Список основной и дополнительной литературы. Содержание лекционных занятий
Содержание лекционных занятий
Модуль 1
Введение
Лекция 1. Основы менеджмента – 2 часа.
Основы возникновения и сущности управления. История формирования и развития медийного бизнеса. Менеджмент СМИ в условиях жесткой конкуренции на информационном рынке. Организации эффективных методов управления в медиа сфере и др.
Основная часть
Лекция 2. Исторические примеры эффективного управления –2 часа.
Практический опыт успешных управленцев. Способы управления и мотивации. 9 исторических коллизии. Фемистокл – добытчик. Стратегия лидерства по Фемистоклу. Великий Александр – победитель. Стратегия управления Великого Александар. Стратегия патриотизма и защиты отечества по Томирис. Мотивация, основанная на словесной драматургии. II Юлий Папула – не вернувшийся герой. «Flow». Марья Терезия – без страха. Стратегия Великого Фридреха. Стратегия Нельсона. Человеческие качества. Стратегия Ганди.
Лекция 3. Основы менеджмента –2 часа.
Школы менеджмента: школа научного управления и ее современные модели, административная (классическая) школа менеджмента, школа человеческих отношений, школа «поведенческих наук».
Структура организации. Зависимость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Роли руководителя. Управленческие функции. Уровни управления. Составляющие успеха организации (СМИ). Эволюция управления. Ситуационный, процессный и системный подходы. Построение организации. Стратегическое планирование.
Лекция 4. Применение менеджмента в журналистике –2 часа.
Миссия СМИ в системе медиаменеджмента. Соотношение миссии, целей и задач медиа предприятия Эффективное управление и моральный климат в редакции. Система и нормы управления. Технологическое развитие и инновации в управлении на современном этапе.
Лекция 5. Медиаменеджмент XXI столетия -2 часа.
Социально-экономические процессы XXI столетия. Развитие менеджмента СМИ в новых условиях. Тактика и стратегия в медиаменеджменте. Общая теоретическая модель и методология стратегического медиаменеджента.
Лекция 6. Задачи медиаменеджмента в современных условиях –2 часа.
Коммуникативные решения в рыночных условиях. Планирование медиа бизнеса. Основные модели формирование знаний и умений в информационном бизнесе. Планирование, организация, мотивация и контроль в медиабизнесе.
Лекция 7. Медиаменеджмент в кризисных условиях –2 часа.
Антикризисный PR. «Неизвестное - известное», «неизвестное - неизвестное». Внутренние и внешние PR-коммуникации. Тимбилдинг. Принятие решений. Рациональное решение проблем.
Лекция 8. Оперативный и стратегический медиаменеджмент –2 часа.
Общая теоритическая модель и методология стратегического медиаменеджмента. Ключевые теоритические подходы к пониманию стратегического медиаменеджмента: подходы, построенные на анализе окружения; целевые подходы; деятельностный подход.
Модуль – 2
Лекция 9. Базовые стратегии в медиаменеджменте –2 часа.
Применение концепции базовых стратегий в менеджменте М.Пориера к медиасфере. Три базовые стратегии в медиаменеджменте: лидерство в минимизации издержек и продаж; лидерство в производстве специализированной продукции (нишевые СМИ); лидерство в ориентации на конкретной сегмент рынка и определенные целевые группы.
Лекция 10. Эталонные стратегии развития медиа бизнеса –2 часа.
Эталонные стратегии развития медиа предприятий: стратегия концентрированного роста; стратегия интегрированного рынка; стратегия диверсифицированного роста; стратегия сокращения.
Лекция 11. Проблемы управления и эффективного функционирования средств массовой информации –2 часа.
Аналитические инструменты и методы стратегического медиаменеджмента. Матрица обоснования стратегии. Матрица стратегического баланса (SWOT-анализ). Выбор стратегических зон хозяйствования. Техника сценариев. Мониторинг медиа продукции: рейтинг-контроль, долевой контроль, RC-контроль (мониторинг дохода и затрат), RАСЕ-контроль (четырехфакторный мониторинг медиа продукции). Матрица Бостонской консультационной группы (ВСG-матрица). Матрица Мак-Кинзи. Пятифакторный анализ М.Портера. PEST-анализ.
