Современные виды услуг и формы обслуживания
К современным видам услуг и формам обслуживания^ носятся:
• шведский стол,
• тематические буфеты,
• i гол-экспресс,
• тл-экспресс,
оизнес-ланч,
воскресный бранч,
i • презентация,
• кофе-брейк,
• happy hour (счастливый час),
• русский стол,
• I .inner (линер),
• Dinner (динер).
Прогрессивной формой обслуживания в ресторанах явля-ип| обслуживание по типу шведского стола. Организация имнтрака или обеда в виде классического шведского стола в отелях, пансионатах, на приемах подробно рассмотрена в г nil не 8.
Рассмотрим другой вариант организации шведского столп с использованием специальной линии раздачи финского производства МЭТОС (рис. XXXXIV). Она состоит из отдельных секций, которые устанавливают в определенной после-дпиательности. В комплект входят тележки для подносов, те-(И'жки для тарелок, охлаждаемый передвижной прилавок ач)1 холодных блюд и закусок, элекггромармит для горячих «■•■под, состоящий из трех секций. Блюда подают на линию римдачи в функциональных емкостях. В начале линии гость Ги-рст поднос, ставит на него тарелку, на которую кладет N'li'f), и движется вдоль линии самообслуживания, выбирая •I иорционируя закуски из фарфоровых блюд приборами для раскладки на свою тарелку, затем подходит к мармитам и in>ii;ip по его просьбе наливает суп в бульонную чашку, рас-к ыдывает второе блюдо на тарелку; десерт и напиток гость г.| |и'т сам с охлаждаемого прилавка или наливает сок из corn «охладителя.
В данном случае шведский стол1 работает по методу самообслуживания и выполняет только функции раздачи пи-
Обслуживание на предприятиях общественног
щи, а потребление ее осуществляется в зале за обеде столами с подносов. На столы ставят фужеры, прибь специями, вазочки с бумажными салфетками. Оборудс фирмы МЭТОС позволяет в сравнительно небольших щениях за короткое время обслужить значительное потребителей.
Современные ресторанные технологии предлагают,! матические шведские столы (буфеты), которые п ляют обеспечить максимум сервисных услуг гостям и им возможность попробовать большое количество де сов и блюд из сравнительно дорогих продуктов. Расе некоторые из них.
Экзотический шведский стол организуют для лк~„ путешествий и предлагают на выбор блюда индийской тайскрй и индонезийской кухонь. Это индийские салат свежих овощей; японское суши с крабами; весенние ды, запеченные на гриле, с арахисовым соусом; мар» ная курица с кунжутом; пельмени и жареный рис — ь^. ческие китайские блюда; арахисовое сливочное масло донезии; а также жаркое (большой кусок жареного _.. экзотическим гарниром), салаты из экзотических фр] (киви, ананасов, апельсинов), кокосовое бланманже с из манго.
На аперитив гостям предлагают коктейль Сингащ слинг (джин, вишневый ликер, лимонный сок, ана* сок, гранатовый сироп, содовая вода), или джин с Тип» или безалкогольный тропический коктейль из ананасового^ ка с соком лаймов (сладких лимонов) и гранатовым сира
В качестве алкогольных напитков гостям предлагают.! тай (китайская водка), крепленое белое вино (сухое а ское или бургундское), красное вино Бордо, Божоле, вое вина
Столы оформляют в национальном стиле, экв— Например, можно накрыть стол в китайском стиле . красной юбкой из ткани, имитирующей лаковую плес поверхность столешницы задрапировать шелковыми ми красного и черного цветов, при этом можно ncnoj посуду в виде треугольников черного цвета и та| стеклокерамики.
Mia 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания 391
Для накрытия стола по-индонезийски следует использо-и.щ, яркие, светящиеся тона, такие как насыщенный фио-:• I ово-розовый, бирюзовый, зеленый или ярко-синий и бе-n.iii. Восточный колорит можно создать, украсив стол паль-моными листьями, мотивами джунглей, плавающими в •носких вазах головками лилий. Плетеные корзинки с полот-•шмыми салфетками под хлеб, лубяные вазы под фрукты, ирракотовая посуда, а также китайские палочки, веера дополнят экзотику восточного стола. Суши следует подавать на •ирном лакированном подносе или на японской дощечке специально для этого блюда.
Рыбный шведский стол становится все более популярным для гурманов. В меню включают весенний салат с копченой лососиной, рыбный паштет, улитки из молодой селедки « редисом, сельдь натуральную с картофелем и маслом, •■«•'1ьдь с гарниром, камбалу маринованную со сладким перцам, кокиль из рыбы. На десерт предлагают желе из ревеня и клубники, сдобный пирог со сливками. В качестве апери-iiiiiu предлагают крюшон Холодная утка (сухое белое вино, минеральная вода, сухое шампанское, лимон); безалкогольный коктейль Прохлада (виноградный и лимонный соки, минеральная вода).
