Раздел 3 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Основные понятия управления проектом
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов по этапам жизненного цикла проекта (ЖЦП), направленную на эффективное достижение его целей на основе применения системы современных теоретических подходов, методов, техники и технологий управления для достижения сформулированных (поставленных) в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Для эффективного управления проектом необходимо его всесторонне взвешанное структурирование на отдельные этапы.
Жизненный цикл проекта в общем случае — это промежуток времени между моментом появления идеи, зарождения проекта и моментом его ликвидации; завершение является исходным понятием для исследования проблем управления и принятия соответствующих решений.
Жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы:
• прединвестиционную;
• инвестиционную;
• эксплуатационную.
Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта, от его целевой направленности и может включать следующие фазы, в том числе:
1) концептуальную фазу, включающую формулирование це-8ей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осущес-i пимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
2) фазу разработки проекта, включающую определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджет проект разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
3) фазу выполнения проекта, включающую работы по реализации проекта, включая выполнение работ по этапам проекта;
4) фазу завершения проекта, включающую в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию;
5) эксплуатационную фазу, включающую приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию;
6) фазу ремонта и восстановления основных технических характеристик изделия;
7) фазу утилизации изделия после выработки им общетехнического ресурса или изделий, снятых с эксплуатации по причине возникновения отказов и дефектов, препятствующих дальнейшей эксплуатации изделия.
Функции управления проектом включают планирование, сбор информации, анализ, выработку управленческих решений, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку.
Подсистемы управления проектом включают:
• управление содержанием и объемами работ;
• управление временем и продолжительностью;
• управление стоимостью;
• управление качеством;
• управление закупками и поставками;
• управление распределением ресурсов;
• управление трудовыми ресурсами;
• управление рисками;
• управление информацией и коммуникациями. Управляемые параметры проекта. Управляемыми параметрами
проекта являются:
• объемы и виды работ по этапам проекта;
• стоимость, инвестиционные издержки, расходы по проекту;
• временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
• ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам;
• качество проектных решений, компонентов проекта по этапам, применяемых ресурсов и пр.;
• информационные ресурсы.
Проект и процесс его реализации, осуществления являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая система, а подсистемой является управление проектом.
Окружение проектов. Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации:
• проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом «внешней средой»;
• состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;
• проект, как и всякая система, может быть разделен на этапы, или элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.
Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект на собственно «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно.
Причины этого заключаются в следующем:
1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять свое местоположение, переходя в состав проекта из «внешней среды» и обратно.
2. Ряд элементов проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над реализацией другого проекта и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением какого-то другого проекта).
В практике бизнес-планирования, осуществляемого на этапе иредпроектных исследований, обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта:
• политический, а именно: отношение федеральных и местных илистей к проекту;
• территориальный, включающий изучение конкретных предложений на рынке аналогичной продукции;
• экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.
Проектный цикл. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется проектным циклом (или жизненным циклом проекта).
Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
В ряде случаев жизненный цикл проекта может совпадать с жизненным циклом изделия, создаваемого в рамках данного проекта.
Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет» до состояния, когда «проекта уже нет».
Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.
Окончанием существования проекта может быть:
• ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;
• перевод персонала, выполнявшего проект на другую работу; J
• достижение проектом заданных результатов;
• прекращение финансирования проекта;
• начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
• вывод объектов проекта из эксплуатации;
• утилизация изделий, выработавших свой общетехнический ресурс.
Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его] ликвидации оформляется официальными документами.
Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).
Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, | участники проекта (разработчики проекта) должны руководствоваться своей ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление проекта на фазы может быть самым разнообразным, лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки. Просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.
Разделение проекта на взаимосвязанные между собой этапы (каждый этап представляет собой самостоятельный проект) наглядно демонстрирует создание наукоемкого конкурентоспособного изделия.
В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы и т.д.).
Применительно к очень крупным проектам, например, строительству метрополитена, освоению нефтегазового месторождения и т.п., количество фаз и этапов их реализации может быть достаточно большим.
Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10—15 лет), но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций — участников проекта.
Структуризация проектов. Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было эффективно управлять.
Структура проекта во многом определяется видом продукции (изделий), которую необходимо разработать или произвести, и увязывает элементы работы, которые предстоит выполнить как между собой, так и в конце проекта.
. Кроме того, процесс структуризации проекта является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки обобщенного плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей между участниками — исполнителями проекта.
Методы управления проектами. Методы управления проектами включают:
— сетевое планирование и управление;
— календарное планирование;
— структурное планирование;
— ресурсное планирование.
Методы управления проектами позволяют:
• определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (основные этапы работ, которые предстоит выполнить);
• определить необходимые объемы и источники финансирования;
• подобрать исполнителей и соискателей, в частности через процедуру торгов и конкурсы; подготовить и заключить контракты;
• определить и обосновать сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
• рассчитать смету и бюджет проекта, предусмотреть и учесть риски;
• обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.
Организационные структуры управления проектами.
Реализация проекта проходит по этапам, каждому из которых свойственна та или иная организация или предприятие.
Выделяют следующие принципиальные организационные формы:
• функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта в данной организации осуществляет лишь общую координацию работ;
• дивизионная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированной по региональному, продуктовому или технологическому признакам);
• проектная структура. Данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации;
• матричная структура. Промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления.
Здесь могут быть выделены три разновидности матричной структуры организации:
— слабая матрица, когда координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами;
— сбалансированная матрица, когда менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений;
- жесткая матрица, когда менеджер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.
Опираясь на эти организационные формы, осуществляется управление всей совокупностью ресурсов на каждом этапе проекта используя методологию и приемы теории управления и принятия всесторонне обоснованных управленческих решений.
Участники проекта - основной элемент его структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла на каждом этапе проекта. Специализация участников проекта осуществляется по этапам жизненного цикла проекта. В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций.
Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.
Главный участник - заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком может быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов. Заказчиками могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.
Не менее важная роль принадлежит инвестору - стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик - не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.
Инвесторами в РФ в общем случае могут быть:
• органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;
• организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;
• международные организации, иностранные юридические лица;
• физические лица-граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые проектировщиками, или проектантами.
При этом ответственным за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком, или генеральным разработчиком.
Подрядчик (генеральный подрядчик, субподрядчик) — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом. Этим исчерпывается круг привычных для отечественного специалиста участников проекта.
В последние годы реалии рыночной экономики и методы управления проектами привели к дополнению состава участников проекта новыми лицами с новыми специфическими функциями.
В первую очередь, это фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг участникам проекта по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют консультантами.
Следует упомянуть еще о лицензиаре — юридическом или физическом лице — обладателе лицензий и «ноу-хау», используемых в проекте, а также носителях инноваций, используемых на каждом этапе проекта.
Лицензиар представляет (обычно на коммерческих условиях) право использования в проекте необходимых научно-технических достижений, обладателем которых он является.
Особое место в осуществлении проекта занимает руководитель проекта, в ряде проектов — это генеральный конструктор. Это юридическое лицо, которому заказчик (инвестор или другой участник проекта) делегирует полномочия по руководству работами по проекту: разработку, планирование, контроль и координацию работ участников проекта.
Под руководством руководителя (менеджера) проекта работает команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его
целей.
Завершая рассмотрение функций основных участников проекта, следует отметить важнейшую роль банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчета с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств. Следует отметить также, что непрерывное развитие видов проектов по отраслям экономики приводит к деформации и изменению функций всех выше рассмотренных участников проекта.