Расчет числа постов для ТО и ТР и распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и TP выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения уборочно-моечных работ, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
В СЦ, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков тоже определяется программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение общего годового объема работ по ТО и TP по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов в процентном отношении может быть принято по данным таблицы 3.12.
Таблица 3.12 – Примерное распределение трудоемкости по видам и месту их выполнения, % (по ОНТП-01-91)
Работы | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | |||||
До5 | 6-10 | 11-15 | 16-25 | Более | На раб. пост | На произ-вод. участках | |
Диагностические ТО в полном объеме Смазочные Регулировочные по установке углов передних колес Регулировочные по тормозам Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические Шиномонтажные ТР узлов и агрегатов Кузовные Малярные Обойные и арматурные | - - - | - - - - - - | |||||
ИТОГО: |
Для выбора распределения объема работ проектируемого СЦ предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
, (3.11)
где Tвесь ТОиТР – годовой объем работ, чел.-ч;
φ–коэффициент неравномерности загрузки постов принимается (φ = 1,15);
кп –доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,85)
Драб.г– число рабочих дней в году;
Тсм – продолжительность смены, ч;
С – число смен в сутки;
Рп– среднее число рабочих на посту (Рп= 0,9…1,1);
ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (ηп = 0,9);
Если в СЦ не выполняются какие то виды работ по ТО и ТР, приведенные в таблице 3.12, тогда годовой объем определятся по следующему выражению
, (3.12)
где δ – доля трудозатрат выполняемых по ТО и ТР, в зависимости от количества постов на проектируемом СЦ, %.
Пример: При суммарном годовой объем по ТО и ТР =150303 чел.-ч. (см. приложение 9) и исходя из перечня услуг, выполняемых на проектируемом СЦ (аналитическая часть) будут выполняться следующие виды работ по ТО и ТР: контрольно-диагностические – 4%, ТО в полном объеме – 15%, регулировка углов управления колес – 4%, ремонт и регулировка тормозов – 3%; предварительный расчет числа постов от 11 до 20. Тогда годовой объем по ТО и ТР в СЦ определяем по формуле 3.12 и составит
чел.- ч.
Если в сервисном центре выполняется 100% всех видов работ, тогда =