Из алкогольных напитков рекомендуют сухое белое вино (Шабли, Рислинг) и розовое вино Роз д'Анжу.
К кофе предлагают ликер (Драмбуйе, Тиа Мариа) и коньяк. Стол накрывают скатертями зеленых и синих тонов. В ка-•н-с тве декоративных элементов используют морские камешки, раковины, морские звезды, маленькие стеклянные шарики, подносы и блюда в форме рыб, кораблики. Эффект моря дополняют стеклянные вазы с сине-зелеными свечами, которые отражаются в зеркалах. Стопки тарелок из стекло-и частика могут иметь форму раковин. На верхней тарелке нуждой стопки располагают полотняную салфетку, сложенную в виде джонки. Официанты должны быть одеты в мор-
■ кую форму.
Идея создания шведского стола, стилизованного под те-"vi/, впервые была реализована в Москве в ресторане «Елки палки». Телега (раздача) в виде салат-бара предлагает югтям 50 наименований холодных закусок и солений (на вы-
Обслуясйвйние на предприятиях общественнс
ни 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
бор). В стоимость шведского стола входит рюмка водки, i рую официант приносит гостю, когда он садится за стол, тывая, что в стоимость блюд этого ресторана заложена большая рентабельность, количество подходов к швёдс! етолу равно единице. Остальные блюда (супы, вторые да, десерт, горячие напитки), а также алкогольные и хладительные напитки официанты предлагают гостям ию а ля карт.
Зал-экспресс предназначен для быстрого обслу.™.*
потребителей в тех ресторанах, где не используется и
ский стол. Основой этой формы обслуживания является
шетный стол, установленный вдоль стены на рассч
1,5 м от нее; На етол, накрытый юбкой, выставляют
ные закуски (различные салаты, рыбные, мясные ли
ные блюда, сыры, масло сливочное, кисломолочные I
дукты в индивидуальной упаковке, а также соки, проз
тельные напитки, хлеб и хлебобулочные изделия). Р*
холодными закусками, хлебом — приборы для расклад
ложки и вилки столовые, щипцы для хлеба. . ,
При входе в зал устанавливают контрольно*-кассовух>3 шину и вывешивают варианты меню. Стоимость закусок ф шетного стола включается в стоимость каждого варианта j ню завтрака, обеда или ужина. Посетители входят в зал, комятся с меню, пробивают чеки по одному из вариа садятся за столы и передают чеки обслуживающему их с цианту. Официант направляется к раздаче, получает на i изводстве супы и вторые блюда. В это время гости под к фуршетному столу и выбирают холодные закуски, прохладительные напитки.
Сервировка столов должна быть минимальной к заг обеду или ужину. Официанты доставляют в зал пр кухни в посуде подачи гостям на двухъярусных телез™ подносах. На нижнем ярусе располагают использовании суду и приборы, на верхнем — блюда. Если официанты носят блюда в зал на подносах, то последние ставят на » собный стол или сервант, убирают использованную посуд приборы, а затем подают блюда европейским методом. ■
Экспресс-столыорганизуют в залах ресторанов при Ц тиницах, на железнодорожных станциях, в аэропортах:"!
>• риод с 8 до Ц ч пассажирам предлагают два вида европей-
■ mix завтраков одинаковой стоимости, а с 11 до 15 ч — экс-
м|нч:с-обеды также двух видов. ,
Русский стол организован по принципу «репинского сто-•Ы-. Конструктивно он близок к разработанному художником I'i-ii иным обеденному столу, который и сейчас находится в Игнатах. За круглым столом одновременно могут размес-иггься 20 человек. Он состоит из двух поверхностей разного дин метра и вращается при помощи ручек, нижняя непод-пижная и находится на расстоянии 10 см от верхней; нижняя •нить шире верхней на 35—40 см. ■
На вращающуюся часть стола ставят холодные блюда и им куски, сладкие блюда, мучные кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки. Неподвижную часть стола п-рвируют тарелками, приборами, фужерами. Потребители гадятся за стол, поворачивают ручку вращающейся части пола и самостоятельно порционируют блюда. Подачу горячих блюд и напитков, а также расчет за питание осуществляют официанты.
Бизнес-ланч — деловой обед в ресторане, который предусматривает быстрое обслуживание потребителей в определенное время (с 12 до 16 ч) по более низким ценам по • равнению с меню а ля карт. Бизнес-ланчи проводятся ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Выбор блюд в меню должен быть достаточным для удовлетворения потребностей гостей. В меню бизнес-ланча включаются блюда несложного приготовления.
