Фа мажор (F dur) – знак альтерации один - Си b
Уроки фортепиано
Дорогие друзья! Возраст не имеет никакого значения! Уровень подготовки тоже! Фортепиано- король инструментов! |
Вы не пожалеете, если выберете себе этот инструмент.
Для кого мои занятия:
- Для начинающих
- Для продвинутого уровня
- Для взрослых
- Для детей
Итак, в программе:
- 1. Узнаём, где какие ноты на клавиатуре и в записи. До-ре-ми-фа-соль — это азбука. Запомнить их быстро и просто с помощью картинок.
- 2. Разминка для рук. Ставим руку, учимся правильно ею работать, без лишних движений. Играем упражнения, отдельно занимаемся левой рукой — она обычно непослушная.
- 3. Учим ритм. Смотрим, как связаны ритм и звучание песен. Топаем и хлопаем, до полного понимания :)
- 4. Разучиваем песенки по нотам. По сути, Вы уже играете сами. Теперь вы можете взять песенник, и наиграть какую-нибудь мелодию. Всё делаем медленно, чтобы успеть найти ноты в нотах и на клавиатуре.
- 5. Подключаем левую руку, играем аккордами.Каждая песня становится полноценной, звучной.
- Заключение. Небольшой концерт из выученных пьес.
Чтобы рояль стал послушен Вашим желаниям, разумеется, надо учиться. У разных людей успешность этой учебы различна. Конечно, это зависит и от Ваших врожденных данных, и от преподавателя, и от Вашего рвения. Я не ставлю себе цель сделать из Вас профессионального пианиста. Все, чего я хотела бы, - это дать Вам направление, в котором Вы могли бы работать, насколько хватит Вашего времени и желания. Мне хотелось бы снабдить Вас самыми основными технологиями, которые позволили бы Вам общаться с инструментом на естественном языке, не отвлекаясь на технические проблемы. Научить Вас элементарно читать с листа пьесы, которые Вам по душе.
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
ПОСАДКА
Подойдем к инструменту и сядем. Сразу же посмотрим, КАК мы сидим. Высота стула должна быть такой, чтобы предплечья Ваших рук, лежащих на клавишах, были горизонтальны или оказались даже слегка выше клавиатуры. Если нужно, пользуйтесь каким-либо подкладками, например, положите на стул пару томов энциклопедии. Локти должны быть немного впереди Вас, чтобы при движениях руки в оба конца клавиатуры локти не сталкивались с Вашими ребрами. Подвигайте стул вперед-назад, чтобы найти это положение. Не следует садиться на стул слишком глубоко, это будет сковывать движения корпуса. Стул также не должен быть слишком мягким - это тоже ведет к ненужным напряжениям.
Спину держите прямой, чтобы видеть клавиатуру как бы с высоты птичьего полета, и в процессе занятий время от времени проверяйте, не пытается ли Ваша спина сгорбиться. Малейшее сгибание спины немедленно сковывает свободу движения рук. Плечи расслаблены и опущены. За этим тоже нужно поминутно следить, плечи с непривычки будут так и норовить подняться.
РУКИ
Ногти нужно содержать всегда коротко остриженными, потому что при правильной постановке руки они могут попадать на клавиши и неприятно "цокать" по ним. Это не только портит музыку, но и лишает вас чувствительности - вы просто не ощущаете клавишу, которую трогаете.
Во избежание разных недоразумений во всем мире принята единая нумерация пальцев. Большой палец на каждой руке имеет номер 1, а мизинец - номер 5. Эти номера Вы можете нередко увидеть в нотах, они ставятся над или под нотами. С помощью эти маленьких цифр композиторы или редакторы помогают пианистам быстрее и легче разобраться в нотах, и не подбирать удобные пальцы в трудных местах. Кстати, запомните специальный термин: "аппликатура"- точные пальца.
Во многих нотных изданиях можно встретить очень подробную аппликатуру, а в других - наоборот, полное ее отсутствие. В обоих случаях Вы имеете полное право либо слушаться указаний редактора, либо подыскивать аппликатуру собственного изобретения. За это Вас никто не осудит. Главное, чтобы Вам было удобно исполнять данные ноты и ничто не мешало вкладывать в них свои переживания и чувства.