Лекция 12. Медиаменеджмент и маркетинговые коммуникации СМИ –2 часа.
Жизненный цикл медиа продукции. Жизненный цикл СМИ. Жизненный цикл предприятия. Связь медиаменеджмента и медиамаркетинга. Комплекс медиамаркетинга: общие представления. Маркетинговые фазы и их содержание.
Лекция 13. Конкуренция в сфере СМИ –2 часа.
Условия конкуренции и выживания СМИ. Механизм конкурентоспособности. Развитие конкурентоспособности государственных СМИ. Новые технологии и жизнеспособность каналов массовой информации.
Лекция 14. Анализ рынка возможностей СМИ –2 часа.
Предпроизводственная фаза: анализ рынка, оценка возможностей медиа компании. Производственная фаза. Постпроизводственная фаза: ценообразование, организация сбыта, маркетинговые коммуникации. Выявление аудитории для рекламы.
Лекция 15. Мультимедийные редакции –2 часа.
Компьютерные технологии и Интернет. Изучение возможностей продвижения на рынок. Интерактивные электронные издания. Новые формы коммуникации. Социальные медиа. Контент с потребителями. Новые медиа. Цифровые и сетевые коммуникации технологии. Медиаконвергенция. Сети коммуникационных систем. Мультимедийные редакции.
Содержание тем практических занятий
Модуль - 1
П1.Сущностные и содержательные признаки управления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Структура редакции.
П2.Управление редакцией. Управленческие полномочия. Примеры эффективного управления.
П3.Основные переменные в СМИ. Деятельность СМИ по классификации технологии (Вудорд, Томпсон).
П4.Связь между планированием и структурой организацией. Контроль с использованием обратной связи.
П5.Управление СМИ на протяжении их жизненного цикла. Принципы определения конкурентоспособности издания.
П6.Реализация стратегического плана. Текущее планирование. Редакционное планирование.
П7.Базовые ценности управления. Персональное самочувствие. Социальное самочувствие. «Конституционное» самочувствие. Сотрудничество и доминирование.
П8.Психология человека. Искусство убеждения. Коммуникационное обеспечение редакционной структуры.
Модуль - 2
П9.Особенности коммуникационного менеджмента в СМИ. Лоббизм, спонсорство, Меценатство. Социальная ответственность журналиста и редактора.
П10.Функции корпоративного редакционного менеджмента. Коммуникационная безопасность. Актуальность и целесообразность коммуникационных работ.
П11.Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функциональные последствия конфликта. Технологии преодоления публичных конфликтов.
П12.Принятие управленческих решений. Диагностика проблемы. Рациональное решение проблем.
П13.Закономерности формирования и развития информационного рынка.
П14.Новые информационные технологии. Информационные потоки. Совершенствование управления информацией.
П15.Причины экономических трудностей СМИ и условия экономической независимости СМИ. Экономические и управленческие принципы редакционной деятельности.
