Раздел 1. Общее представление об организации
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра Экономики и управления
Согласовано Утверждено
Председатель совета факультета на заседании кафедры
____________ протокол №___от__________
Факультета__________________ Завкафедрой______________
Учебно-методический комплекс дисциплины
Теория организации
Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть»
Направление подготовки
Государственное и муниципальное
управление»
Профиль подготовки
Антикризисное государственное и муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения
Очная
Разработчик (составитель) УМК
Кандидат экономических наук
Доцент Чаусова Юлия Сергеевна ___________ «___» 20 ___г.
Стерлитамак, 2012 г.
Содержание учебно-методического комплекса:
1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: ………………………………………..3
2. Цель освоения дисциплины: ………………………………………………………………..…3
3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины согласно ФГОС ВПО:………………………………………3
4. Рабочая программа учебной дисциплины: ……………………………………………….….14
5. Образовательные технологии:…………………………………………………………….…..23
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: ………………….…33
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: ………………………………….…..34
8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя: ………………………….…34
9. Методические указания для студентов: ……………………………………………………...36
10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы: ………………………….….38
11. Контрольно-оценочные материалы: ………………………………………………………..…45
12. Рейтинг-планы дисциплины по семестрам: …………………………………………………..53
1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Программа курса «Теория организации» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация(степень) «бакалавр»), утверждённому Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 41. Учебная дисциплина «Теория организации» входит Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» учебного плана. Дисциплина изучается студентами на первом курсе в течение второго семестра.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке курсовых работ и дипломной работы, выполнении научных студенческих работ.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, умения и компетенции, параллельно формируемые при изучении следующих учебных дисциплин: философия, экономическая теория, риторика.
Полученные в процессе обучения знания и умения могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: теория управления, основы государственного и муниципального управления, государственная и муниципальная служба, этика государственной и муниципальной службы.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||
1. | Теория управления | X | X | X | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
3. | Основы государственного и муниципального управления | X | X | X | Х | Х | Х | Х | Х | |||||||
4. | Государственная и муниципальная служба | Х | Х | |||||||||||||
5. | Этика государственной и муниципальной службы | Х | Х |
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория организации» являются:
- привить специальные знания, умения и навыки практического использования современных достижений теории организации, что позволит слушателям профессионально решать задачи в области организационной деятельности;
- обучить студентов основам системного подхода к решению задач управления функционированием и развитием организации;
- сформировать у студентов специальные знания для повышения эффективности хозяйственных организаций;
- показать объективный характер формирования структурного построения организаций как традиционного, так и современного типов, практическую необходимость не только знания объективных законов, но и повседневную опору на них, в практической деятельности организаций.
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно ФГОС ВПО:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
Общекультурных:
ОК-2 - знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения;
ОК-7 - способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;
ОК-10 - способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива.
Профессиональных:
ПК-7 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;
ПК-13 - способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач;
ПК-16 - умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- современные тенденции в развитии организационных форм бизнеса;
- содержание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления об управленческой деятельности;
- современные методы социально-экономической диагностики, идентификации и распознавании образов, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью компьютера;
- виды структур управления и их основные характеристики;
- условия применения, достоинства и недостатки структур управления механического и органического типов;
- основные подходы к организации работ по разработке внутрифирменных организационных регламентов.
Уметь:
- использовать принципы построения структур управления при решении конкретных задач, связанных с изменением или формированием новой структуры управления;
- организовать и провести практические исследования уровня организационного порядка и осуществлять выбор такого вида структуры управления, который в наибольшей степени отвечает потребностям организации;
- оценивать эффективность действующей и (или) предлагаемой структуры управления организацией.
Владеть:
- методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;
- методами проектирования организационных структур управления,
- разработки управленческих решений, поиска новых форм организации труда.
Трудоёмкость, структура дисциплины и содержание её модулей, разделов и тем:
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, зачётных единиц 3, из них: аудиторная нагрузка – 54 часов; самостоятельная работа – 54 часов. Аудиторные часы: 24 часов – лекций; 30 часов – семинарских занятий.