ПОСТАНОВКА РУКИ
Ваша кисть содержит два десятка суставов, многие из которых имеют более чем одну степень свободы. Иными словами, Ваша кисть может принять многие сотни разнообразных форм. Какая из этих форм нам нужнее всего? Основную, исходную для игры на фортепиано форму кисти Вы можете получить, взяв в руку крупное яблоко, и удерживая его (пальцами вниз, конечно) без напряжения, не сжимая сильно. Попробуйте это сделать. Вслушайтесь в ощущения: каждый палец должен касаться кожицы яблока по всей своей длине, до самой подушечки, но, ни в одной точке не сжимать яблоко сильнее, чем это необходимо для того, чтобы его не выронить. Попробуйте теперь плавно повращать кисть в разных направлениях, следя за тем, чтобы не нарушалась бережность захвата, и чтобы пальцы касались яблока по всей длине постоянно.
Вот такая форма кисти - исходная. Каждый раз, когда это возможно, кисть должна возвращаться к этой форме и во время игры на инструменте.
Теперь давайте "примерим" к клавиатуре руку такой формы. Положите ее на клавиши, как показано на фото. То есть, три средних пальца должны лечь на три соседних черных клавиши, а 1-й и 5-й пальцы - на белые. Не нужно использовать черные клавиши на самых их концах, задвигайте руку по глубже. Скажем так: те пальцы, которые у нас попадают на белые клавиши, должны придерживаться как можно ближе к кончикам черных клавиш, понимаете? Словом, поглядывайте на фото. Кистевой сустав не опускайте, пусть рука сохраняет ту же форму, как она держала на весу яблоко.
Плавно перенесите тяжесть руки на кончики пальцев, пусть клавиши опустятся без звука. Вес у руки довольно приличный, по больше килограмма будет - и весь он сейчас должен прийтись на кончики пальцев поровну. Ни один палец при этом не должен ни выпрямляться, ни прогибаться, сохранить начальную форму. Получается? Теперь снова попробуйте повращать кистевым суставом, не двигая пальцев на клавишах. Сустав должен описывать плавные окружности вокруг исходного положения, но Вы все время должны ощущать неизменную нагрузку на кончиках пальцев. Ваша рука будет то и дело пытаться приподняться в воздух, снять тяжесть с пальцев - следите, чтобы этого не происходило. Плечо должно оставаться расслабленным, не подниматься, локоть висит свободно.
Пусть это упражнение будет первым Вашим уроком. Ваши мышцы должны начать привыкать к такому "образу жизни", и первое время Вам придется следить за этим постоянно, ежеминутно. От этого зависит очень многое!
Итак, задание: заставить руку запоминать округлую форму с вращения кистью в воздухе, легко удерживая крупное яблоко.
На клавишах: приучать себя переносить всю (немалую) тяжесть руки на самые кончики пальцев. При этом пальцы сохраняют округлую форму, кисть не проваливается вниз, ни локоть, ни плечо не напрягаются.
Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась.
И ещё, сразу вас прошу – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред. Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами.
Блиц – быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Я готова поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые Вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем Вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты.
Не бойтесь, я не забыла про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе Вам уже необходимо знать понятие интервал.
Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа.
Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:
Ми # = Фа
Фа b = Ми
Си # = До
До b = Си
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез – повышает высоту ноты на полтона
Бемоль – понижает звук на полтона
Дубль-диез – повышает на целый тон
Дубль-бемоль – понижает на столько же
Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке.
Диезы при ключе записываются так:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си
Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.
Случайные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА. Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Случайные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.
Тон = 2 полутона
То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Гармония– приятная для нашего слуха слаженность нот.
Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:
- Гаммы построены из 8 нот
- Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
- Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Чтобы было проще: 2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До.
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажор, Соль мажор и Фа мажор.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами:
Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец)
→ Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке:
Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) →
(«перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем(1))
→ Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки
(1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки
(5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу:
(1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения, в данном случае всё так и будет, но об этом позже. Гамма Фа мажор будет играться по другому принципу.
Чтобы Вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur)– без знаков альтерации
Соль мажор (G dur) –знак альтерации один – Фа #
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один - Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки:
(5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу:
(1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, следующий урок пианино будет посвящен основам нотной грамоты.
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, старайтесь делать это ритмично, мозг запоминает информацию лучше, если учиться именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, Вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять Ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.