Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
Уголовный процесс - одна из профилирующих фундаментальных учебных дисциплин юридических высших учебных заведений России.
Предметом изучения данной отрасли права являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в ходе возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также правовые категории, научные взгляды и концепции, характерные для науки уголовного процесса.
Получение студентами глубоких знаний в области уголовно- процессуального права является необходимым условием формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, следователей и дознавателей.
Процесс изучения дисциплины осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях, при выполнении контрольных, курсовых работ и т. д.
Учебный материал расположен по темам курса, приводятся планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, тематика курсовых, дипломных работ, необходимая учебная и монографическая литература, нормативный материал.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в форме лекций и семинаров. В ходе занятий преподаватели проводят контрольные работы, деловые и ролевые игры, круглые столы, число и содержание которых устанавливаются кафедрой по существующим нормативам.
По итогам изучения первой части курса, объединяющей общие положения уголовного судопроизводства, проводится зачет, а после изучения остальных разделов – устный курсовой экзамен.
Преподавание курса «Уголовный процесс» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5,6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.14) и др.).
При чтении лекций важно раскрыть сущность принципов уголовного процесса, правовых институтов, относящихся к деятельности участников процесса на разных его стадиях в условиях состязательности и равноправия сторон. При чтении лекций особое внимание следует уделять наиболее сложным, с точки зрения практики применения уголовно-процессуального законодательства вопросам, например, о применении мер пресечения, доказывании, рассмотрении дела в особых порядках судебного разбирательства, с участием присяжных заседателей, особенностях производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и др.
Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие им практических навыков участия в уголовном судопроизводстве, а также способностей к устным публичным выступлениям, обоснованию своей позиции, формированию умения участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении, в особенности те, по которым не предусмотрено проведение семинарских занятий.
На семинарские занятия выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего уголовно-процессуального законодательства. Подготовка студентов к семинарам включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками и рекомендуемой по темам литературой, материалами судебно-следственной практики.
В целях формирования у студентов навыков применения на практике конституционных принципов уголовного судопроизводства при изучении вопросов доказывания, функциональных особенностей деятельности участников процесса, особенностей производства в традиционном судебном разбирательстве и суде присяжных необходимо использовать деловые и ролевые игры (имитация следственных действий, заседаний предварительного слушания и судебного разбирательства, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, связанных с доказыванием и принятием решений на разных этапах судопроизводства), составление студентами проектов процессуальных документов по уголовным делам.
Одной из форм изучения дисциплины «Уголовный процесс» наряду с лекциями и семинарскими занятиями (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа студентов – написание курсовых работ, рефератов, подготовка к семинарским занятиям, участие в научных конференциях, решение задач, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, студенты должны участвовать в индивидуальных консультациях.
Уголовный процесс – достаточно объемная дисциплина, ввиду чего охватить весь материал в рамках лекционных и семинарских занятий невозможно. Поэтому, самостоятельная работа студентов является существенной составляющей освоения данного курса.
Важнейшее направление самостоятельной работы (независимо от ее вида) студентов при изучении дисциплины «Уголовный процесс» - это анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и материалов судебной практики (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, а так же международно-правовые акты в области уголовного процесса – см. список литературы). При освоении нормативно-правового материала студентам следует обращаться к существующим информационно-правовым системам: «Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др. Это позволит студентам отслеживать последние изменения законодательства.
Написание курсовой работы, реферата является дополнительной формой самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ источников (изучение нормативных актов и литературы), отражается позиция автора по спорным вопросам темы. Примерная тематика работ прилагается к программе, но по согласованию с преподавателем может быть выбрана и иная тема. Подготовка курсовой работы либо реферата ведется под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждаются позиции студента по спорным вопросам, содержащимся в этих источниках.
Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в процессе индивидуальных консультаций, выступлений студентов на конференциях и семинарах, в ходе руководства подготовкой письменных работ. Итоговый контроль проводится на экзамене.