Минимальный перечень блюд в меню: две холодные закуски, горячая закуска и суп дня, три горячих блюда из рыбы, мяса и домашней птицы, одно вегетарианское блюдо, пдно-два блюда дня (фирменные блюда от шеф-повара), ко-И1рые будут меняться каждый день, три десерта.
Гость выбирает из этого перечня три блюда: холодную или горячую закуску и суп дня, горячее блюдо, десерт. Стоимость бизнес-ланча в ресторане заранее определена, в нее и ходит также кофе или чай.
Для ускорения обслуживания официанты подают блюда м ранее порционированными в индивидуальную посуду каждою гостя европейским методом. Карту вин предлагают гос-
Обслуживание на предприятиях общественного
та 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
тям, если они будут дополнительно заказывать прох. тельные и алкогольные напитки. В некоторых рестора! состав бизнес-ланча включают безалкогольный напиток ! кал вина или пива (на выбор).
В качестве аперитива гостям предлагают: вермут, пари, Дюбонне; диджестивы — коньяк, арманьяк, дос. Наряду с картой вин гостям предлагают карту лей, в которую включены в широком ассортименте 6^ гольные коктейли (молочные и фруктовые), напич льдом, а в зимнее время горячие (грог, глинтвейн, м; сбитень), а также коктейли-аперитивы и диджестивы. i
Для участников деловых переговоров, бизнесменов но накрыть стол без галстуков. Круглый стол засп скатертью ярко-желтого цвета, который ассоциируе жизненной силой, торжественностью предстоящих ш воров; сверху покрывают второй скатертью синего создающим ощущение солидности бизнеса в России, ровка стола для бизнес-ланча выполнена мелкими _., ми, закусочными и пирожковыми тарелками, столе приборами, фужерами и бокалами для вина, полотн бумажными салфетками синего и желтого цветов, ными веером. На стол ставят вазочку из металла с цвет подсвечник со свечой и часы с цепочкой (неизменные ё буты делового человека), а также письменный прибо] котором размещают подставку с меню бизнес-ланча. На ставном столе — небольшой поднос с туркой, кофе* чашками с блюдцами, стаканами с водой, если гости ли кофе по-восточному, рюмки для коньяка.
Воскресный бранч. Рестораны в субботние, bocKj и праздничные дни организуют обслуживание гостей ми, на которые приходят семьями, с друзьями. Обсл^..^ ние осуществляется по типу шведского стола с широкий*-сортиментом холодных блюд и закусок, супов, вторых "щ чих блюд, приготовленных в горшочках, запечет, сковороде, на решетке гриля, прохладительных на!
Сладкие блюда, горячие напитки И мучные конд____ ,
изделия гостям предлагают отдельно на чайном и десер., шведских столах. Если в эти дни в ресторане проводите^ j густация вин, то в стоимость бранна обязательно вкли ся бокал вина или шампанского. Воскресные бранчй
«Mi'Tb различную тематическую направленность: морскую, • мггничью, национальную (грузинская, молдавская, укра-MHI кая и другие кухни).
Сервировка столов к обеду минимальна (пирожковая та» С мка, столовый и закусочный приборы, фужер и полотня-и.1 >| салфетка). Количество подходов к шведскому столу не ••флничено. Официанты производят досервировку стола при-Лпрами и стеклянной посудой. Гости обслуживают себя сами. < >фицианты помогают им в выборе и порционировании блюд, доставке их к столу, уборке посуды. Как правило, предусмат-|1И маются билеты для детей до 12 лет по более низкой цене. Одним из видов услуг, предлагаемых потребителям на предприятиях общественного питания, — проведение аукционов кулинарных и кондитерских изделий, а также презентаций. Специальная комиссия тщательно отбирает и составляет перечень изделий, рекомендуемых к продаже с аукциона, и присваивает им порядковые номера. Цена на каждое изделие (начальная цена аукционного торга) устанав-линается заранее. Примерно за час до открытия аукциона ! приводится демонстрация кулинарных и кондитерских изделий.
С помощью рекламных средств (сообщений в печати, лис-1Н1ЮК, рекламных щитов) информируют население о месте м мремени проведения аукциона. Желающие принять уча-i гие в аукционе заранее приобретают платные билеты.
По условиям аукциона изделие приобретает тот, кто предложил наивысшую цену. Для повышения активности покупателей предусматривают специальные призы: за реши-нльность, для самого активного участника, для сделавшего шмую дорогую покупку и др. Аукционы целесообразно про-|»"дить в предвыходные и предпраздничные дни. По просьбе покупателей предприятие общественного питания может за и чату доставить покупки по указанному адресу.
