Пример технического задания на проектирование новых лесных машин
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Содержание расчетно-пояснительной записки и чертежей
Пояснительная записка дипломного проекта должна содержать следующие основные разделы:
1. Задание на дипломное проектирование.
2. Оглавление записки.
3. Обзор и анализ литературных данных по разрабатываемому типу машины.
4. Техническое задание на проектируемую машину.
5. Техническое предложение на проектируемую машину.
6. Тяговые расчеты машины и расчеты приводов агрегатов.
7. Проектирование компоновки машины с выбором схем технологических устройств.
8. Расчеты проектируемых деталей на прочность.
9. Разделы по технике безопасности и гражданской обороне.
10. Исследовательский раздел. По указанию руководителя этот раздел может быть включен в другие разделы записки (в зависимости от его содержания).
11.Экономическое обоснование внедрения новой машины.
12. Библиографический список.
Задание на дипломное проектирование помещается в начале записки (см. приложение I). Содержание записки составляется с указанием разделов, подразделов и страниц. Библиографический список помещается в конце записки с указанием автора, наименования книги (журнала и статьи), издательства и года издания. Сущность разделов пояснительной записки и чертежей изложены ниже.
5.1.1. Обзор и анализ литературных данных по разрабатываемому ти-пу машины.Раздел предусматривает систематизацию сведений о машинах, осуществляющих производственную работу, для которой предназначена проектируемая машина. Кроме рассмотрения учебной и справочной литературы, изучается периодическая техническая литература, информации по авторским свидетельствам и зарубежным патентам. В период преддипломной практики изучается техническая документация, имеющаяся на кафедре вуза, научно-исследовательских институтах и в КБ предприятий, работающих в области лесозаготовительной техники и расположенных в районе прохождения преддипломной практики. Желательно проведение личных наблюдений за существующими машинами, выполняющими производственный процесс проектируемой машины.
При систематизации полученных материалов студент может выполнить исследовательский раздел работы. Таким разделом может явиться, например, математическая обработка и построение графиков хронометражных наблюдений.
5.1.2. Техническое задание на проектируемую машину.Техническое задание (лесотехнические требования) составляется по установленной форме (см. пример) и представляет собой требования потребителя новой машины для обеспечения более высокой производительности труда и более высокой экономичности, чем у существующих машин. Техническое задание представляет обобщение исследовательских и поисковых работ в деле обеспечения технического прогресса и создания новой техники.
5.1.3. Техническое предложение на проектируемую машину.Техническое предложение на машину разрабатывается на основе технического задания и является характеристикой проектируемой машины. В предложении указываются основные параметры машины и ее агрегатов, их назначение и общие показатели работы машины. Техническое предложение выполняется в табличной форме. Дополнительные пояснения приводятся в конце предложения.
5.1.4. Тяговые расчеты машины и расчеты приводов агрегата.Тяговые расчеты машины производятся в случае выполнения машиной транспортных работ и работ по обработке почвы.
В разделе приводятся кинематический анализ, а также расчет приводов агрегатов проектируемой машины. По указанию руководителя эти расчеты могут быть выполнены для определенных агрегатов.
5.1.5. Проектирование компоновки машины с выбором схем технологических устройств.Проектирование компоновки машины включает проведение расчетов по определению нагрузок на опорные катки или колеса машины при выполнении различных операций (транспорт, обработка почвы, погрузочные работы) при установившемся и неустановившихся режимах работы машины. Поскольку эти расчеты связаны с размещением технологических устройств (лебедка, коники, стрелы, навески и т. д.), проектирование компоновки машины происходит с одновременным выбором схем кинематики и размещением на машине технологических устройств.
Этот раздел пояснительной записки дипломного проекта может явиться разделом выполнения аналитического научного исследования, выполняемого студентом. Поэтому перед выполнением этого раздела студент получает подробную консультацию по объему и глубине выполняемых расчетов.
5.1.6. Расчеты проектируемых деталей на прочность.При разработке новой машины проектируется значительное количество новых деталей. Многие из этих деталей представляют собой валы и шестерни, расчет которых рассматривается в курсовых проектах по деталям машин. Поэтому при выполнении дипломного проекта для расчета на прочность выбираются оригинальные новые детали, нагруженные динамическими усилиями и работающие при неустановившемся режиме. Количество деталей для расчета на прочность выбирается с учетом сложности расчета и необходимости выполнить два листа рабочих чертежей. В записке приводится схема нагружения рассчитываемых деталей и обоснование выбираемых напряжений и материалов.
