Пояснения к практическому занятию. Воздухораспределитель усл
Воздухораспределитель усл. № 292 состоит из магистральной части, крышки и ускорителя экстренного торможения.
В корпус 1запрессованы три втулки: 2 — золотниковая, 9 — магистрального поршня, 28— переключательной пробки. Во втулке 9перемещается магистральный поршень 7, уплотненный металлическим пружинящим кольцом 8.
Рис.1. Воздухораспределитель усл. № 292:
1 — корпус магистральной части; 2 — золотниковая втулка; 3, 4, 13, 18, 23, 34 - - пружины; 5 - - отсекательный золотник; 6 - - главный золотник; 7 — - магистральный поршень; 8 — металлическое уплотнительное кольцо; 9 — втулка магистрального поршня; 10, 27, 35 — прокладки; 11 — корпус крышки; 12 - - стаканчатый фильтр;- 14 - буферный стержень; /5, 31 — заглушки; 16, 30, 33 — колпачковые фильтры; 17 — корпус ускорителя экстренного торможения; 19— поршень ускорителя; 20 — направляющий хвостовик срывного клапана; 21 — уплотнение; 22 — срывной клапан; 24 — резиновое кольцо; 25 — втулка поршня ускорителя; 26 — направляющая поршня ускорителя; 28 — втулка переключательной пробки; 29 — переключательная пробка; 32 — буферный стакан
Хвостовик поршня 7 обхватывает золотники главный 6и отсекательный 5. Между главным золотником и гнездом хвостовика поршня имеется зазор около 7 мм. Главный золотник прижимается к зеркалу втулки пружиной 4, расположенной на двухступенчатом штифте в его ушках.
Отсекательный золотник прижимается к зеркалу главного золотника пружиной 3, второй торец которой упирается в хвостовик магистрального поршня. С левой от поршня стороны в корпус 1ввернута заглушка 31со сквозным отверстием. Эта заглушка служит упором для буферной пружины 34, опирающейся другим концом на буферный стакан 32. Магистральный поршень делит магистральную часть на две камеры: магистральную — МК(справа от диска поршня), связанную с ТМ, и золотниковую — ЗК(слева от диска поршня), связанную с ЗР.
При движении поршень 7 торцом хвостовика упирается в стакан 32раньше, чем коснется своим притертым пояском золотниковой втулки 2.
Для очистки воздуха, постулающего в золотниковую камеру из запасного резервуара через отверстие в заглушке 31, установлен сетчатый колпачок 33. Примерно такие же колпачки 30и 16помещены в тормозном и магистральном каналах корпуса.
Во втулку 28вставлена коническая переключательная пробка 29, на хвостовике которой винтом закреплена ручка. Эта ручка может иметь три положения: наклонное под углом 50° в сторону магистрального отвода при следовании вагона в длинносоставных поездах, вертикальное при следовании в поездах нормальной длины и наклонное под углом 45° в сторону привалочного фланца тормозного цилиндра, когда ускоритель экстренного торможения выключается.
В полости корпуса 11крышки, образована камера дополнительной разрядки (КДР) объемом 1 л, а также размещены буферный стержень 14с пружиной 13, заглушка 15и фильтр 12.
Внутри корпуса 17ускорителя экстренного торможения запрессована поршневая втулка 25, а в гнездо корпуса вклеено резиновое кольцо 24, в которое упирается ускорительный поршень 19под действием пружины 18.
Поршень, уплотненный металлическим кольцом, перемещается во втулке 25и направляющей 26, ввернутой в корпус на резьбе.
Срывной клапан 22ускорителя экстренного торможения снабжен уплотнением 21и направляющим хвостовиком 20. Клапан прижимается к седлу пружиной 23, а буртом входит в паз поршня. При этом между буртом и горизонтальной стенкой паза имеется осевой зазор около 3,5 мм.
С 1964 г. вместо деталей 25 и 26 применяется втулка с направляющей, а поршень 19уплотняется резиновой манжетой.
Принцип действия
На всех схемах действия воздухораспределителя усл. № 292 положение переключательной пробки показано при следовании вагона в поезде нормальной длины.
Рис.2 Схема действия в режиме зарядки ВР№292.
Зарядка. Воздух из тормозной магистрали по каналу 19в корпусе магистральной части воздухораспределителя, каналу 17в корпусе крышки и далее через фильтр поступает в камеру МК.
Из этой камеры через три отверстия 75 диаметром по 1,25 мм во втулке магистрального поршня и одно отверстие 14диаметром 2мм в этом поршне воздух проходит в золотниковую камеру ЗК, сообщающуюся отверстием 39(9 мм) с запасным резервуаром.
Кроме того, из камеры МК по каналу 16, через отверстия 11 к 10воздух поступает под отсекательный золотник.
Одновременно по каналу 21воздух из магистрали проходит под ускорительный поршень, отжимает его от седла, через дроссельное отверстие 20поступает в камеру Снад ускорительным поршнем и далее по каналам 22и 33, выемке 32в переключательной пробке и каналам 34и 36—под главный золотник.
В процессе зарядки тормозной цилиндр сообщен с атмосферой Ат каналом 35, отверстием 28, выемкой 29, отверстием 31и каналами 2, 3и 4. Отверстия и каналы 37, 36, 13перекрыты главным золотником. Камера дополнительной разрядки КДРтакже сообщена с атмосферой каналами 18,6, 7, 9, Н, 5и 4(рис.2)
Рис.3 Схема действия при служебном торможении ВР №292.
