Комплекс 1. | | Собака | | У собачки острый носик, | Правая ладонь на ребро, на себя. | | Есть и шейка, | Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. | | Есть и хвостик. | Мизинец попеременно опускается и поднимается. | | | | | |
| Кошка | | А у кошки ушки Ушки на макушке, | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. | | Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. | Указательный и мизинец подняты вверх | | | | | | | Мышка | | Серенький комок сидит | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. | | И бумажкой все шуршит. | Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | | | | | |
| Зайка и ушки | | Ушки длинные у зайки, | Пальчики в кулачок. | | Из кустов они торчат. | Выставить вверх указательный пальцы. | | Он и прыгает и скачет, | Ими шевелить в стороны | | Веселит своих зайчат. | Ими шевелить в стороны | | | | | | | Лошадка | | У лошадки вьется грива, | Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. | | Бьет копытами игриво. | Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. | | | | | |
| Коза | | У козы торчат рога, | Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. | | Может забодать она. | Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. | | | | | | | Идет коза рогатая | | Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. | Правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. | | Ножками топ-топ! | Кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям. | | Глазками хлоп-хлоп! | Хлопать в ладоши. | | Кто каши не ест, Молока не пьет, | Грозить пальчиком | | Того коза забодает, забодает. | Изображая рога, делать движение вперед к детям | | | | | |
| Гусь | | Гусь стоит и все гогочет, | Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. | | Ущипнуть тебя он хочет. | Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу | | | | | | | Петушок | | Петушок стоит весь яркий, | Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. | | Гребешок он чистит лапкой. | Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх | | | | | |
| Птенчики в гнезде | | Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо. | Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью | | Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. | Шевелить руками | | | | | | | Птичка | | Пальчики - головка, | Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, | | Крылышки - ладошка. | остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими | | | | | |
| Прятки | | В прятки пальчики играли | Ритмично сгибать и разгибать пальцы. | | И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. | Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках. | | | | | | | Улей | | Вот маленький улей, где пчелы | Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. | | Спрятались, никто их не увидит. | Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. | | Вот они показались из улья. | Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. | | Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з-з! | Пальцы разжаты и разведены в стороны. | | | | | |
| Черепаха | | Вот моя черепаха, она живет в панцире. | Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. | | Она очень любит свой дом. | Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. | | Когда она хочет есть, то высовывает голову. | Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. | | Когда хочет спать, то прячет ее обратно. | Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. | | | | | | | На лужок | | На лужок пришли зайчата, | Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки | | Медвежата, барсучата, | При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно | | Лягушата и енот. | При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно | | На зеленый на лужок | При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно | | Приходи и ты, дружок! | При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно | | | | | |
| Моя семья | | Этот пальчик - дедушка, | Дети держат руки зажатыми в кулачки. Открывается большой палец. | | Этот пальчик - бабушка, | Открывается указательный палец. | | Этот пальчик - папочка, | Открывается средний палец. | | Этот пальчик - мамочка, | Открывается безымянный палец. | | Этот пальчик буду я - | Открывается мизинец. | | Вот и вся моя семья. | Дети сжимают и разжимают кулачки | | | | | | | Сорока | | Сорока, сорока, Кашу варила, | Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. | | Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. | Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. | | А этому не дала: | Показать мизинец | | «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Ничего не получил». | Грозить пальчиком и качать головой | | | | | |
| Поиграем в пальчики | | Большаку дрова рубить, | Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. | | А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, | Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. | | А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. | Шевелить пальцами обеих рук. | | | | | | | Пальчик-мальчик | | - Пальчик-мальчик, где ты был? | Показать большие пальцы на обеих руках. | | - С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. | Затем поочередно соединять их с остальными пальцами. | | | | | |
| Вышли пальчики гулять | | Раз, два, три, четыре, пять -- Вышли пальчики гулять. | Поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. | | Раз, два, три, четыре, пять -- В домик спрятались опять. | Поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца. | | | | | | | Замок | | На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? | Пальцы в «замочек». | | Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили | Затем стучать о стол «замочком». Затем круговые движения «замочком», | | И открыли! | Показать ладошки. | | | | | |
| Пять пальцев | | На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, Пять держальцев. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. | | Чтоб строгать и чтоб пилить, | На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках. | | Чтобы брать и чтоб дарить. | На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках. | | Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! | Разжать пальчики на обеих руках. | | | | | | | Капустка | | Мы капустку рубим-рубим, | Движения прямыми ладонями вверх-вниз. | | Мы капустку солим-солим, | Поочередное поглаживание подушечек пальцев. | | Мы капустку трем-трем, | Потирать кулачок о кулачок. | | Мы капустку жмем-жмем. | Сжимать и разжимать кулачки. | | | | | |
| Повстречались | | Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», | Соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | | Два щенка: «Ав-ав!», | Соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | | Два жеребенка: «Иго-го!», | Соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | | Два тигренка: «Р-р-р!», | Соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | | Два быка: «My-у!». | Соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. | | Смотри, какие рога. | Показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. | | | | | | | Зайцы | | Скачет зайка косой | Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить | | Под высокой сосной. | Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. | | Под другою сосной | Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. | | Скачет зайка другой. | Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. | | | | | |