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет |
Студент показывает полные и глубокие знания, соответствующие требованиям к уровню подготовки, логично и аргументировано отвечает на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы, показывает высокий уровень знаний изучаемой дисциплины, способность предлагать альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы, применять знания для решения конкретных практических ситуаций. | отлично |
Студент показывает глубокие знания, соответствующие требованиям к уровню подготовки, грамотно излагает материал, достаточно полно отвечает на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы, умело формулирует выводы. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности, при решении конкретных комплексных практических задач, требующих знаний междисциплинарных связей, возникают некоторые затруднения. | хорошо |
Студент показывает знания, соответствующие требованиям к уровню подготовки, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако знания не глубокие, в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы. При решении комплексных практических задач возникают затруднения из-за слабых знаний междисциплинарных связей. На поставленные вопросы отвечает неуверенно. | удовлетворительно |
Студент показывает знания, не соответствующие требованиям к уровню подготовки, не способен аргументировано и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки в ответах, неправильно отвечает на поставленные комиссией вопросы или затрудняется с ответом. Не может решать поставленные практические задачи. | неудовлетворительно |
Студент показывает знания, соответствующие требованиям к уровню подготовки, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако знания не глубокие, в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Однако на дополнительные вопросы отвечает неуверенно. | зачтено |
Студент допускает грубые ошибки при ответе на поставленные вопросы, не может применить полученные знания на практике, имеет низкие навыки владения теоретическим материалом, не выполняет установленные нормативы знаний дисциплины. | не зачтено |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства.
2. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права.
3.Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
4.Система уголовного процесса. Досудебное и судебное производство. Стадии уголовного процесса.
5. Понятие и система принципов уголовного процесса.
6.Понятие презумпции невиновности и ее значение.
7. Состязательность сторон.
8. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
9.Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
10.Принципы неприкосновенности личности, жилища в уголовном процессе.
11.Принцип государственного языка уголовного судопроизводства в уголовном процессе.
12.Понятие и виды уголовного преследования.
13.Основания, условия, виды и порядок прекращения уголовного преследования.
14 .Реабилитация в уголовном процессе.
15.Участники уголовного судопроизводства. Их классификация.
16.Полномочия суда, как участника уголовного судопроизводства. Состав суда. Подсудность.
17.Понятие, права и обязанности потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
18.Следователь как участник уголовного судопроизводства. Полномочия, обязанности, обстоятельства исключающие участие.
19.Прокурор. Его задачи и полномочия в уголовном процессе.
20.Подозреваемый и обвиняемый. Понятие, права и обязанности в уголовном процессе
21.Участие защитника в уголовном процессе. Права и обязанности. Случаи обязательного участия защитника.
22. Свидетель: понятие, права, обязанности. Свидетельский иммунитет.
23.Эксперт и специалист: понятие, права и обязанности.
24.Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.
25.Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.
26. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Свойства доказательств.
27.Классификация доказательств и ее практическое значение. Виды доказательств.
28.Заключение и показания эксперта и специалиста как источник доказательств.
29.Понятие и виды вещественных доказательств. Порядок их приобщения к
делу. Сроки и порядок хранения.
30.Показания потерпевшего как вид доказательств, их значение.
31.Протоколы следственных и судебных действий как вид доказательств.
32.Показания обвиняемого и подозреваемого как вид доказательств.
33.Понятие и содержание процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
34.Основания, и процессуальный порядок задержания лица в качестве подозреваемого.
35.Меры пресечения: виды мер пресечения, цели применения, порядок их избрания и отмены.
36.Основания и порядок избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения
37. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.
38.Основания и порядок применения залога в качестве меры пресечения.
39. Домашний арест: основания, сроки и порядок применения.
40. Ходатайства. Лица, имеющие право заявлять ходатайства, сроки, порядок
разрешения ходатайств.
41.Обжалование действий и решений органа дознания, следователя, прокурора, судьи.
42.Судебный контроль и его виды.
43.Процессуальные сроки. Исчисление.
44 .Процессуальные издержки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства.
2. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права.
3.Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
4.Система уголовного процесса. Досудебное и судебное производство. Стадии уголовного процесса.
5. Понятие и система принципов уголовного процесса.
6.Понятие презумпции невиновности и ее значение.
7. Состязательность сторон.
8. Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
9.Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
10.Принципы неприкосновенности личности, жилища в уголовном процессе.
11.Принцип государственного языка уголовного судопроизводства в уголовном процессе.
12.Понятие и виды уголовного преследования.
13.Основания, условия, виды и порядок прекращения уголовного преследования.
14 .Реабилитация в уголовном процессе.
15.Участники уголовного судопроизводства. Их классификация.
16.Полномочия суда, как участника уголовного судопроизводства. Состав суда. Подсудность.