Служебное торможение. При снижении давления в тормозной магистрали темпом служебного торможения на 1,2—1,4 кгс/см2 магистральный поршень переместится вправо вместе с отсекательным золотником на величину холостого хода 7 мм, не передвигая главный золотник. При этом произойдет разобщение магистрали с камерой ЗК, так как
отверстия 75 будут перекрыты магистральным поршнем. Одновременно каналами 19, 17, 16, 11,отверстием 10,выемкой 9, отверстиями 7, 6,каналом 18 магистраль сообщится с камерой КДР. Благодаря резкой дополнительной разрядке магистральный поршень вместе с главным золотником переместится вправо еще примерно на 4 мм и каналы 1и 40сообщатся с каналом 38.
Сжатый воздух из запасного резервуара через отверстие 39, по каналам 1,40, 38, 35перетекает в тормозной цилиндр, поэтому давление со стороны камеры ЗК на магистральный поршень уменьшается и он останавливается, не сжимая буферной пружины. При снижении давления в магистрали на меньшую величину, чем при полном служебном торможении, но не менее чем на 0,3 кгс/см2, магистральный поршень с золотниками переместится так же, как и при полном торможении. Воздух будет перетекать в тормозной цилиндр до тех пор, пока давление в ЗК, а следовательно, и в запасном резервуаре, не станет ниже давления в магистрали примерно на 0,1 кгс/см2. После этого поршень сдвинется обратно влево на величину холостого хода 7 мм, не перемещая главный золотник, а отсекательный золотник своей кромкой закроет канал 1,т.е. разобщит запасный резервуар с тормозным цилиндром — произойдет перекрыша.
Рис.4 Схема действия при экстренном торможении ВР №292.
Экстренное торможение. При резком снижении давления в тормозной магистрали темпом 0,8 кгс/см2 в секунду и быстрее магистральный поршень сразу перемещается вместе с золотниками в крайнее правое положение, сжимая пружину буферного стержня и прижимаясь к прокладке. При этом выемка 41золотника сообщает отверстия 37 и 36и воздух из камеры Спо каналам 22, 33,через выемку 32и отверстие 34 поступает в тормозной цилиндр.
Вследствие резкого понижения давления в камере Сускорительный поршень под действием сжатого воздуха со стороны магистрали, где в этот момент давление еще не ниже 4,5 кгс/см2, перемещается в верхнее положение, отжимает срывной клапан от седла и сообщает магистраль широким каналом 21с атмосферой через отверстия в седле. После снижения давления в магистрали примерно до 1,0— 2,5 кгс/см2 ускорительный поршень под действием усилия пружины и давления воздуха со стороны камеры С (давления в тормозном цилиндре) переместится вниз и в результате этого срывной клапан опустится на седло, прекратив разрядку магистрали.
Во время экстренной разрядки магистрали, когда магистральный поршень с золотниками находится в крайнем правом положении, запасный резервуар сообщается с тормозным цилиндром каналами 12, 13, 23, 27, 28,35, а камера КДР — с атмосферой каналами 18, 6, 3, 4и Ат. Отверстие 27 имеет диаметр 5,5 мм с таким расчетом, чтобы наполнение цилиндра при экстренном торможении до давления 3,5 кгс/см2 в поезде нормальной длины происходило за 5-7 с. На режиме для длинносоставного поезда наполнение тормозного цилиндра происходит через отверстие 25, а с выключенным ускорителем — через отверстие 24диаметром 1,5 мм в течение 12-16 с.
Таким образом, экстренная разрядка магистрали обеспечивает быстрое распространение тормозной волны по поезду.
Рис.5 Схема действия при отпуске ВР №292.
Отпуск тормоза может быть осуществлен только полный. При повышении давления в магистрали и камере МКдо величины несколько большей, чем в камере ЗК и запасном резервуаре, магистральный поршень с золотниками перемещается влево. Воздух из тормозного цилиндра по каналу 35 поступает к втулке переключательного крана, затем по каналам 28, 31в канал 2 золотниковой втулки и далее по каналам 3, 4, атв атмосферу. Камера КДР сообщается с атмосферой каналами 18, 6, 7, 8, 5, 4.
Время выпуска воздуха из тормозного цилиндра в атмосферу определяется диаметром дроссельных отверстий в переключательной пробке в зависимости от установленного режима.
Так, в положении ручки переключательной пробки для поезда нормальной длины выпуск воздуха из тормозного цилиндра происходит через канал 29сечением 18 мм2 за 9-12 с, для длинносоставного поезда через отверстие 26и при выключенном ускорителе через отверстие 30диаметром 3 мм за 19-24 с. Благодаря действию на магистральный поршень левого буферного устройства зарядка запасных резервуаров в головной части поезда осуществляется медленно через отверстие 14диаметром 2 мм. В хвостовой части поезда, где давление в магистрали повышается медленно, магистральный поршень перемещается только до упора хвостовика в буферный стакан и своим притертым пояском не доходит до торца золотниковой втулки. Поэтому зарядка запасных резервуаров происходит быстрее через три отверстия 15диаметром по 1,25 мм.
Контрольные вопросы по опросным карточкам
Практическое занятие №13
Тема: «Исследование конструкции пневматической и электрической части тормозов пассажирского вагона»
Цель: Закрепить теоретический материал, изучить практически размещение пневмооборудования и ЭПТ на вагоне, особенности устройства каждого из элементов.
Оборудование: тормозное оборудование пассажирского вагона в сборе.
Порядок выполнения:
1.Нарисовать схему пневматической и ЭПТ части пассажирского вагона.
2. Пронумеровать каждый элемент и дать название:
3. Исследовать принцип взаимодействия узлов схемы и знать их назначение.