| Кошка и собака | | Вышла кошечка вперед, | Указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнут сверху. | | К нам идет, хвостиком играет. | Левой ладонью машем у основания правой кисти. | | Ей навстречу из ворот | Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. | | Две собаки выбегают. | Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы, соединены вместе. | | | | | | | Перестук | | Поднял ушки бурундук, | Правая рука. Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | Он в лесу услышал звук: | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | - Это что за громкий стук, | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | Тук да тук, тук да тук? | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | - А пойдем сказал барсук, | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | - Сам увидишь этот трюк: | Левая рука. Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | Это дятел сел на сук | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | И без крыльев и без рук | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | Ищет он, где спрятан жук, | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | - Вот и слышен перестук. | Пальцы по очереди поднимать и резко отпускать. | | | | | Комплекс 3. |
| Пальчики кивают | | Вот и встретилась семья. | Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку кивание одного пальца по очереди 2-4 «кивка». | | Рад тебя увидеть я. | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Всех мы в гости пригласили, | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Всех здороваться учили. | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Может пальчик номер пять | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | В знак приветствия кивать, | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Безымянный может ниже, | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Средний силой не обижен, | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | Этот знает все на свете, | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | А вот этот любят дети. | Кивание одного пальца 2-4 «кивка». | | | | | | | Сидит белка на тележке | | Сидит белка на тележке, Продает она орешки: | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, | | Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. | Поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого. | | | | | |
| Прогулка | | Пошли пальчики гулять, | Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. | | А вторые догонять. | По столу двигаются указательные, | | Третьи пальчики бегом, | Движение по столу средних пальцев в быстром темпе | | А четвертые пешком. | Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, | | Пятый пальчик поскакал | Мизинцы скачут | | И в конце пути упал. | Хлопок обоими кулаками по поверхности стола | | | | | | | Цветок | | Вырос высокий цветок на поляне, | Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. | | Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести пальчики | | Всем лепесткам красоту и питанье | Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. | | Дружно дают под землей корешки. | Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | | | | | |
| Колечки | | Птичек мы окольцевали, | Большой и указательный пальцы правой руки смыкаем в кольцо и по очереди надеваем на пальцы левой руки - от большого до мизинца. | | Наблюдали, узнавали | Надеваем на пальцы левой руки | | Улетев в какие дали, | Надеваем на пальцы левой руки | | Где морозы переждали, | Надеваем на пальцы левой руки | | Что пернатые клевали, | Надеваем на пальцы левой руки | | Гнезда, где свои свивали, | Надеваем на пальцы левой руки | | Где вы яйца отложили, | Затем делаем кольцо из пальцев левой руки и по очереди надеваем колечко на пальцы правой руки. | | Как вы бури пережили, | Надеваем колечко на пальцы правой руки. | | Сколько вы в конце концов, | Надеваем колечко на пальцы правой руки. | | В гнездах вывели птенцов? | Надеваем колечко на пальцы правой руки. | | | | | | | Дом и ворота | | На поляне дом стоит, | Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев. | | Ну а к дому путь закрыт. | Большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. | | Мы ворота открываем, | Ладони поворачиваются параллельно друг к другу. | | В этот домик приглашаем. | То же, что на первую. | | | | | |
| В гости к пальчику большому | | В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому | Выставляем вверх большие пальцы, -- соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. | | Указательный и средний, | Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно | | Безымянный, и последний Сам мизинчик-малышок Постучался о порог. | Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. Кулачки стучат друг о дружку. | | Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя | Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках. | | | | | | | Апельсин | | Мы делили апельсин | Дети двумя руками держат предполагаемый апельсин. | | Много нас, а он один. | Показывают десять пальцев, а потом один. | | Эта долька - для ежа, | Загибают большой палец руки. | | Эта долька - для стрижа, | Загибают второй палец. | | Эта долька - для утят, | Загибают средний палец. | | Эта долька - для котят, | Загибают безымянный палец. | | Эта долька - для бобра, | Загибают мизинец. | | А для волка - кожура. | Бросают предполагаемую кожуру рукой. | | Он сердит на нас - беда!!! | Изображают испуганный вид. | | Разбегайтесь кто куда! | Делают движения руками в стороны. | | | | | |
| Журавль и диковинка | | Длинноногий журавель | Правую руку вытянуть вверх, соединить большой и указательный пальцы. | | На мельницу ездил, на мельницу ездил, | Руки прямые перед собой махать руками в одной плоскости влево - вправо. | | Диковинку видел | Руки вниз ладони перпендикулярно полу, удивиться. | | Коза муку мелет, | Соединить пальцы мизинец и большой внутрь поместить большой, вверху остаются рога указательный и безымянный. | | Козел засыпает, | Большой палец внутрь ладони сверху средний и большой, рога- мизинец и указательный. | | А маленькие козлята | Руки в кулачки выставить указательные пальцы приставить к бокам головы. | | Муку выгребают. | Пальцы рассвести делать загребающие движения к себе. | | Сова из-за угла смотрит, | Соединить большой и указательный пальцы обеих рук колечком приставить к своим глазам. | | Ногами топочет, | Топать ногами. | | Головою вертит. | Крутить влево и вправо головой. | | | | | | | Елка | | Елка быстро получается, | Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). | | Если пальчики сцепляются. | Пальчики выставляются вперед. | | Локотки ты подними, | Локотки к корпусу не прижимаются. | | Пальчики ты разведи. | Пальчики выставляются вперед. | | | | | |
| Колокольчик | | Колокольчик все звенит, | Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, | | Язычком он шевелит. | Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. | | | | | | | Кулачок | | Как сожму я кулачок | Руки ребенка лежат на коленях ладонями вниз. Сжимаем руку в кулак. | | Да поставлю на бочок | Ставим кулак большим пальцем вверх. | | Разожму ладошку, | Распрямляем кисть. | | Положу на ножку. | Рука кладется на колено ладонью вниз. | | |