Наименования разделов и тем дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущ. контроля успеваем. (по неделям семестра) Форма промеж. аттестации (по семестр.) | |||||
Аудиторные занятия, из них | Самостоятельная работа | ||||||||
Лекции | Практические. занятия | КСР | |||||||
Модуль 1. Раздел 1.Общее представление об организации | |||||||||
Тема1: Теория организации и её место в системе научных знаний | Тестирование Контрольный опрос | ||||||||
Тема2: Организация в интерпретациях традиционных школ управления | Тестирование Контрольный опрос | ||||||||
Тема3: Организация в интерпретациях отечественных школ управления | Тестирование | ||||||||
Раздел 2. Организация и управление | |||||||||
Тема4: Системные основы организации | Задачи для ситуационного анализа (интерактивная форма) Тестирование | ||||||||
Тема5: Типология организаций | Контрольный опрос Тестирование | ||||||||
Тема6:Экономическая организация: понятие, формы, виды | Контрольный опрос | ||||||||
Тема7: Социальная организация | 6-7 | Контрольный опрос Тестирование | |||||||
Тема8: Хозяйственные организации | Деловая игра (интерактивная форма) Тестирование | ||||||||
Тема9: Структурный подход к организации | Тестирование | ||||||||
Тема10: Организационная культура | 10-11 | Кейсы (интерактивная форма) Тестирование | |||||||
Обобщающий кроссворд по модулю 1 | |||||||||
Раздел 3. Законы и принципы организации | |||||||||
Тема11: Основополагающие законы организации | Коллоквиум (интерактивная форма) | ||||||||
Тема12: Законы организации второго уровня | Задачи для ситуационного анализа (интерактивная форма) | ||||||||
Тема13: Принципы организации | Коллоквиум (интерактивная форма) | ||||||||
Раздел 4. Анализ систем и устройство организации | |||||||||
Тема14: Анализ систем | |||||||||
Тема15: Анализ внешнего окружения организации | 15-16 | Контрольный опрос Тестирование | |||||||
Тема16: Организационные технологии | Контрольный опрос Тестирование | ||||||||
Тема17: Коммуникации в организациях | Коллоквиум (интерактивная форма) Тестирование | ||||||||
Обобщающий кроссворд по модулю 2 | |||||||||
Итоговый контроль остаточных знаний по модулю 1, модулю 2 | |||||||||
Итоговый тест по курсу «Теория организации» | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
Таблица 2 – Содержание разделов дисциплины и шифр формируемых компетенций:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Шифр компе- тенции |
Модуль 1. Общее представление об организации. Организация и управление. | |||
Теория организации и её место в системе научных знаний | Появление понятия «организация». Природа, сущность и особенности проявления организации. Выделение, становление и развитие всеобщей организационной науки. Предмет и метод теории организации. Классификация и применение системы подходов, методов исследования организационных отношений. Место теории организации в системе современных знаний. Взаимосвязь науки с другими областями знаний. Роль и значение теории организации в науке и практике. Концепция жизненного цикла организации. Классическая модель жизненного цикла организации. Организационные изменения и развитие организации. Разработка и реализация управленческого воздействия, обеспечивающего осуществление организационных изменений на основе развития жизненного цикла организации. Взаимосвязь жизненных циклов продуктов, товаров, услуг и учет основных характеристик развития организации в ходе планирования организационных изменений. Стадии жизненного цикла организации. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Организация в интерпретациях традиционных школ управления | Возникновение и становление научных представлений об организации. Классическая теория организации. Административная теория организации. Бюрократическая теория организации. Неоклассическая школа. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Теория организации на основе транссакционных издержек. Современная теория организации. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Организация в интерпретациях отечественных школ управления | «Тектология» А.А. Богданова. «Индустриальная утопия» О.Ерманского. «Социальная инженерия» А.К. Гастева. Харьковская школа управления. Конструктивизм Н.А. Витке. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Системные основы организации | Формирование системных представлений. Взаимоотношение понятий «система» и «организация». Понятия, характеризующие строение систем. Свойства систем. Классификации систем по различным основаниям. Хронологическая классификация основных организаций. Классификация социальных организаций. Восприятие, идентификация и применение проявлений организации как системы. Понятия системы и подсистемы. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Типология организаций | Роль типология в науке. Основания, по которым можно строить типологию организаций. Понятие деловых организаций. Основные черты союзных (общественных) организаций. Преимущества и недостатки организационных структур: (элементарной, функциональной, дивизиональной, матричной). Признаки выделения малых предприятий, тенденции развития. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций в России. