Классификация показателей качества
Основные определения состава и структуры характеризуемых свойств продукции отражает классификацию показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции. Возможность управления качеством предполагает необходимость количественной оценки показателей. Для оценки качеств продукции общественного питания может применяться следующая система показателей.
По количеству характеризуемых свойств показатели качества могут быть:
- единичными;
- комплексными;
- определяющими;
- интегральными.
Единичный показатель качества продукции - это показатель, характеризующий одно из свойств (например, содержание влаги в процентах кислотность хлебобулочных изделий — в градусах, вкус, внешний вид - в баллах).
Единичные показатели могут относиться как к единице продукции, так и совокупности единиц однородной продукции, характеризуя одно простое свойство.
Комплексный показатель - это показатель, характеризующий несколько свойств продукции или одно сложное свойство, состоящее из нескольких простых. Например, комплексным является широко применяемый в системе общественного питания показатель «кулинарная готовность», под которым понимается определенное состояние блюда, которое характеризуется комплексом физико-химических, структурно-механических органолептических свойств, делающим его пригодность к употреблению. Так же комплексным является показатель качества кулинарной продукции - «пищевая ценность», который характеризуется содержанием белков, жиров углеводов, минеральных веществ, т.е. энергетической ценностью, и органолептическими достоинствами.
Комплексный показатель можно рассчитать по формуле:
Ко = ∑ Кi ki , (1)
где Ко - характеризует «n» различных свойств анализируемого продукта;
Кi - показатель 1-го свойства оцениваемого продукта;
ki - коэффициент весомости показателя.
Определяющий показатель качества продукции - это показатель, по которому принимают решение оценивать качество. Например, необходимо оценить качество кулинарного изделия по совокупности свойств, показатели качества которых выражаются в баллах. Каждый показатель может иметь 1 из 5 баллов: отлично-5, хорошо-4, удовлетворительно-3, плохо-2, неудовлетворительно. В процессе оценки качества для каждого показателя определяется коэффициент весомости (важности).
Коэффициент весомости показателей качества продукции - это количественная характеристика значимости данного качества продукции среди других ее показателей качества.
Коэффициенты весомости могут определяться социологическими и экспертными методами, а также на основе анализа влияния данного показателя качества продукции на эффективность ее потребления или реализации.
При установлении коэффициента значимости эксперты руководствуются принципом, для какого блюда, какой показатель качества является наиболее нижнем. Например, для супов-пюре - это консистенция, для бульонов - прозрачность, для хлебобулочных изделий - пористость и т.д.
Определяющий показатель качества находят следующим образом: оценивают в баллах каждый показатель, а затем полученные средние результаты умножают на коэффициент весомости и произведения суммируют.
Если решение об оценке качества торта принимают учитывая и другие свойства (ккал, сохраняемость), то данные свойства вносят в таблицу с соответствующим коэффициентом весомости.
В системе общественного питания, согласно Положению о бракераже пищи, для оценки качества кулинарной продукции используется 5-бальная система, не учитывающая коэффициента весомости (значимости).
Определяющий показатель может быть комплексным и единичным. Если Определяющий показатель является комплексным, то его называют обобщенным. В условиях общественного питания обобщенным показателем может служить пищевая ценность.
Интегральный показатель качества продукции определяется как отношение суммарного полезного эффекта от потребления к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Для продукции общественного питания в качестве примера такого показателя можно привести такие показатели как аминокислотный скор, интегральный скор, которые отражают процент соответствия показателей аминокислотного состава или химического состава (соответственно) и того или иного продукта (продукции, полуфабрикатов) формуле сбалансированного питания (например, рисовая крупа по белку отвечает формуле сбалансированного питания на 7%, а треска - на 78%).
Таблица 2
Оценка качества тортов на основе определяющего показателя качества
Показатели качества | Коэффициент весомости | Средние результаты оценки |
Вкус и аромат | 4,5 | |
Структура и консистенция | 3,0 | |
Цвет и внешний вид | 4,0 | |
Форма | 3,5 | |
Определяющий балл | 41,5 |
По способу выражения показатели качества могут быть;
- в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные);
- в стоимостных единицах
По оценке уровня качества показатели подразделяют на:
- базовые;
- относительные;
- номинальные;
- предельные.
Базовое значение показателя качества - это значение, принятое за основу при сравнительной опенке качества продукции, В качестве базовых - значений могут приниматься значения показателей лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве. достигнутые ранее или планируемые показатели перспективных образцов, найденные теоретическими или экспериментальными методами, значения показателей качества, которые заданы в требованиях на продукцию (ГОСТы, ОСТы, ТУ, Сборники рецептур).
