Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс

Исходным документом для разработки рабочих чертежей зубчатых колёс обычно служит чертеж общего вида, который должен содержать:

· изображение детали;

· основные размеры и точностные требования;

· основные параметры зубчатого венца и точность передачи;

· материал детали, покрытие и т.д.

Общие правила разработки рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс определяют стандарты ГОСТ 2.109-73 «Единая система конструкторской документации. Основные требования к чертежам» и ГОСТ 2.403-75 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колёс». В соответствии с требованиями стандартов чертеж зубчатого колеса должен содержать сведения, необходимые для его изготовления и контроля: изображение детали с необходимыми размерами, допусками формы, расположения и параметрами шероховатости поверхностей; таблицу параметров зубчатого венца; технические требования, указание материала детали.

Изображения деталей зубчатых передач регламентированы ГОСТ 2.402-68 «Единая система конструкторской документации. Условные изображения зубчатых колёс, реек, червяков и звездочек цепных передач». Количество проекций детали на чертеже должно быть минимальным. Изображение колес, валов-шестерен выполняется в одной проекции – осевой разрез или продольный вид детали. Если в детали содержатся шпоночные пазы, на чертеже дается местный вид на паз или сечение. На чертеже зубчатого колеса в правом верхнем углу помещают таблицу параметров зубчатого венца, которая состоит из трех частей, разделяемых основными линиями.

В первой (верхней) части таблицы помещают основные данные для изготовления, которые включают модуль, число зубьев, нормальный исходный контур (для нестандартного указывают необходимые для воспроизведения параметры, стандартный задают ссылкой на стандарт), обозначение норм точности по ГОСТ 1643 и другие данные.

Во второй части таблицы помещают данные для контроля норм точности, которые для колес с нестандартным исходным контуром включают полный контрольный комплекс для проверки по нормам кинематической точности, плавности, контакта и бокового зазора. Для колёс со стандартным исходным контуром данные для контроля включают только данные для проверки по нормам бокового зазора, например:

· постоянная хорда Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс - student2.ru и высота до постоянной хорды Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс - student2.ru (при этом указывают номинальное значение постоянной хорды до третьего знака после запятой (например, 3,803), а высоту до постоянной хорды приводят в виде номинального значения и двух отрицательных отклонений, например: Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс - student2.ru ;

· толщина по хорде Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс - student2.ru и высота до постоянной хорды Разработка рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колёс - student2.ru (в этом случае указывают номинальное значение высоты до хорды и контролируемое значение толщины с двумя отрицательными отклонениями);

· размер по роликам М и диаметр ролика d (диаметр ролика указывают как номинальное значение, а контролируемый размер М для наружного зубчатого венца – с двумя отрицательными отклонениями);

· длину общей нормали W (номинальное значение с двумя отрицательными отклонениями для наружного зубчатого венца).

В третьей части таблицы помещают справочные данные, в которые могут включаться делительный диаметр колеса, данные о сопрягаемом зубчатом колесе и прочие.

При выборе контрольного комплекса можно руководствоваться следующими соображениями:

- номенклатурой средств измерений;

- необходимостью контроля технологических процессов изготовления;

- «рациональностью выбора» средств измерений.

Например, использование межосемера дает возможность контролировать F"ir (показатель кинематической точности), f"ir (показатель плавности) и f аr (показатель бокового зазора). При необходимости на нем можно контролировать и суммарное пятно контакта. Нормалемер даст возможность контролировать параметры, определяющие кинематическую точность и боковой зазор и т.д.


Наши рекомендации