17.Понятие, права и обязанности потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
18.Следователь как участник уголовного судопроизводства. Полномочия, обязанности, обстоятельства исключающие участие.
19.Прокурор. Его задачи и полномочия в уголовном процессе.
20.Подозреваемый и обвиняемый. Понятие, права и обязанности в уголовном процессе
21.Участие защитника в уголовном процессе. Права и обязанности. Случаи обязательного участия защитника.
22. Свидетель: понятие, права, обязанности. Свидетельский иммунитет.
23.Эксперт и специалист: понятие, права и обязанности.
24.Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве.
25.Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.
26. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Свойства доказательств.
27.Классификация доказательств и ее практическое значение. Виды доказательств.
28.Заключение и показания эксперта и специалиста как источник доказательств.
29.Понятие и виды вещественных доказательств. Порядок их приобщения к
делу. Сроки и порядок хранения.
30.Показания потерпевшего как вид доказательств, их значение.
31.Протоколы следственных и судебных действий как вид доказательств.
32.Показания обвиняемого и подозреваемого как вид доказательств.
33.Понятие и содержание процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
34.Основания, и процессуальный порядок задержания лица в качестве подозреваемого.
35.Меры пресечения: виды мер пресечения, цели применения, порядок их избрания и отмены.
36.Основания и порядок избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения
37. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.
38.Основания и порядок применения залога в качестве меры пресечения.
39. Домашний арест: основания, сроки и порядок применения.
40. Ходатайства. Лица, имеющие право заявлять ходатайства, сроки, порядок
разрешения ходатайств.
41.Обжалование действий и решений органа дознания, следователя, прокурора, судьи.
42.Судебный контроль и его виды.
43.Процессуальные сроки. Исчисление.
44 .Процессуальные издержки.
45.Понятие, задачи и процессуальный порядок стадии возбуждения уголовного дела.
46.Понятие поводов и основания для возбуждения уголовного дела.
47.Процессуальный порядок и основания для отказа в возбуждении уголовного дела.
48.Предварительное расследование. Формы: предварительное следствие, дознание, дознание в сокращенной форме.
49. Общие условия производства предварительного расследования.
50.Понятие и виды подследственности.
51.Следственные действия. Виды. Общие правила производства следственного действия.
52.Процессуальный порядок проведения следственного осмотра, освидетельствования, эксгумации.
53. Процессуальный порядок проведение обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров.
54. Процессуальный порядок проведения допроса и очной ставки. Особенности допроса несовершеннолетних.
55. Процессуальный порядок проведения предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте.
56. Порядок назначения и производства судебной экспертизы. Случаи обязательного производства экспертизы.
57. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.
58.Основания, условия и порядок приостановления уголовного дела.
59.Обвинительное заключение и обвинительный акт, их форма и содержание.
60.Основания и процессуальный порядок прекращения уголовного дела и
уголовного преследования.
61.Сущность, значение и задачи стадии подготовки к судебному заседанию.
Общий порядок подготовки к судебному заседанию.
62.Предварительно слушание: порядок проведения, содержание, виды решений, принимаемых судом по результатам предварительного слушания.
63.Сущность и значение стадии судебного разбирательства. Этапы судебного разбирательства
64. Участники судебного разбирательства.
65.Общие условия судебного разбирательства.
66.Пределы и регламент судебного разбирательства. Изменение обвинения в стадии судебного разбирательства.
67.Судебное следствие и прения сторон: сущность, значение и содержание. 68.Порядок постановления приговора.
69.Вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора.
70.Понятие приговора, его процессуальное значение, структура, виды приговоров.
71.Основания, условия и порядок прекращения уголовного преследования в
связи с применением принудительных мер воспитательного характера.
72.Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
73.Досудебное соглашение о сотрудничестве: основания, условия, порядок и последствия заключения.
74.Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье.
75.Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
76.Сущность и значение кассационного производства. Полномочия суда кассационной инстанции.
77.Основание к отмене или изменению приговора в кассационном порядке.
78.Апелляционное обжалование. Порядок подачи жалоб и внесение представлений на судебные решения, не вступившие в законную силу.
79.Понятие, значение и задачи стадии исполнения приговора.
80.Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
81.Основания, условия и порядок пересмотра приговора в порядке надзора.
82.Основания к отмене или изменению приговора в надзорной инстанции.
83.Понятие, значение и процессуальные особенности возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
84.Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних.
85.Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера.
86. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
87. Основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.