Автоматизации поддаются практически все операции грузопереработки. Когда автоматизация охватывает только часть операций, а остальные выполняются вручную, говорят о полуавтоматизированной системе грузопереработки. Компьютеризация обеспечивает максимальный контроль над использованием механического подъемно-транспортного оборудования.
Механизированные системы
В механизированных системах применяется множество разновидностей подъемно-транспортного оборудования. Наиболее распространены вилочные погрузчики, самоходные погрузчики поддонов, бугельные буксировочные линии, тягачи с полуприцепами, конвейеры и карусельные механизмы [7, c. 377-378].
Механизация погрузочно-разгрузочных работ
Для выполнения внутрискладских операций, операций по приёмке и отправке материалов используются различные средства механизации, которые делят по принципу работы на две группы:
· машины циклического действия, (краны, погрузчики);
· машины непрерывного действия, (конвейеры, транспортёры).
Потребное количество машин на складе определяется по формуле:
N = , (23)
где Qсм – объём переработки в смену, т.;
Wсм – сменная производительность машины, т/см.
Wсм = Tсм · Wч · Kисп.вр., (24)
где Tсм – продолжительность рабочей смены, час;
Wч – часовая производительность машины, т/ч;
kисп..вр – коэффициент использования рабочего времени.
Для машин циклического действия часовая производительность определяется по формуле:
Wчц = qн · kисп.гр. , (25)
где Wчц - часовая производительность машины циклического действия, т/ч;
tц – продолжительность рабочего цикла машины, мин.;
qн – номинальная грузоподъёмность машины, т;
kисп.гр – коэффициент использования грузоподъёмности машины.
Продолжительность рабочего цикла машины складывается из времени движения к месту приёма груза (захвата), транспортировки его к месту укладки, укладки груза и возвращения к месту захвата груза или приёма груза.
Для машин непрерывного действия при транспортировке штучных грузов часовая производительность определяется по формуле:
Wч = , (26)
где Wч - часовая производительность машин непрерывного действия, т/ч;
V – скорость движения ленты, м/сек;
q шт. – вес груза на ленте транспортёра, кг;
d – расстояние между грузами на ленте транспортёра, м.
Для машин непрерывного действия при транспортировке сыпучих грузов часовая производительность определяется по формуле:
Wч = 3600·V·F·γ, (27)
где V – скорость движения ленты, м/сек;
F – площадь поперечного сечения, м2;
γ – объёмный вес груза, т/м3 [11, c. 340-342].