Олигополия. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке.
2 предпосылки олигополии:
- возможность воздействия на цену предполагает убывающую кривую спроса на продукцию олигополиста
- ценообразование на рынках олигополии предполагает взаимозависимость фирм-производителей товара при принятии решений относительно их поведения на рынке
2ая предпосылка определяет наличие стратегического поведения или стратегического взаимодействия фирм на рынке.
Выбор каждого олигополиста зависит от поведения его соперников. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста в момент принятия стратегических решений, как правило, неизвестна. Ключевое значение имеют предположения олигополиста относительно реакции конкурентов на действия друг друга.
Известны модели некооперированной и кооперированной олигополии. В условиях некооперированной олигополии конкурирующие на рынке фирмы принимают решения независимо друг от друга. В этом случае субъекты рынка не смогут принять решение, не оценив возможную реакцию соперников. В условиях кооперированной олигополии субъекты рынка вступают в сговор (тайный или открытый). В этом случае оценка возможной линии поведения соперников имеет принципиально другое значение.
Модели олигополии также отличаются в зависимости от структуры эндогенных и экзогенных переменных. Если олигополисты принимают решение об объеме выпуска продукции, то модель представляет количественную олигополию. Если олигополисты принимают решение о цене на продукцию, то модель рассматривает ценовую олигополию. Модели олигополии, следуя предпосылке рационального поведения субъектов рынка, анализируют взаимодействие фирм, максимизирующих прибыль. Условия максимизации прибыли для количественной и ценовой олигополии различны.
1)Количественная олигополия
N фирм с объемами произ-ва , , …, . Отраслевой спрос известен и задан P=P(Q), где .
- прибыль каждого олигополиста на рынке количественной олигополии будет зависеть от стр-ры предложения всех участников рынка.
Условие максимизации прибыли – выполнение следующего рав-ва:
При решении задачи на max П каждый i-ый олигополист должен учитывать значение коэф-ов . Эти коэф-ты показывают как изм-ся выпуск каждого из конкурентов при изм-ии выпуска iго олигополиста на единицу. Предполагая различные вариации, он должен спрогнозировать решения другой фирмы. Если олигополист владеет информацией, он может выявить функциональную зависимость своего ур-ия выпуска от объемов выпуска конкурентов:
Один и тот же уровень П может достигаться при разл-х комбинациях объемов выпуска олигополистов. Множество таких комбинаций соответствующие одному и тому же уровню П, образуют изопрофиту. Олигополист рассматривает семейство изопрофит, каждая из которых отвечает одному из возможных уравнений прибыли. Кривая реакции – наилучший ответ на действия конкурента.
Таким образом, в случае ценовой олигополии кривая реакции есть множество точек, соответствующих наиболее высокому уровню прибыли, которую может получить рассматриваемый олигополист при данной комбинации уровней цен, предлагаемых конкурентами.
2)Ценовая олигополия:
Кривые реакции и изопрофит в n-мерном пространстве. Кривые реакции i-го олигополиста отражает функциональную зависимость уровня цены, которую он устанавливает на свою продукцию, от уровней цен, предлагаемых конкурентами:
Изопрофита – множество комбинаций цен всех олигополистов при одной П.
Кривая реакции – наилучший ответ для данного олигополиста на действия конкурентов.
Равновесие на рынке олигополии – если множество точек пересечения кривых реакций олигополистов не яв-ся пустым.
Количественная олигополия:
Модель Курно:
Предпосылки: 1)однородный продукт; 2)линейная ф-ия рыночного спроса: P=a-bQ, a,b – const положит, Q=q1+q2
TC1=cqi, где с – const положит.
MCi=ACi=c
Каждый дуополист рассматривает уравнение выпуска конкурента как постоянное:
, и
Max П:
- кривые реакции
Равновесие на рынке дуополии Курно:
Обеспечивает максимум П для каждого дуополиста.
Ценовая олигополия:
Модель Бертрана:
Предпосылки:
Однородный продукт
P=a-bQ, ,
Уровень цены конкурента постоянен. В процессе решения модели определяется рыночная цена.
Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится до уровня предельных и средних издержек. Олигополисты независимо друг от друга вынуждены будут установить одну и ту же цену (Р=с), обеспечивая рыночный спрос на уровне предложения на рынке совершенной конкуренции. Разделят рынок между собой.
П=TR-TC=PQ-cQ=(H-c)Q, max П'=0.
P - монопольная цена, Q – доля предложения на рынке.
Если фирмы имеют неравные издержки:
Ценовая война будет идти до снижения р= , а у первой фирмы останется еще возможность снизить цену до р= , где , она будет снижать цену, переманивая покупателей. 2ая фирма будет иметь убытки, пока не уйдет с рынка. Равновесие не достигается.