Презентации устраиваются по самым разнообразным ■ ипюдам: открытие выставки, университета, колледжа, ос-ммиание фирмы или банка, дегустация вин и т.д.
Презентация — зто повод для приглашения спонсоров, предпринимателей, банкиров, представителей различных фирм для установления новых деловых контактов. Список
Обслуживание на предприятиях общественного
ил 8. Специальные виды услуг и формы обслуживания
лиц, приглашенных на презентацию, определяется им рассылают приглашения.
В программу презентации может быть включена конференция, которая часто сопровождается концер и эстрадными номерами. Во второй половине презеь проходит прием коктейль или фуршет или обед со ским столом (обед-буфет) или шведский стол с блюдами и закусками (холодный буфет).
Гость подходит к столу, берет тарелку из стопки^ дет на нее различные закуски. На борту каждой ной тарелки закреплена пластмассовая клипса, в гость вставляет рюмку с налитым напитком, и отхс стола. Иногда на стол ставят только закуски, а „. разносят официанты. На презентациях гости чувств} бя непринужденно, обмениваются визитными картСт», что способствует скорейшему установлению деловых1; тактов.
Кофе-брейк (или кофе-пауза) организуют в рее для быстрого обслуживания участников совещаний, ренций, деловых переговоров. Прямоугольные или , столы накрывают цветными скатертями-юбками, фуршете. Гости едят и пьют стоя.
В меню кофе-брейка включают пирожные, т.г~„ сладкие и соленые печенья^ сдобные булочки, канапе с i ром и со свежими фруктами, лимон, сливки, кофе. Ил хладительных напитков — минеральную воду, соки.
Стол сервируют следующим образом. По периметру! ла устанавливают кофейные чашки с блюдцами и к кофейные ложки. Учитывая, что некоторые гости чай, несколько кофейных чашек заменяют чайными. с ними располагают чайные ложки. По центру стола щают вазу плато с пирожными и десертной лопат пирожковой тарелке, низкие фарфоровые вазы с пик« ми, блюда с канапе, вазы с ассорти из домашнего печ! Ближе к чашкам ставят сахар в вазочке на пирс тарелке с резной бумажной салфеткой и щипцами, лимоном и двухрожковрй вилкой для раскладки, мелких десертных тарелок по 8—10 шт. Сливки в ел» ке, кофейник на закусочной тарелке с полотняной
• .и. сложенной тюльпаном, ставят на стол за несколько «лпут до перерыва.
Гости подходят к столу, официанты предлагают им кофе •< hi чай и наливают горячие напитки, придерживая крышку кофейника или чайника ручником. Можно использовать чай it in кофе в одноразовой упаковке, тогда на подсобный стол ■ i.iпят термос с кипятком или самовар на хромированном и in расписном подносе.
Happy hour (счастливый час) — это вид обслуживания, •1|и;шизуемый в ресторане по пятницам с 17 до 19 ч по меню « in карт со скидкой на напитки до 50%.
В некоторых барах с 17 до 19 ч для привлечения посети-II-чей возле барной стойки размещают скамью, имитирующую шведский стол, на которую выставляют порциониро-Нинные закуски в широком ассортименте, придерживаясь ' щн'имущественно блюд русской кухни; а с 15 до 17 ч, когда iiuioK посетителей в рестораны уменьшается, гостям предлагают блюда Комплимент от шеф-повара со скидкой- 50% inn заказавшему две кружки пива третью предлагают бес-
I-IJITHO.
Linner (линер) — зто услуга, предоставляемая гостям, проживающим в гостинице, которые ввиду различных причин опоздали на бизнес-ланч, но еще могут воспользоваться ужином Dinner (динер). Линер предусматривает наличие •иисдского стола.
Тематический линер проводится по воскресным дням с II до 19 ч. Например, меню шведского стола тематического •ш пера «Спаржа и клубника» включает:
Композицию из речных раков и спаржи
Крем-суп из спаржи с чесночными крутонамй
Стейк из индейки с зеленой спаржей и соусом голландским
Белую и зеленую спаржу с соусом шорон
Свежую клубнику со сливками, ванильным творогом или лимонным кефиром
Стоимость линера заранее оговорена, в нее включают бо-i .11 шампанского или бокал красного (белого) вина, прохла-шп'льные напитки, соки, минеральную и фруктовую воду. Дчн дополнительного заказа напитков гостям предлагают к.i рту вин и карту коктейлей с европейскими диджестивами.
на 9. Услуги по обслуживанию иностранных туристов
Глава 9
Услуги по организации обслуживай!
иностранных туристов i