5.1.7. Разделы по технике безопасности и гражданской обороне.В разделе излагаются правила техники безопасности при работе на проектируемой машине, обосновываются предохранительные устройства, исключающие несчастные случаи в процессе работы.
Предусматриваются различного рода сигналы и блокировки, предупреждающие и исключающие опрокидывание машины или аварийное положение узлов. В разделе может быть помещена разработанная дипломником инструкция по технике безопасности при работе на новой машине. В разделе по гражданской обороне разрабатываются мероприятия по использованию проектируемой машины в условиях применения средств массового поражения. В записке излагаются правила эксплуатации машины в зоне усиленной радиации и предлагаются способы использования проектируемой машины для выполнения оборонных и восстановительных работ.
5.1.8. Исследовательский раздел.Исследовательская часть проекта разрабатывается по плану, согласованному с руководителем. Как указывалось ранее, этот раздел может быть включен составной частью в другие разделы за счет их расширения и углубления.
5.1.9. Экономическое обоснование внедрения новой машины.В этом разделе разрабатывается экономическое обоснование внедрения новой машины. Проводится сравнение новой машины с серийно выпускаемыми и определяется годовая экономия, получаемая при внедрении новых машин, и срок их окупаемости.
5.1.10. Выполнение чертежей дипломного проекта.Чертежи дипломного проекта выполняются в карандаше или тушью на листах формата 24 (А1). В необходимых случаях при выполнении общих видов размеры листов могут быть увеличены согласно ГОСТу.
Все чертежи выполняются с соблюдением требований ГОСТов. Чертежи с нарушением действующих ГОСТов к защите не допускаются.
Чертежи дипломного проекта должны иметь примерно следующее содержание:
1. | Общий вид проектируемой машины | – 2 листа; |
2. | Общие виды (разрезы) проектируемых агрегатов или сборочных единиц | – 2-3 листа; |
3. | Схемы механических, гидравлических и электрических приводов | – 1 лист; |
4. | Кинематический анализ работы проектируемого узла | – 1 лист; |
5. | Графики проведенного математического анализа действия сил на машину или агрегат при неустановившемся движении (математическая обработка результатов проведенных исследований) | – 1 лист; |
6. | Рабочие чертежи оригинальных спроектированных деталей | – 2 листа. |
По указанию руководителя в число чертежей может быть включен лист с экономическими показателями разрабатываемой машины или лист с картой технического обслуживания машины.
5.1.11. Библиографический список.Курсовые и дипломные проекты и работы должны завершаться библиографическим описанием использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов. Под документами в данном случае понимают произведения печати (учебники, учебные пособия, книги, монографии, труды ученых или научных организаций, справочники, словари, многотомные издания, сериальные издания, нормативно-технические и технические документы, депонированные научные работы и т.п.) и неопубликованные документы (отчеты о научно-исследовательских работах, неопубликованные переводы, диссертации, авторефераты диссертаций, неопубликованные руководящие документы и т.п.). Библиографическое описание – совокупность сведений о произведении печати или неопубликованном документе, необходимых и достаточных для общей характеристики документа, его идентификации и поиска.
Курсовые и дипломные проекты и работы являются неопубликованными документами. Однако, учитывая особенность выполнения курсовых и дипломных проектов и работ, их будем считать учебными документами. К учебным документам будем также относить рефераты на научную тему, отчеты по учебным и производственным практикам, отчеты по лабораторным работам, расчетно-графические работы. В этих учебных документах также рекомендуется помещать библиографическое описание цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых и (или) рекомендуемых документов.
Правильно составленный библиографический список литературы к курсовым, дипломным, научным работам, свидетельствует о проработанности изучаемой темы автором и его корректном отношении к работам других авторов, которые были использованы при разработке данной темы.
Описание произведений печати и неопубликованных документов регламентируется соответствующими нормативными документами [7, 8].