Содержание СРС и СРСП
Неделя | Номер занятий по syllabus | СРС | В том числе СРСП | ||||
Тема и вид занятий | Срок выдачи и приема задания (Неделя) | Тема и вид занятий | Срок выдачи и приема задания (Неделя) | ||||
Mодуль 1 | |||||||
Л1 Л2 П1 | Методология стратегического медиаменеджмента (конспект). | Предпосылки возникновения менеджмента в журналистике? (эссе) | |||||
Л3 Л4 П2 | Миссия СМИ (на примере отечественного и зарубежного ТВ, эссе). | Примеры результативных казахстанских редакции (представить анализ в виде презентации). | |||||
Л5 Л6 П3 | Базовые стратегии в менеджменте (на примере конкретных телеканалов, радиостанций, изданий, групповое исследование). | Примеры, подтверждающие, что не существует «правильного» способа управления (обсуждение, круглый стол). | |||||
Л7 Л8 П4 | Использование матрицы обоснования стратегии в медиаменеджменте (анализ на примере конкретных СМИ). | Предпосылки возникновение научных школ управления (эссе). | |||||
Л9 Л10 П5 | Использование SWOT-анализа в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, составить анализ). | Сравнительный анализ японского и американского менеджмента (презентация PowerPoint). | |||||
Л11 Л12 П6 | Выбор стратегических зон хозяйствования в медиаменеджменте (письменная работа, на примере конкретных СМИ). | Роль идеологии в социалистических СМИ, 1917-1991 гг. (реферат). | |||||
Л13 Л14 П7 | Использвание техники сценариев в медиаменеджменте (письменная работа, на примере конкретных СМИ). | Стратегическое планирование, оценка и контроль в СМИ (доклад). | |||||
Л15 Л16 П8 | Использование матрицы обоснования стратегии в медиаменеджменте (письменная работа, на примере конкретных СМИ). | Процесс выработки стратегии (командная работа, панельная дискуссия). | |||||
Mодуль 2 | |||||||
Л18 Л19 П9 | Использование ВСG-матрицы в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | Виды и способы мотивации (teambuilding). | |||||
Л20 Л21 П10 | Использование матрицы Мак-Кинзи в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | Личность менеджера. Лидерство и стиль управления (доклад). | |||||
Л22 Л23 П11 | Использование матрицы обоснования стратегии в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | Медиаплан издания (реферат). | |||||
Л24 Л25 П12 | Использование пятифакторного анализа М.Портера в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | SWOT-анализ конкретных СМИ (изучения рынка СМИ, составление анализа). | |||||
Л26 Л27 П13 | Использование PEST-анализа в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | Ведение переговоров по урегулированию публичного конфликта (круглый стол, подготовка деловой перепиской). | |||||
Л28 Л29 П14 | Использование мониторингового контроля в медиаменеджменте (на примере конкретных СМИ, письменные задания). | Маркетинг СМИ (доклад). | |||||
Л30 П15 | Анализ ситуационного, системного и процессного подходов в медиаменеджменте (групповая работа, обсуждение). | Объективные основы возникновения и сущность медиауправления (эссе). |
Практика
Предлагаемый курс строится на базе уже полученных студентами знаний по журналистике. По окончании обучения студент должен уметь:
- применять знание теории и практики в своей работе;
- разрабатывать, организовывать и проводить различные по сложности и содержанию управленческие мероприятия;
- пользоваться современными компьютерными специализированными технологиями;
- принимать решения;
- проводить Swot-анализ, использовать PEST-анализ, ВСG-матрицы и т.д.
Список основной и дополнительной литературы
Основная:
1.Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: Учебник для студентов вузов. – М.:ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014. – 400 с.
2.Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Академический проект; Трикста, 2005.
3.Браун Дж., Куол У.Эффективный менеджмент на радио и телевидении (в двух томах). – М: Мир, 2001.
4.Гуревич С.М. Редакционный менеджмент. – М., 2004.
5.Менеджмент на медиапредприятиях. / Редактор-составитель М.Крючкова. Под общ.ред. А.Панкина.-М.:ЦИ СМИ «CPEDA», 2003.
6.Финк К. Стратегический газетный менеджмент. – Самара: Корпорация Федоров, 2004.
7.Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
Дополнительная:
1.Негизбаеа М.О. Организация маркетинговых коммуникации в СМИ / уч. Пособие.- Алматы. Қазақ университеті, 2011.
2.Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С. Антикризисное управление. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008.
3.Классики менеджмента. Под ред. М.Уорнера СПб.: Питер, 2001.
4.Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. М.: Дело, 2007.
5.Савчук В.П. Диагностика предприятия: поддержка управленческих решений. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
6.Ивасенко А.Г., Никонова Я.И, Сизова А.О. Инновационный менеджмент. М.: 2009.
7.Учитель Ю.Г. и др. Разработка управленческих решений. 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Юнити – Дана, 2007.
8.Попо С.Г. Социальный менеджмент. М.: Ось-89,2009.
9.Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Управленческие решения. М., 2009.
10.Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: Инфра-М, 2009.
11.Кирия И.В. Зарубежный медиамаркетинг.- М.:Издательство «ВК», 2006.