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Экономическая организация: понятие, формы, виды | Общие характеристики организации. Организационно-правовые формы ведения бизнеса. Внешняя среда организации и её составные элементы (среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия). Типология организаций. Типология организаций с точки зрения соотношения естественных условий для деятельности и искусственных усилий персонала и управленцев. С точки зрения взаимоотношений организации с внешней средой организации делятся на механистические и органические. Типология организации по характеру взаимодействия организации с отдельно взятым работником. Типология организации по характеру взаимодействия работников в организации. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Социальная организация | Что понимается под социальной системой, её основные структурные элементы. Характеристика различных уровни социальных систем. Сущность подходов к понятию «социальная организация». Виды связей в социально-экономических организациях. Классификация социальных организаций по правовому статусу. Характеристику государственных и муниципальных организаций. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Хозяйственные организации | Определение хозяйственной организации. Признаки хозяйственной организации. Основные единичные организационные формы организаций (банк, биржа, венчур, джоббер, завод, корпорация, фабрика). Основные групповые организационные формы организаций (ассоциация, картель, комбинат, консорциум, концерн, корнер, синдикат, трест, ФПГ, холдинг-компания). | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Структурный подход к организации | Понятие и сущность организационной структуры. Критерии классификации организационных структур управления. Классические концепции организационных структур управления. Матричная организационная структура. Сетевая структура организации. Организационные параметры, характеризующие состояние организации. Требования к организационной структуре. Соотношение структурных и функциональных изменений в организации. Эффективность организации при оптимизации организационной структуры. Концентрация и децентрализация производства. Диверсификация производства. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Организационная культура | Понятие и сущность организационной культуры. Элементы организационной культуры. Понятие субкультуры в организации. Функции организационной культуры. Характеристики типов организационной культуры. Принципы построения и формирования организационной культуры. Взаимосвязь и изменение культуры в зависимости от стадии жизненного цикла организации. Управление культурой организации. Кросс-культурные проблемы международного менеджмента. Особенности российской культуры | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Модуль 2. Законы и принципы организации. Анализ систем и устройство организации. | |||
Основополагающие законы организации | Общая характеристика законов организации и наличие общего в системах разной природы. Закон синергии. Синергия как единство многообразия. Организационные связи и взаимодействия. Тенденция расширения границ систем и факторы роста за счет интеграции. Естественные пределы и искусственные ограничения, ассоциации и объединения предприятий. Закон самосохранения. Самосохранение как поддержание и воспроизводство (репродукция) внутренних взаимосвязей системы. Закон самосохранения и экология. Уровни выживаемости систем. Замена части – сохранение целого. Экономия ресурсов на функционирование. Накопление ресурсов и реализация резервов на развитие. Закон развития. Смена фаз жизненного цикла системы. Жизненные циклы социальной, и в том числе хозяйственной организации. Сложность систем и соотношения фаз жизненного цикла. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Законы организации второго уровня | Закон информированности-упорядоченности. Общие сведения об управленческой информации. Особенности использования данных и информации. Характеристики управленческой информации. Организация безопасности информации. Особенности закона информированности-упорядоченности. Закон единства анализа и синтеза. Анализ и синтез как элементы человеческого познания. Закон единства, его следствия и принципы выполнения. Методика управленческого анализа и синтеза организаций. Закон композиции и пропорциональности. Философия гармонии. Объект и цели гармонизации. Закон композиции и пропорциональности (гармонии). Принципы закона: принцип планирования; принцип координации; принцип полноты. Законы социальной организации.Общее и особенное в социальных организациях. Человек в организации. Принципы оптимизации деятельности людей. Принципы организации организаций. Принципы организации людей. Взаимосвязь законов организации. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Принципы организации | Статический и динамический типы организации. Принципы приоритета и соответствия. Принципы формирования процесса организации. Принципы рационализации. Кружки качества. Основы проектирования организационных систем. Формирование внутренних и внешних механизмов организационных систем. Технология создания и регистрации организаций. Разграничения сфер влияния. | ОК-2, ОК-7, ОК-10, ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Анализ систем | Определение анализа и синтеза систем. Процедура исследования систем. Область применения системного анализа. Модели систем как основания декомпозиции. Определение понятия агрегирование и эмерджментность систем. Системный анализ. Методы системного анализа: аналитические, статистические, теоретико-множественные, логические, лингвистические, графические. Основные этапы системного анализа. Методы активации творческого мышления: метод «мозговой атаки», метод Дельфи, метод экспертных оценок, метод «дерева целей», метод отрицания и конструирования, метод систематического покрытия поля, метод синектики. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Анализ внешнего окружения организации | Внешняя среда и адаптация системы. SWOT-анализ. Прцедура оценки сильых и слабых сторон. PEST- анализ. Анализ влияния параметров ближайшей внешней среды. Анализ влияния параметров дальней внешней среды. ПРиМ-анализ. Перечень угроз. Анализ эффективности переработки ресурсов в организации. Анализ уровня менеджмента в организации. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Организационные технологии | Понятие организационной технологии. Структура технологии: физические объекты, процессы, ноу-хау Уровни организационной технологии: производственная, управленческая, сервисная (вспомогательная). Типы технологий. Классификации Дж. Вудворд и Ч. Перроу. Ремесленная, рутинная, инженерная и нерутинная технологии. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. | |
Коммуникации в организациях | Значение и сущность коммуникации в управлении. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Значение обратной связи. Каналы коммуникации. Типы коммуникативных структур. Коммуникации между организацией и внешней средой. Неформальные коммуникации. Межличностные коммуникации. Коммуникационный менеджмент. Коммуникация в маркетинге. | ПК-7, ПК-13, ПК -16. |
Содержание разделов дисциплины
Лекционный курс «Теории организации» раскрывает понятийный аппарат в данной области знания, проблемы науки, логику ее развития, даёт цельное представление о предмете, показывая его связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивают профессиональные интересы, определяют содержание практических и самостоятельных занятий.
Содержание лекций по «Теории организации» устанавливается на основе требований к структуре основных образовательных программ бакалавриата. Это заставляет перейти на жесткую систему отбора используемого материала. В лекциях, наряду с систематическим изложением фундаментальных основ науки, преподаватель высказывает свое отношение к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив развития.
Каждая лекция строится таким образом, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями. Вследствие этого, все отдельные лекции курса «Теория организации» требуют взаимосвязи, последовательности и единства цели. Весьма важной здесь является связь лекционного материала с практическими занятиями и самостоятельной работой студентов. К основному правилу построения лекций относится правило «трех основных частей». То есть каждая лекция состоит из трех основных частей: введения, изложения содержательной части и заключения:
1. Вводная часть. Здесь происходит формирование цели и задач лекции. Формулируется тематическая проблема. Характеризуется состояние вопроса. Происходит установление связи с предыдущими темами.
2. Изложение материала по теме лекции. Осуществляется демонстрация опыта по проблеме. Приводится характеристика различных точек зрения, определение своей позиции, формулирование частных выводов. Возможен показ связей с практикой. Отмечаются достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Описывается область применения.
3. Заключение. Происходит формулирование основного вывода по теме лекции, ответы на вопросы студентов. В данной части лекции освещаются вопросы для самостоятельной работы студентов по данной теме.
Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает студентов к восприятию основной информации по курсу «Теория организации». Здесь рассматриваются задачи, поставленные перед данной областью науки. Методически вводная лекция строится так, чтобы у студентов появился интерес к данной науке, сложилось о ней цельное представление.
От того, как пройдет вводная лекция, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения со студентами. По первой лекции можно судить, установилась ли обратная связь преподавателя со студентами. Форма изложения лекционного материала определяется индивидуальными особенностями, методической подготовленностью, педагогической квалификацией преподавателя, а также содержанием и задачами лекции, наличием наглядных пособий, степенью подготовленности студентов.
На заключительной лекции подводятся итоги работы по всему курсу, внимание студентов обращается на практическую реализацию полученных знаний, рекомендуется литература для дальнейшего изучения различных проблем данной области науки.
Модуль 1.
Раздел 1. Общее представление об организации