Пример технического задания на проектирование новых лесных машин
I. | Общие сведения | |
1. | Тип трактора | – гусеничный, модификация трелевочного трактора ТДТ-55А. |
2. | Назначение | – бесчокерная трелевка леса при сплошных и выборочных рубках; подтрелевка леса из труднодоступ-ных мест при помощи лебеди; выравнивание комлей и окучивание леса перед погрузкой; погрузка леса на автотранспорт при помощи крупнопакетных установок. |
3. | Изменение скорости движения | – ступенчатое, подвижными зубчатыми колесами при остановках трактора (типа трактора ТДТ-55А). | |
4. | Скорость движения, км/час вперед назад | – 2,4 – 11,0 (тракторы ТДТ-55А); – 2,3 (тракторы ТДТ-55А). | |
5. | Тяговое усилие, кН | – максимальное, не менее 48,0. | |
6. | Ширина колей, мм | – 1690 (тракторы ТДТ-55А). | |
7. | Просвет при полностью погруженных почвозацепах, мм | – 530 (тракторы ТДТ-55А). | |
8. | Среднее статическое удельное давление порожнего трактора на почву, кПа | – не более 45, распределение давлений по опорным каткам при движении с грузом и порожнем должно быть не хуже, чем у трелевочного трактора ТДТ-55А. | |
9. | Удельная конструктивная сила тяжести трактора с полным комплектом технологического оборудования, кН/л.с. | – не более 1,6. | |
10. | Углы устойчивости (продольный и поперечный) трактора в статическом состоянии технологического оборудования, град | – не менее 40. | |
11. | Гарантийный срок службы до первого капитального ремонта, час: а) двигателя, не менее б) трансмиссии, не менее в) ходовой системы г) гусеницы и ведущих колес д) технологического оборудования | – 8000; – 6500; – 4500; – не менее 3000; – не менее 5000. | |
Срок службы корпусных и базисных деталей | – не менее, чем у трелевочного трактора ТДТ-55А (8 лет). | ||
Стабильность мощностных и экономических показателей двигателя, час. | – не менее 5500 (при выполнении правил технического обслуживания). | ||
14. | Сменная производительность модификации при работе со средним объемом дерева 0,3 м3и расстоянии трелевки до 300 м; м3 | – не менее 55. | |
15. | Потребность в модификации для бесчокерной трелевки, шт. | – 6000. | |
II. | Двигатель | – трактора ТДТ-55А, мощность 45,6 – 55,1 кВт (62 – 75 л. с.) | |
III. | Трансмиссия | – трактора ТДТ-55А. | |
IV. | Ходовая система | – трактора ТДТ-55А с уширенной гусеницей. | |
V. | Размещение водителя, удобства управления | ||
1. | Кабина | – трактора ТДТ-55А с внесением конструктивных изменений, обеспечивающих хороший обзор водителю в зоне работы технологического оборудования и возможность поворота водителя назад. | |
2. | Сидение | – одноместное, мягкое, поворотное. | |
3. | Тип управления | – трактора ТДТ-55А. | |
4. | Приборы | – трактора ТДТ-55А. | |
VI. | Технологическое оборудование | ||
1. | Гидроманипулятор | – рычажный, неполноповоротный, обеспечивающий погрузку на трактор за комель (вершину) деревьев объемом до 3 м3, находящихся от трактора на расстоянии до 5 м. | |
2. | Зажимное устройство | – объемом до 10 м3,рычажного типа, обеспечивающее закрепление пакета деревьев как за комли, так и за вершины. | |
VII. | Дополнительное оборудование | ||
1. | Передняя навесная система с толкателем | – трактора ТДТ-55А. | |
2. | Лебедка | – трактора ТДТ-55А, предусмотреть возможность использования лебедки для самовытаскивания трактора. | |
3. | Прицепное устройство | – трактора ТДТ-55А. | |
VIII. | Требования к конструкции по условиям техники безопасности | ||
Конструкция трактора должна отвечать "Единым требованиям безопасности к конструкции сельскохозяйственных тракторов, самоходных шасси, самоходных машин, других сельскохозяйственных машин и орудий" и "Основным требованиям техники безопасности и производственной санитарии, обязательным при конструировании, испытании и изготовлении машин для лесосечных работ". | |||
IX. | Дополнительные требования | |
1. | Эксплуатационные удобства | – трактор должен иметь удобный и легкий доступ к смазочным и регулировочным точкам. Количество применяемых видов смазки должно быть не более трех. Окраска должна быть устойчивой к воздействиям влаги и нефтепродуктов. |
2. | Ремонтные требования | – монтаж и демонтаж деталей и узлов машины должен осуществляться минимальным количеством инструментов и приспособлений. |
3. | Унификация деталей и узлов трактора | – по основным деталям и узлам модификация должна быть унифицирована с трелевочным трактором ТДТ-55А. |
Срок действия технических требований | – 5 лет |
Подписи руководителей заказчика – Министерства
Подписи руководителей головных НИИ
Подписи руководителей организаций, разработавших требования.