Вычисляя отношения значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя получают относительное значение, которым удобно пользоваться, при сравнении фактических значений с базовыми значениями показателя качества продукции.
При этом уровень качества будет определять функциями от этих относительных значений.
Номинальное значение показателя качества - это регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отчисляется допускаемое отклонение. Номинальное значение приводится в нормативных документах (применяемых для общественного питания). Например, установлена масса кусочка мелкокусковых полуфабрикатов (от и до в граммах), их форма, процент отклонения по массе и форме, т-те более (например, азу - 25%; поджарки, бефстроганова, плова - 15% в каждой единице упаковки).
Предельное значение показателей качества - это наибольшее и наименьшее регламентированное значение показателей качества продукции, приведенное в нормативных документах и используемое при контроле качества продукции. Предельные значения могут быть mах и min. Например, mах предельное значение содержания жира в костном бульоне - не более 1%, а min содержание сухих веществ в биточках картофельных - не менее 23% (по ТУ).
По стадии определения:
- прогнозируемые;
- проектные;
- производственные;
- эксплуатационные показатели.
По характеризуемым свойствам продукции применяет следующие группы показателей:
- назначения;
- экономические;
- надежности;
- эргономические;
- эстетические;
- технологические;
- транспортабельности;
- стандартизации и унификации;
- патентно-правовые;
- экологические;
- безопасности.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обуславливают область ее применения. К группе показателей назначения относят подгруппы составам структуры продукции.
Состав продукции (содержание белков, жиров, углеводов и т.д.) в первую очередь характеризует пищевую ценность продукции, дает представление о ее биологической и энергетической ценности. В действующей и вновь разрабатываемой НД на продукцию общественного питания состав вырабатываемой продукции указывается. В отдельных случаях нормируется также содержание сухих веществ, жира, соли.
Из показателей, характеризующих структуру продукции, применяются органолептический показатель качества - консистенция (жесткая, нежная, мягкая и др.), не имеющая количественного выражения, определяемого объективными методами.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление, хранение и реализацию продукции. С помощью экономических показателей оценивают технологичность продукции, уровень ее унификации (наиболее важный показатель для продукции общественного питания).
Показатели надежности характеризуют сохраняемость пищевых продуктов и зависимости от условий их хранения и реализации, что требует установление гарантийных сроков хранения пищевых продуктов и отражения их в НД, а для не стандартизованной продукции сохраняемость качества регламентируется Санитарными правилами и нормами, утвержденными Минздравом.
Эргономические показатели характеризуют гигиенические физиологические, технологические и психологические требования, предъявляемые к продуктам.
В гигиеническом отношении продукция должна быть безвредной, в ней регламентируется содержание тяжелых металлов, микотоксинов, канцерогенов (в консервах, фритюрных жирах, копченостях), а также общая обсемененность микроорганизмов (бактерии группы кишечной палочки коагулазоположительные стафилококки, бактерии рода протея, бактерии сальмонелл).
Физиологические показатели используются при определении соответствия продукции физиологическим потребностям человека в пищевых веществах и энергии. В качестве критериев оценки качества продукции общественного питания они выступают крайне редко. Несколько шире используются при оценке качества продукции для диетического и лечебного питания.
Психологические показатели применяют при определении соответствия продукции психологическим особенностям человека (национальным индивидуальным).
Эстетические показатели характеризуют выразительность оригинальность и гармоничность продукции. Требования к внешнему видя форме, цвету, прозрачности, мутности оговорены в НД на отдельные вида продукции общественного питания (ОСТах, ТУ и Сборниках рецептур).
Показатели технологичности характеризуют трудоемкость материалоемкость, энергоемкость производства продукции. Технологичность производства продукции общественного питания зависит от состава структуры сырья и готовой продукции, рецептуры и технологии, используемого оборудования, режимов и способов кулинарной обработки и других факторов.
Показатели транспортабельности характеризуют возможность перевозки продукции транспортом, полноту использования стандартных контейнеров.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень изготовления стандартизованных продуктов.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень новизны продукции (патентная чистота), и соответствующие оформление этой новизны патентами, лицензиями (патентная защита). Натуральные пищевые продукты патентуются, тогда как продукция общественного питания, отдельные наименования, могут быть охраноспособными.
Экологические показатели характеризуют вредные выбросы в среду при изготовлении, обращении и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности характеризуют защищенность обслуживающего персонала от поражения при производстве продукции.
Стандарты на пищевые продукты, как правило, содержат показатели назначения (состав продукции), надежности, технологичности, эстетические и частично эргономические.